Голосования



Что вы думаете о деле Улюкаева?




Хоронить заказывали?

Хоронить заказывали?

Михаил Веллер

67806


Латынь как улика

Архивные материалы

18.02.2015 06:37

Евгений Гильбо

176

Почему в основе гимназического образования лежит классическая филология?

Для затравки приведу несколько таблиц из Брокгауза и Евфрона

Недельное распределение уроков в австрийской гимназии по плану 1884 г.:









Предметы








Классы








Всего








I








II








III








IV








V








VI








VII








VIII
Закон Божий 2 2 2 2 2 2 2 2 16
Латинский язык 8 8 6 6 6 6 5 5 50
Греческий язык 5 4 5 5 4 5 28
Отечественный язык 4 4 3 3 3 3 3 3 26
География и история 3 4 8 4 3 4 3 3 27
Математика 3 3 3 (1-е пол.) 3 4 3 3 2 24
Естественная история 2 2 2 (2-е пол.) 2 2 10
Физика 2 3 3 3 11
Философская пропедевтика 2 2 4
Итого 22 23 24 25 25 25 25 25 194


 

Недельное распределение уроков в прусской гимназии по плану 1882 года:







Предметы






Классы






Всего






VI






V






IV






IIIa






IIIb






IIa






IIb






Ia






Ib
Закон Божий 3 2 2 2 2 2 2 2 2 19
Немецкий язык 3 2 2 2 2 2 2 3 3 21
Латинский язык 9 9 9 9 9 8 8 8 8 77
Греческий язык 7 7 7 7 6 6 28
Французский язык 4 5 2 2 2 2 2 2 21
История и география 3 3 4 3 3 3 3 3 3 28
Математика 4 4 4 3 3 4 4 4 4 34
Естественная история 2 2 2 2 2 10
Физика 2 2 2 2 8
Чистописание 2 2 2 6
Итого 28 30 30 30 30 30 30 30 30 268
 

Недельное распределение уроков в русской гимназии по плану 1890 года:







Предметы






Классы






Всего






Приготовительный






I






II






III






IV






V






VI






VII






VIII
Закон Божий 4 2 2 2 2 2 2 2 2 16
Русский язык с церковнославянским и логика 6 5 4 4 3 3 3 3 4 29
Латинский язык 6 6 5 5 5 5 5 5 42
Греческий язык 4 5 6 6 6 6 33
Математика 6 4 4 3 4 4 4 3 3 29
Физика 2 3 2 7
История 2 2 3 2 2 2 13
География 2 2 2 2 8
Французский язык 3 2 3 3 2 3 3 19
Немецкий язык 3 3 3 3 3 2 2 19
Чистописание, рисование и черчение 6 4 4 2 10
Итого для обучающихся обоим новым языкам 22 23 28 29 29 29 29 29 29 225
Для обучающихся одному французскому 22 23 25 26 26 26 26 27 27 206
Для обучающихся одному немецкому 22 23 25 27 26 26 27 26 26 206


 

Как видим, ещё в конце XIX века во всех трёх империях в гимназиях преобладают латынь и греческий. Остеррайх игнорирует существование иных языков, как тузменых (коих в Империи было великое множество, так и европейских. Пруссия добавляет в образование язык аристократии - французский. Россия добавляет основы немецкого языка для тех, у кого он не домашний.  Но нигде эти реально полезные по жизни языки не могут сравниться по количеству часов с латынью и греческим.
Поскольку ещё несколько десятилетий назад число помнивших содержание образования в гимназиях было весьма велико, представители того поколения пытались нам объяснить причины, по которым три императора в государственных гимназиях впаривали "мертвящую латынь". Утверждалось, что латынь была... языком науки.

Эта версия проверки не выдерживает, ибо всякий психически здоровый человек может пройти в библиотеку и убедиться, что языком науки весь девятнадцатый век была вовсе не латынь, а немецкий и французский языки. Да и в восемнадцатом веке на латыни не писали уже даже и медицинских трактатов. Да и при всём уважении трёх императоров к науке, она не была столь массовым и государственнообразующим занятием, чтобы школьные программы их величества утверждали из желания думать, будто их страна - академи де сиянс.

А для чего вообще нужны были императорам гимназии? Они готовили чиновников. Для других профессий всегда существовали другие учебные заведения - духовные, военные, певческие, позже реальные и профессиональные. Следственно, учреждая гимназии и определяя им программы, государи исходили из того, что латынь и греческий будут крайне необходимы чиновникам в повсе
дневной работе.

Насколько необходимы? Настолько, насколько количество уделяемых им часов соотносится со всем остальным.

Продолжение http://shel-gilbo.livejournal.com/96222.html

Сcылка >>


Оцените статью