Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




О том как всё устроено

Проблема образования в контексте современной глобальной проблематики

Архивные материалы

02.09.2016 04:21

knignik

147

Современный отрезок истории характеризуется наличием сложного комплекса проблем. Зачастую их многообразие воспринимается как совокупность не связанных друг с другом проблемных ситуаций, различных по своему характеру, генезису и причинам возникновения. Но при более внимательном и глубоком рассмотрении можно обнаружить влияние некой универсальной причины, лежащей в основе всех проблем современности. Наличие же такой причины превращает несвязную совокупность проблем в глобальный проблемный узел, имеющий единый источник, единый корень.
С разрешением глобального проблемного узла сейчас связывается само существование человечества. Проблемы, его составляющие, не случайны, они являются закономерным следствием несовершенства деятельности людей. В этой связи образование представляет такой ее вид, без которого принципиально невозможны никакие другие формы современной целенаправленной и коллективной деятельности.

КРИВОХАТЬКО Н. И.


 

ПРОБЛЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ГЛОБАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ

ЧЕРНОВИК ДИССЕРТАЦИИ

ТРЕТИЙ  ПАРАГРАФ

Но далеко не всегда педагог может наложить корректное управляющее воздействие на естественную потребность обучающегося в деятельности, познании, самовыражении. И объективных причин этому значительно больше, чем субъективных. Ведь личность даже одного обучающегося - это система колоссальной сложности с множеством параметров, причем система развивающаяся, а это означает, что эти параметры постоянно меняются, причем иногда кардинально. Да еще случается порой, что эта система являет собой классический "черный ящик". Учтем, что таких систем у педагога обычно два-три десятка (к тому же они еще и влияют как-то на развитие друг-друга). Достичь успеха в такой ситуации педагог зачастую может лишь ценой полного отрешения от всего, что не является работой. Далеко не каждый способен на подобный подвиг (и это, скажем так, не совсем неправильно). Есть ли хоть какой-то намек на средство, позволяющее сделать работу рядового, не выдающегося педагога скажем, на порядок более эффективной?

Наверное, кое-кто из читающих или слушающих эту речь уже произнес (вслух или про себя) это слово, символ будущих тысячелетий - компьютер. Да, искомое средство - это именно компьютер с его кажущимися фантастическими даже сейчас, на первых ступенях развития, возможностями.

С точки зрения образования компьютер - это устройство, способное моделировать любую (в принципе) проблемную ситуацию и помогать находить средства для ее разрешения. Это устройство, способное хранить информацию о сколь угодно сложной системе, в том числе о личности человека и осуществлять моделирование ее развития. Наконец, компьютер - это устройство, способное сделать доступными для любого ученика любые знания, накопленные человечеством. Трудно себе вообразить, во сколько раз компьютер, оснащенный эффективным программным обеспечением смог бы повысить качество образования. В этом направлении открывается столь обширное поле деятельности, что горизонты его из нашего настоящего попросту не просматриваются. Но для того, чтобы реализовать столь обширные возможности, необходимо радикально пересмотреть не только стратегию образования, но и концепцию человека и общества в целом, а также не менее существенное обновление познавательных методов. Попробуем обосновать сказанное, исходя из целей образования и предполагаемого пути повышения его эффективности.

Одна из задач, которую должно решить образование - обеспечить продолжение самообразования, которое человек успешно осуществляет в младенческом возрасте, и дать ему возможность самому освоить его мир, "самостоятельно" освоить навыки его преобразования. Для успешного решения этой задачи необходимо выполнить следующие условия.

Во-первых, необходимо создать некую универсальную информационную среду, своего рода "модель мира", которая бы воспроизводила все существенные особенности бытия природы и человека. Но такая модель не должна представлять инертную "картинку", являющую собой объект пассивного созерцания. Нет, эта среда должна быть представлена в форме динамичной модели проблемной ситуации (точнее - комплекса проблемных ситуаций), предполагающей возможность активного участия обучающегося в их разрешении.

Во-вторых, крайне необходимо наличие какого-то единого методологического ядра, какого-то общего подхода, достаточно простого, чтобы он быстро усваивался и в дальнейшем становился главным инструментом активного обучения.

Без компьютера с его возможностями эта задача кажется неразрешимой. Но компьютер - это соединение аппаратного и программного обеспечения. И если общий уровень развития электронной техники кажется достаточным для решения нашей задачи, то с программным обеспечением дело обстоит несколько иначе. Можно смело утверждать, что обеспечение, которое бы соответствовало поставленной проблеме, попросту не существует. И то, что создано оно может быть лишь в рамках какой-то всеобъемлющей образовательной программы - это тоже кажется очевидным.

Да, на современном рынке программного обеспечения можно найти множество обучающих программ достаточно высокого качества. Но основной недостаток этих программ именно в их специализации. Хотя они вполне могли бы стать полноценными компонентами некой универсальной обучающей программы.

Очевидно, обучающие программы должны содержать элементы игры - мы знаем, что даже сложный материал легче усваивается, когда он подается в игровом контексте. Ведь общеизвестно, какой интерес существует к компьютерным играм. Правда, подавляющее большинство этих игр не могут похвастать сколь-нибудь серьезным содержанием. В основном там эксплуатируются темы агрессии, ловкости, удачливости и т. д. Не спорим - это тоже нужно. Но в подобных играх не передается основное содержание человеческой деятельности. Да, человек существо экспансивное по своей природе - это надо признать. Но надо также наконец осознать, что главный объект экспансии человека не его соплеменники, а нечто другое. Это тот могучий и безжалостный мир, который нас окружает: безжалостный к нашим ошибкам, к нашей лени, к нашему недомыслию. Это колоссальные энергии, которые могут в мгновение ока уничтожить нас, пока мы занимаемся выяснений отношений между собой, знакомясь при помощи компьютера с различными военными играми.

Приведем один пример. В декабре 1994 года на расстоянии 100 тысяч километров от Земли (это треть расстояния до Луны) прошел астероид размером с десятиэтажный дом. И это событие по существу осталось незамеченным никем (кроме, естественно, астрономов, его наблюдавших). Многие ли всерьез озаботились вопросом, что могло произойти, если бы этот космический объект прошел поближе к Земле и оказался захваченным ее тяготением? А если бы при этом он оказался еще и в несколько раз крупнее? Или нес на себе нечто опасное для земной жизни? Что бы мог человек противопоставить этому незваному гостю? Есть ли у нас реальные, отработанные механизмы противостояния вот такой, внешней опасности? Вообще-то говоря, они есть, только ориентированы в противоположную сторону - на уничтожение самих себя. Конечно, можно сказать, что столкновение гигантского астероида с Землей - это событие, которое имеет очень маленькую вероятность, оно может произойти один раз в несколько тысяч лет. Но думаю, все согласятся, что нам достаточно и одного раза. Стоит ли в подобного рода делах надеяться на авось? А ведь мы это делаем постоянно.

Это лишь один пример грозящей человеку извне опасности, один из многих, может быть несколько экзотический, но тем не менее наглядный. Существует не меньшая угроза существованию человека, исходящая от него самого. Об этом как раз и свидетельствует наличие глобальной проблематики. Но очень тревожным симптомом является то, что мышление человека, мышление подрастающего поколения всерьез не настраивается на решение подобного рода проблем. В этом мышлении по-прежнему формируются преимущественно потребительские тенденции в отношении к окружающему нас большому, прекрасному и богатому миру. Возникает впечатление, что в представлении людей этот мир создан исключительно для того, чтобы его можно было потребить, использовать. Глобальность, космичность мышления в современном образовании являются параметрами необязательными. Мы пребываем в какой-то благодушной до неприличия уверенности, сто с нами - с человечеством, с планетой никогда ничего не случится , просто не может случиться. В чем причина такой самонадеянности - может быть в том, что мы еще не выросли? Мы - это все люди? Но тогда нам действительно в самый раз поиграть. И обучающие игры должны содержать механизмы, моделирующие главное, серьезное направление человеческой экспансии - деятельность по целенаправленному оптимальному преобразованию среды для сохранения гомеостазиса вида. Играть в такие игры сложнее и тут уже может понадобиться мотивация, но ее можно встроить в саму игру.

Наверное, уже ясно, проблема единой образовательной компьютерной программы не сводится к написанию высокоэффективного программного обеспечения. Все гораздо сложнее: для того чтобы такая программа была создана, прежде должна быть решена не одна серьезная познавательная, этическая, мировоззренческая проблема. Рассмотрим следующую ситуацию.

Допустим, программа, о которой идет речь, создана. Учитель имеет возможность получить в свои руки мощнейший инструмент, который позволит ему сделать свою деятельность гораздо более эффективной. Например, если компьютер сможет моделировать личность каждого из его воспитанников, отражать его развитие, позволять рассчитывать различные коррективы. Программа поможет подобрать необходимую для ученика в данной ситуации информацию из банков знаний, подскажет перечень подходящих задач. Подобная программа могла бы повысить эффективность деятельности педагога как минимум на порядок. Конечно, и с внедрением этого метода среди педагогов появятся и свои "эйнштейны" и рядовые труженики. Но в целом эффективность образования поднимется на качественно новую ступень. Но вот вопрос: а не опасно ли столь мощный инструмент вручать современному человеку? Т. е. человеку, все устремления которого базируются на системе ценностей, стержнем которой является успех любой ценой? Что будет, если глубокое знание личности того или иного человека станет достоянием не очень чистоплотных людей? А если в их власти окажется сама универсальная обучающая программа? Это может привести к такому оболваниванию широчайших масс людей, которого обычными методами не удастся достичь никогда.

Тем самым обнажается глубокое противоречие между объективными потребностями и потенциальными возможностями развития общества и исповедуемым им образом жизни, базирующейся на некорректной системе ценностей. И это тоже одна из глобальных проблем современности, разрешение которой, в частности, является необходимым условием построения единой компьютерной образовательной программы.

Приведем еще одно рассуждение. Из результатов соответствующих исследований известно, что освоение компьютера происходит наиболее эффективно, когда оно начинается в шестилетнем возрасте. Упускается. что в данном случае речь идет и о компьютере и о программном обеспечении для взрослых. Работать с ним может лишь ребенок, который уже прошел какой-то образовательный курс. А осуществлялись ли попытки создать или хотя бы смоделировать и аппаратное и программное обеспечение специально "под бэби"? Чтобы ребенок мог играть не только с кубиками и прочими вещными игрушками, но и с ситуациями? Иными словами, на какой возраст должна быть ориентирована универсальная обучающая программа? Например, при помощи сенсорного экрана уже можно показать и самым маленьким, как ведут себя различные существа и предметы, если на них воздействовать тем или иным образом.

Если вдуматься, то в подобных рассуждениях нет ничего слишком уж фантастического, принципиально неразрешимого. И все же утверждать, что эта проблема (создание единой обучающей программы, максимально использующее информационные технологии) может быть решена уже завтра, будет более чем несерьезно. Этому событию должны предшествовать очень глубокие трансформации общества, культуры, познания. Созданию программного обеспечения, способного смоделировать универсальную информационную среду должно предшествовать существенное обновление методологии познания. Ведь механическое копирование традиционных приемов преподавания на новую, "компьютерную" почву ни к какому качественному улучшению процесса образования привести не может. Если в учащегося будет по-прежнему заталкиваться громадное количество разнообразных знаний и частных методик их усвоения и применения - то в чем здесь можно увидеть принципиальную новизну? Это будет вполне показушная, внешне эффектная, каких и прежде было немало (разве что аномально дорогостоящая) новация, ничего не меняющая по существу. Не спасут ситуацию и эвристические возможности компьютера. Ведь компьютер, оснащенный лишь эвристическими программами, не научит мыслить. Он может дать только те же навыки, что и "живой" учитель, правда, в некоторых случаях сделав процесс обучения более дешевым (имеется в виду применение компьютерных тренажеров для пилотов и т. п.). В то же время единый, универсальный метод позволит синтезировать качественно новое знание о мире и обусловит возможность простого, доступного его представления. Программное обеспечение, использующее этот метод, позволит смоделировать основные принципы функционирования головного мозга человека, тем самым приблизившись к решению проблемы искусственного интеллекта.

Искусственный интеллект - это новая и весьма перспективная область познания, в рамках которой уже достигнуты определенные успехи. В литературе приводится множество примеров, иллюстрирующих те или иные системы искусственного интеллекта. К сожалению, все эти системы страдают одним и тем же недостатком - они имитируют лишь отдельные стороны интеллектуальной деятельности человека. О полном успехе в решении проблемы искусственного интеллекта можно было бы говорить лишь после создания систем, имитирующих общеинтеллектуальные процедуры (метапроцедуры). Но последнее возможно только в результате осмысления лежащих в основе мышления общих закономерностей переработки информации, самой сущности интеллектуального процесса.

Возможно ли это в принципе? Да, если исключить из системы рассуждений одно распространенное заблуждение. Суть сводится к тому, что поиски наиболее общего принципа интеллектуальной деятельности ведутся, по сути, в очень узкой, ограниченной области, буквально "под фонарем", т. е. исключительно среди механизмов высшей нервной деятельности. При этом как-то даже не предполагается, что действительно общие принципы интеллектуальной деятельности могут (и должны!) быть общими не только для этой деятельности, но для всего сущего. Иначе не было бы возможным не только эффективное функционирование, но и само возникновение и развитие мозга человека.

Трудности, возникающие при изучении работы мозга и применении этих знаний для помтроения систем искусственного интеллекта могут быть преодолены только на основе построения и использования достаточно общей абстрактной теории. Таковой может быть лишь теория, использующая в качестве методологического ядра органический синтез трех обозначенных выше принципов - компонентов новой гиперпарадигмы. Среди основных возможностей этого метода была указана и возможность, позволяющая создать предельно общий язык, пригодный для описания всех без исключения явлений действительности. Кажется достаточно очевидным, что браться за решение проблемы искусственного интеллекта, не располагая подобным инструментом, бессмысленно. Поэтому только в рамках подобной концепции возможно создание полноценной теории естественного интеллекта, интеллекта человека, без чего также нет смысла говорить о решении проблемы интеллекта искусственного. В свою очередь только решение этой проблемы существенно приблизит моделирование процесса возникновения и разрешения проблемных ситуаций к реальному.

Итак, мы можем считать, что главная причина отсутствия возможности эффективного использования компьютера в образовании, т. е. создание информационной среды в форме универсальной обучающей программы, которая бы предоставляла учащемуся возможность непрерывного самостоятельного постижения мира заключается в отсутствии необходимой для такого методологического прорыва теоретической базы, соответствующего знания о человеке. А причина этого в свою очередь - отсутствие эффективных общепознавательных методов.

Т. о. мы вернулись к исходной точке - потребности современной культуры в качественно новом подходе постижения действительности.

Москва - Запорожье, 1997 - 1998 гг.

Сcылка >>


Оцените статью