Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




В российские магазины - и желудки - поступил пластиковый рис из Китая

Птичка чирчик

Человек и общество

17.04.2016 09:51  

1046946

162

В разделении и рутенизации труда русской птички чирчик точно нет.

P.S. А общую часть этого действа несколько дней транслировали по ТВ. Тогда ведь это отдельных денег не стоило и было модно. Я смотрела.

Дело было в 89-м году в Дудинке. Мы по заказу образовательного начальства проводили эвриканский сбор [Инновационно-образовательный проект «Эврика» А. Адамского  - прим. модератора] с местными учителями по модным тогда педагогическим инновациям. Мне досталась группа учителей из долганской национальной школы и работа почему-то не клеилась. Речь шла  про управление - о целях школы и образования в целом. Но что-то мешало нашему взаимопониманию, может быть языковой барьер.

Тогда я придумал обсуждение на двух языках: сначала они обсуждали по-долгански между собой, а потом, на русском - переводили мне. "Ну, и что такое цель вообще, в частности, образования, - спрашиваю, - ведь вы цель урока формулируете  каждый день в плане-конспекте урока?" Предполагая в ответ свой наезженный вариант: "Цель - это представленный в сознании желаемый результат моей деятельности". После недолгих обсуждений и перевода, те отвечают: "Цель, это пойти на реку, поймать трех рыб, чтобы накормить семью".

Мне бы сразу понять, что в их натуральном образном (природном) сознании и мышлении тесно сплетено и само действие, и его смысловая оболочка: экологичность (только трех рыб поймать, а не глушануть динамитом пол-речки), его культуросообразность (поймать и не продать, а затем пропить, а семью накормить), но я, к теперешнему стыду своему, продолжал в том же западно-европейском духе проблематизировать, "работать с понятиями", да еще в довольно жесткой критической манере задавать провокационные вопросы. В результате на второй день мои подопечные приуныли, замкнулись, а на третий - одна из женщин тихо заплакала. В ответ на мои испуганные вопросы соседки перевели мне ее всхлипывания.

Точно не вспомнить, но они звучали примерно так: "Вы, русские, пришли и отняли нашу землю, нашу природу, культуру, наши права. Но у каждого долганина есть в душе укромный уголок, который он бережет больше жизни. Там живет незаметная серенькая птичка чирчик, которую-то и в тундре не видно. Туда, в этот сокровенный уголок души всегда можно было уйти, спрятаться от жизненных тягот, обид и невзгод, пусть даже за занавесом слез. И вот теперь приходите вы, и своими вопросами, другими изощренными психо-техническими средствами добираетесь до этого самого сокровенного, вынимаете, вывешиваете его на стену всеобщего обозрения, убивая последнее, что есть заветного и неприкосновенного в душе у каждого долганина - птичку чирчик. Нас-то, долган, и осталось всего на планете две тысячи, так уж лучше, чем так измываться - загоните нас в резервации и дайте нам спокойно умереть".

Должен признаться, удар был силен. Мгновенный переход из благородной роли миссионера и носителя света разума в позицию захватчика и оккупанта, заставил тут же побежать к своим коллегам и просто возопить о недопустимости вивисекции ценностей, и моем нежелании быть таксидермистом птички чирчик и участвовать в дальнейшем набивании опилками их чучел.

Года два мы не работали с национальными школами... Но все забывается, и как-то в Усть-Нарве мне снова пришлось встретиться в группе, теперь уже с эстонскими учителями. Каково же было мое удивление и священный ужас, когда я узнал, что в душе каждого эстонца есть в сознании или в сердце приют отдохновения, о котором он никогда никому постороннему не говорит, но где может укрыться от всех жизненных невзгод и перипетий; который он ценит не меньше своей жизни. Этот уголок называется "коду", что в переводе на русский язык означает - "дом". Снова побежал я к друзьям-консультантам. На это раз, задаваясь логично вытекающим из всего происшедшего вопросом: а есть ли такое же место, как "птичка чирчик" и "коду" в душе русского человека? А если есть, то как оно называется?

Споры были горячими, но постепенно, перебирая прошлые "дворянскую честь", "отчизну", "родину", "купеческую совесть" мы должны были честно признать, что все это уже в прошлом и сегодня для нас (по крайней мере присутствующих тогда) "не актуально” .

Так и остается с тех пор для меня, как человека, профессионально занимающегося образованием взрослых, ключевой загадкой "русской души" вопрос - что же такое русская (или российская?) птичка чирчик, которую нам вместе и каждому в отдельности нужно защищать до последнего вздоха? Или у каждого из нас она своя собственная и без имени-отчества?

Моление ягнят или голос совести?

Образ птички Чирчик – это метафора, за которой кроются предельные ценностные основания человека, социальной группы, этноса, нации, страны… Они могут быть просто неотрефлексированы или быть проявленными публично, но устойчиво противостоять внешнему окружению. 

Основная проблема, на мой взгляд, в том, что ценности в социальных проектах не учитываются. И как их «учесть?»  На виртуальных форумах, и на реальных конференциях, и дома среди друзей и близких,  каждый публично обсуждает чужие «птички Чирчик», а не свои собственные:

Обшая, обобществленная СМИ и ЕГЭ «чирчик»  российского образования стремительно модернизируется в «чирик». Или в «стольник» долларов. «Золотой дождь» экономики до бела отмыл «черного кобеля» посредственности, рвущейся к власти. Хорошо об этом у Александра Башлачёва - "Время колокольчиков",

Долго ждем. Все ходили грязные, 
От того сделались похожие, 
А под дождем оказались разные. 
Большинство-то честные, хорошие. 

Один мой знакомый (очень большой интеллектуал) любит повторять: "Ну, есть у меня совесть... Только я ею не пользуюсь. Дома оставляю, чтобы не истрепалась". Как-то в метро услышал совсем уж хамское: "Ну да, имею я совесть, имею. Два раза в неделю."

 

Сcылка >>


Оцените статью