Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




О том как всё устроено

Ударим новым законом о культуре по бездорожью и разгильдяйству либерального фундаментализма   3

Человек и общество

09.11.2016 23:00  

Валерий Суриков

251

Ударим  новым законом о культуре по бездорожью и разгильдяйству либерального фундаментализма

    Манифест, с которым 24   октября  2016  года   выступил  К.Райкин,  свидетельствует   прежде  всего  о  том, что   главным и  несомненно господствующим   в  его  сознании    является допущение   о  первичности     права    называться  художником (творцом).  Это  право  вовсе не  результат  творческих усилий,   не  итог творческих достижений   -  оно   до  них. Оно -  изначально и носит сугубо заявительный  характер:  я есть  художник,  и  всё  тут...    И извольте   все,  от  моей   жены  до министра,   считаться  с  этим. Творцами  отнюдь   не   становятся.  Ими    являются    -  и  народу  и  начальству.  А потому  творческие   права каждого,  заявившего  себя   художником,   абсолютны.

   В  явной  и ясной   форме  идею    первичности   у К. Райкина  не найти,  но все   буйства  его   манифеста   из этой   идеи  элементарно   выводятся.    И   он  нисколько   не  оригинален.  Просто        идеология  первичности-абсолютности    прав    творца  изложена   им   столь откровенно   и агрессивно,  что   оставлять ее   без  пристального  внимания   уже невозможно.  Проблема  "художник-народ- власть" вызрела  и  ею в  России пора  заняться  на самом серьезном  уровне.  Этот вывод  -   главный   позитивный результат    выступления    К.  Райкина.

    Выкрикнутые   же им  24  октября  идеи  сами  по  себе  особого  интереса    для  России   не  представляют  по  той  хотя  бы причине,  что    они   для нее  (  для  истории ее бытия,  ее  культуры)    мелковаты -   слишком  утилитарны. Как,  впрочем,   и всё   из  того,  что  уже  четверть  века,  с нарастающим   остервенением    пытается  культивировать   на   российских просторах  либеральная   урла.

     О наличии позитивной   составляющей  в  выступлении   К.Райкина   свидетельствуют  и отклики  на  него   -  в них,  собственно,   и  нашли  отражение  узловые   моменты  проблемы   "художник-народ- власть".  Наиболее полно это   выразилось, кажется,     у Эдуарда Бирова - "Манифест  вольных  художников" . Автор ее, вполне современный молодой человек,   не какой-нибудь  замшелый  совок в ватнике,      убедительно  продемонстрировал,  что    истоком  вдохновенных  суждений  К. Райкина  являются  банальнейшие  "постулаты либерального  фундаментализма" ; что оптимальной моделью взаимоотношений  художника  и  власти   является, видимо,  для  К. Райкина ,  тотальный   паразитизм: "государство должно исправно  платить деятелям культуры деньги  и  не  требовать  ничего  взамен,  даже  если  те  будут  отражать  жизнь  страны,  как   кривое зеркало ­  корчить  рожи,    показывать голые задницы и втаптывать святое в грязь";что проблема взаимоотношений художника  с  народом(обществом)   решается  у  К. Райкина   во  все том  же   буйном  ключе: "не лезьте свиным рылом в калашный ряд" -  вы "должны  сидеть  и  молча  проглатывать  то,  чем ... кормят  жрецы от искусства" .

Несомненным  достоинством    работы  Э. Бирова   является  то, что,   увязав  манифест Райкина   с постулатами либерального  фундаментализма, он напомнил  не только о  том,  что  Россия     уже  четверть  века    пребывает   под  игом  либеральной  урлы ("при  номинальном  отсутствии  единой   идеологии  в  России  все  25  лет  господствовала культурная,  информационная  и  идеологическая  политика   «избранного  меньшинства»,навязанная  большинству  под  видом  демократии  (власти  «демократов»)  и  оплачиваемая из государственного бюджета), но и   о   ее( России) попытках  сбросить  это   иго.  В   связи   с  этим  и упоминается  утвержденные  в конце  2014  года   "Основы  государственной  культурной  политики".  Понятно, что   одно  только  сближение этих  слов  в единой  фразе   представляет  для  либеральной  урлы   опасность страшную.  Для  того же  К. Райкина   это,  видимо,  убийственная  комбинация    слов, поскольку манифест  его выстраивается   на  признании такого словосочетания безусловной  абракадаброй.   Но   именно государственная   культурная  политика  открывает   путь  к  решению  проблемы "художник-народ- власть", к  "возвращению искусства и его деятелей  на службу народу", а значит, и  путь  к  полной   блокировке   либерального   фундаментализма  в культуре.

То,  что  отдельные  положения  "Основ", такие, как   "оказание  государственной  поддержки  только  здоровому  искусству,  идентичному цивилизационному коду" , подобный   путь  действительно  открывают - очевидно. Урлу  либеральную  такая возможность  не  может  не  пугать -  выкрик  К. Райкина от 24 октября   свидетельствует  и об этом.   Но  до  реального  движения   по этому   пути - очень  далеко, поскольку   такого рода  развороты, - увы, не компетенция    Министерства   культуры.   И без   замены  сословно-олигархической      структуры    социума   на  что-нибудь по традиционным российским  меркам  более  приличное   они   вообще  маловероятны. К. Райкин, судя  по  всему, это   прекрасно  понимает   и  в своих  импровизациях  несомненно  учитывает.

    Диагноз Э.  Бирова адекватен предельно:  определенная  и  немалая   часть   гуманитарной   элиты    нашей (та, в  частности, часть, что  на  цирлах  гарцевала  пред Западом  все   постсоветское  время) манифестом  К. Райкина объявляет  решительный бой   даже   тем   робким  попыткам  выстраивать  государственную  политику   в  области   культуры,  что делаются  сегодня.   К.  Райкин  -  это  лишь  увертюра.   Не исключено,  что   основные  сражения  могут  развернуться   в   связи  с     принятием   новой   редакции   закона   о  культуре.   Если   судить   по  недавней( за  неделю  до  Райкина)  публикации в "Накануне", версия  закона о культуре, обсуждаемая  сейчас  в палате   для  общественности,  своими  идеями и установками    весьма  и  весьма  близка  к   манифесту   К.  Райкину  -  одни   и   те  же  лица, судя  по  всему, консультировали  и  авторов законопроекта  и   К. Райкина.  

        Закон  о  культуре   находится  в  состоянии  обсуждения   аж  с  2011  года и  в  нынешней  редакции находится в  полнейшем  несоответствии    с подписанными президентом в 2014  году "Основами государственной  культурной   политики".   Ситуация в общем-то  для  современной России типичная:  реальные серо-либеральные   будни    плюс отвлекающий  от  грустных  мыслей  президентский   замах  на отдаленную  и  очень  неопределенную  перспективу...

    Возможно,   что  палата, в которую  имеет  допуск общественность,  сумеет  привести  закон о культуре  в  соответствие   с  президентскими "Основами".  Но  есть ведь еще  и  Дума.  А  в ней "Единая  Россия"    со  своим    конституционным   большинством... И далеко   не  очевидно,  чье   влияние  на  последнюю  больше -   администрации президента  или   российского  олигархата...

  И  тем  не  менее   высказаться  по   ряду   вопросов,  связанных  с  проблемой    "художник-народ- власть"     смысл  все  же  есть,  поскольку  нельзя полностью   исключать,  что  начавшаяся  дискуссия     может   выплеснуться за   рамки  общественной палаты.

 

                                        П Р И Л О Ж Е Н И Я

 

Приложения   -  это  три  моих статьи  в слегка  отредактированном и  сокращенном  варианте.

 

  1. "В  ожидании эстетического   бунта  ­ г. Туминас   и  русская классика". Статья 2010 года . Тема -    интерпретация     классики.       К.  Райкин  коснулся   и  этой   темы  -  судя  по  всему,    он  считает, что  и  в этом   вопросе    права   субъекта,   назвавшего    себя   художником,    безусловны. Главная  идея  статьи: не  только  архитектурная,  но  и   любая классика  должна   охраняться   государством.

2." Элита, следовательно, цензура".

Статья   с  этим   названием  писалась где-то  в 2003-2004  году,  во  времена, когда  даже   Живой   журнал   не  пустил   еще  корни  на российской  почве ,   в    отечественной  сети  царствовали  форумы  "Русского  журнала",   а   тексты  длинной   более   100  слов   еще  не  приводили в ужас  обитающую в  сети    публику. Серьезное  было  время  -  доЕГЭвское...

В  статье, в  частности,  речь об   экспертной, настраивающей цензуре. Практически это может выглядеть , например,  так.  Театр  "Сатирикон"... Афиша спектакля  "Все  оттенки   голубого"... В нижней  ее  части крупным  шрифтом: экспертная оценка  спектакля по  20-бальной  шкале   -  минус 8... 

 

  1. "Новое  должно  обновлять, но  не  господствовать".

Статья   написана в  2011 году.  Тема-   модернизация  и  традиция, авангард  и  классика.   Полемика   с И.Б. Роднянской  и  сторонниками   инволюционной модели   искусства.

 

Полностью текст  можно  найти здесь


Оцените статью