Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




О том как всё устроено

ЭФФЕКТ шофера Макса Планка

Человек и общество

24.08.2016 20:46  

Федор Сухов .

163

Про «голубиные предрассудки»:

Скиннер провел ряд любопытных поведенческих исследований.
Он помещал голубей в клетку с кормушкой, в которую, время от времени,независимо от действий птицы,выпадала пища.

При этом у голубей вырабатывались своеобразные ритуалы: «один голубь бегал кругами против часовой стрелки, другой бился головой об угол клетки, четвертый и пятый совершали регулярные вращения головой».
Оказалось, что голуби начинают чаще обычного повторять те движения, которые они, по случайному стечению обстоятельств, совершали в момент получения пищи.
Это явление было названо «голубиными предрассудками» и является примером того, как в животном мире возникает интуитивная связь между двумя никак не связанными явлениями: ударом головой об стенку и получением корма.

Знакомо? Чем отличается «тех.анализ» от «голубиных предрассудков»? А у некоторых голубей спекулянтов даже есть интуиция.
Недавно в журнале Форбс прочел про интересную теорию об искажении информации – «эффект шофера Макса Планка».

Этот эффект был впервые описан Чарли Мангером (соратником Баффетта).

Когда Макс Планк получил Нобелевскую премию за открытие квантовой механики, он долгое время ездил по европейским университетам с лекциями, объясняя свое революционное открытие.
Практически каждый раз его сопровождал один и тот же шофер.
В какой-то момент шофер в шутку сказал, что он уже столько раз слышал эту лекцию, что мог бы и сам ее прочитать.
На что Макс Планк моментально согласился.

В следующем университете шофер провел лекцию, и поскольку в 1919 году люди не знали как выглядит настоящий Макс Планк, никто не заметил подмены.

Более того, шофер уверенно ответил на все стандартные вопросы из аудитории, так как ответы на них он тоже уже много раз слышал.
И лишь на необычный вопрос от специалиста шофер сказал: «Ну, это такой простой вопрос, что даже мой шофер может на него ответить» и указал на Макса Планка, стоящего рядом.

Этот реальный случай, похожий на анекдот, тем не менее является примером фундаментального явления, чрезвычайно распространенного в группах людей, формирующихся по какому-либо профессиональному принципу - например, ученых, врачей или инвесторов.

Лишь немногие люди являются действительно профессионалами (Максами Планками), стоящими на передовом крае исследований в своей области.

Намного больше шоферов-имитаторов. Они выучивают роль и ответы на стандартные вопросы.

Они получают авторитетные ученые степени или другие свидетельства своей профессиональной значимости. Они доводят до совершенства свой уверенный внешний вид, они невозмутимы, их речь убедительна.

Внешне они абсолютно неотличимы от Максов Планков. Но они остаются имитаторами — в нестандартных ситуациях, где необходима экспертиза профессионалов, они бесполезны.

Поскольку во многих ситуациях мнение сообщества определяется большинством голосов, побеждают именно «шоферы» — зачастую они определяют общественное мнение.
Инвестиционное сообщество, как никакое другое, подвержено этому эффекту, что приводит к колоссальным деформациям новостного потока.

Любой инвестор каждый день сталкивается с десятками «шоферов» с известными фамилиями и внушительными регалиями, высказывающими свое мнение в средствах массовой информации или на инвестиционных конференциях.
У инвестиционного сообщества начинает складываться определенное общее среднее мнение — консенсус. Постепенно это мнение становится доминирующим — все больше «шоферов» начинает его перенимать. В какой-то момент включается свойственный всем нам эффект подтверждения, когда информация, не совпадающая с консенсусом, инвестиционным сообществом блокируется, как сегодня на Украине "про политику".

Начинается процесс автокатализатора — новые «шоферы», переходящие на сторону консенсуса, вызывают соответствующее изменение котировок (например, рост акций), что рассматривается как подтверждение правоты консенсуса и привлекает еще больше новых шоферов.
Практически все инвестиционные бумы (и последующие крахи) проходят по этому сценарию.

Бороться с этим эффектом и отличить «шоферов» от Макса Планка чрезвычайно сложно.
Одним из радикальных способов является минимизация контактов с инвестиционным сообществом.

Именно поэтому некоторые успешные инвесторы стараются избегать мировых финансовых центров — они располагают свои штаб-квартиры в изолированных местах.

Вы без труда вспомните пару-тройку имен, не только из биржевой среды – клонов «шофера Макса Планка», кто нахватался общих фраз о рынке, и вещает через интернет и ТВ о вечном обвале, апокалипсисе и крахе всего и вся, тем самым именуясь экспертом?

Меня забавляют разговоры про «приобретенный опыт в трейдинге».
По-моему, если кто-то 10 лет торгует, то это как раз говорит о том, что он так ничего и не понял.

Цинично, но эти «голуби» и «шоферы» играют на пользу разумных инвесторов, давая им возможности покупать недорого интересные активы.
Просто жалко других людей, которые прислушиваются и теряют от советов таких «экспертов».
Инвесторы используют рынок, а не подчиняются ему...

Сcылка >>


Оцените статью