Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




О том как всё устроено

ВЕЛИКОРОССИЯ: ОСОБЫЙ ПУТЬ

Архивные материалы

12.07.2015 03:28

daw

144

Какой ещё случайностью можно объяснить наличие только в русском языке одного слова, описывающего всю цепочку от внутреннего мира человека, до всей внешней вселенной? Слово это "Род", как раз и придающее языку родовой характер (на что как раз обратил внимание Л.Якубинский). Механизм выглядит, с одной стороны, просто: слово «род» в качестве корня объединяет самые разные явления вокруг человека, от близкой «родни» до «природы», с другой стороны, сложно, так как всё происходит на бессознательном уровне, незаметно ускользающем от рационального сознания. Именно поэтому «род» является ключом к раскрытию феномена особой русской имперской ментальности, во все времена вызывающей неприятие у остального мира, по крайней мере, у мира западного. В одном из комментариев к моей последней статье о русском имперском гене(http://alex-o-mire.blogspot.ru/2015/06/blog-post_19.html) в газете Взгляд(http://vz.ru/club/2015/6/19/751574.html), читатель Наталья Матвеева написала: «Русский мир объединяет самый прекрасный на этой планете язык. Именно поэтому американцы не позволяют сделать в Украине русский язык государственным». Лучше, пожалуй, не скажешь (за исключением не совсем русского "в Украине"), тем более, что в этом коротком высказывании выражена основная суть уникальности русской цивилизации, а также фундамент, на котором базируется её особое отношение к миру, являющееся причиной нескончаемых противоречий между Россией и Западом. Но самое главное – именно русский язык является носителем русского имперского гена, фундаментально отличающегося от всех остальных. Сказанное лишь косвенно относится к лингвистике, филологии и языкознанию, разве что может выявляться при сравнительном языкознании, но только при условии объективного, беспристрастного и не совсем традиционного подхода. И, кроме того, давайте договоримся сразу – сравнивать придётся, во многом, несравнимые явления и понятия. Так бывает часто и во многих областях: в праве, этике, морали, философии наконец, когда многие оценки справедливы лишь в привязке ко времени или даже к географическим координатам, что даёт существенную поправку на конечный результат, выходящий за рамки традиционной научной проблематики. Поэтому следует сразу оговориться: речь вообще не идёт о лингвистических критериях и, тем более, о сравнительной древности в плане первенства тех или иных языков. Речь идёт об удивительном богатстве русского языка, что делает его уникальным явлением. При этом я не говорю о «неуникальности» других языков, а лишь о том, что есть в русском, и чего нет в других. И, самое главное, о том, как русский язык влияет на формирование ментальности народов России, то есть народов, исторически бывших под покровительством Российской Империи и расположенных на территории восточнее такого понятия, как Западная Европа (или просто Запад). Именно язык формирует различное отношение к вопросам мира, войны и человеческой жизни. Например, на Западе в целом очень трепетно относятся к человеческой жизни, но… только к своей жизни, с поразительным равнодушием к жизни чужой, что является перевёрнутым миром для Востока, часто готового пожертвовать собой ради спасения далёкого незнакомца. В результате, ровно через 70 лет после начала Великой Отечественной Войны, 22 июня 2015 года Европа, наплевав на все мыслимые и немыслимые нормы приличия, вновь объявляет Россию «агрессором» и торжественно заявляет о продлении санкций для, так называемого, умиротворения. Подобное однозначно находится за гранью добра и зла, но только с точки зрения иной ментальности, обладающей, как минимум, исторической памятью. Следует окончательно признать: мы живём в разных мирах и строим разные системы(http://alex-o-mire.blogspot.ru/2015/02/blog-post_9.html), мы настолько разные, что мирный период нашего соседства всегда обманчив и используется исключительно для подготовки новой неизбежной схватки. А любое проявление стратегической открытости, скорее всего, будет воспринято противоположной стороной как проявление слабости и возможность для своего усиления. В этом смысле показательны 90-е годы, когда открытость и объективная слабость России немедленно были использованы для расширения влияния Запада и встройку в общественно-политическую систему страны чужеродных элементов (западных советников, глобальных корпораций, НКО), в качестве агентов иностранного влияния. Было бы наивно утверждать, что в обратной ситуации Россия не воспользовалась бы для расширения своего влияния, подминая под себя территории, которые она всегда и по праву считает своими. При этом замечу главное отличие: Запад не постеснялся засунуть лапу за цивилизационные границы России, как это было не раз в истории (меняются лишь формы и средства, но не меняется суть), чего Россия не делала никогда, а если и делала, то временно, в ситуации крайней необходимости и под давлением чрезвычайных внешних обстоятельств. Эти и многие другие фундаментальные различия находятся глубоко на бессознательном уровне, там, где формируется жёсткая ментальная матрица, отфильтровывающая неприемлемое и принимающая присущее в соответствии со своей собственной сигнальной системой «свой-чужой». Для того, чтобы понять причинно-следственную связь, желательно хотя бы на время забыть всё, чему нас учили в школе, институте и далее по списку. Если получится, тогда можно спокойно и непредвзято рассмотреть следующую гипотезу: главным фактором формирования коллективной ментальности является язык, и только язык. Подчёркиваю: не индивидуальной, а коллективной ментальности, так как любой частный случай, выходящий за рамки общего, ни в коем случае не может опровергать это общее. Проще говоря, какой язык, такая и ментальность народа. Об этом я пишу давно, в том числе и подробно, например, здесь(http://alex-o-mire.blogspot.ru/p/blog-page_10.html) и здесь(http://alex-o-mire.blogspot.ru/p/17.html). Возражения принимаются, но давайте всё-таки отодвинем в сторону учебники, научные труды и прочую языковую литературу, такую как, например, словари иностранных слов, и попробуем немного подумать своей головой, а не общественным мнением, даже если это мнение сильно научное. Конечно, понимать сказанное следует лишь относительно, тем более, что первая моя отсылка будет к выдающемуся языковеду, профессору Льву Якубинскому (1892 – 1945г.г.), который первым обратил внимание на родовой характер русского языка. Во всяком случае, больше ни в какой научной литературе и ни у кого развития этой, на мой взгляд, чрезвычайно важной темы, я не встречал, а все редкие отсылки, в стиле «между прочим», вели к тому же Л.Якубинскому. Почему я считаю эту тему важной? Потому, что, с моей точки зрения, причиной всех российских взлётов и падений, мировых войн и локально-региональных столкновений империй, тайных заговоров и закулисных альянсов является русский язык, волею Провидения когда-то доставшийся нашим предкам. И не просто русский язык, а именно его родовой характер, как раз и формирующий русскую ментальность. Какой ещё случайностью можно объяснить наличие только в русском языке одного слова, описывающего всю цепочку от внутреннего мира человека, до всей внешней вселенной? Слово это "Род", как раз и придающее языку родовой характер (на что как раз обратил внимание Л.Якубинский). Механизм выглядит, с одной стороны, просто: слово «род» в качестве корня объединяет самые разные явления вокруг человека, от близкой «родни» до «природы», с другой стороны, сложно, так как всё происходит на бессознательном уровне, незаметно ускользающем от рационального сознания. Именно поэтому «род» является ключом к раскрытию феномена особой русской имперской ментальности, во все времена вызывающей неприятие у остального мира, по крайней мере, у мира западного. Дело ведь не в проникновении и закреплении иностранных слов, на что упирают радетели чистоты русского языка, не понимающие причинно-следственных связей. Хотя и они частично правы, но только в случае наличия в нашем языке своих собственных смысловых аналогов. Проблема, на самом деле, совсем в другом: на всех уровнях (от школы до науки) идёт систематическое разрушение основ языка на уровне его семантической архитектуры и отрицания метафизической ценности путём банального умолчания. И не важно, происходит это сознательно, неосознанно или бессознательно. Важен конечный результат, предсказать который не составляет большого труда, особенно с учётом того, что процесс зашёл уже достаточно далеко. Посудите сами, когда-то славянская азбука (от рун до глаголицы) не мыслилась без понимания семантики каждого звука (буквы), сегодня же на эту тему в рамках научного дискурса не принято даже заикаться, без риска получить клеймо лжеученого. Между тем, слово, состоящее из целого набора смысловых звуков (букв) - это на порядок более сложное семантическое построение, требующее исключительно бережного к себе отношения, и своего собственного места в предложении, являющемся ещё более сложной конструкцией. Сегодня же мы видим, что даже семантика слова никаким образом не входит в образовательный процесс, разве что в узких специализациях, да и то в крайне усечённом виде. Семантика русского слова должна стать наиважнейшим разделом изучения русского языка, без глубокого понимания которого наши потомки рано или поздно откроют дискуссию о том, а нужен ли нам вообще русский язык, раз он такой сложный и непопулярный? Не проще ли всем людям знать один язык (естественно, английский) и на этом успокоиться? А далее, в полном соответствии с окнами Овертона, дискуссия довольно быстро перерастёт в плоскость практического выполнения закона о языке, принятого в результате какого-то голосования и кем-то подсчитанным большинством. Конечно, за подобные рассуждения у меня вполне можно диагностировать "метафизическую интоксикации", но лучше уж я перестрахуюсь и, из раза в раз, буду наотмашь бить в одну точку: русский язык является самым уникальным социально-общественным явлением в мире, благодаря которому только и существует цивилизация-империя Россия. Русский язык имеет родовой характер, что придаёт ему особые имперские свойства, столетиями намертво скрепляющие почти 200 народов и народностей на принципах единства природы человечества и особого понимания справедливости, основанной на правде. Именно поэтому наши противники всеми правдами и неправдами будут всегда препятствовать распространению в мире русского языка, понимая, что в противном случае им придётся либо самим учить великий и могучий, либо отправиться на свалку истории. Таков главный императив России и, одновременно, самый действенный инструмент распространения своего влияния в мире. Будет жив русский язык, будет жива Россия и у мира всегда будет шанс в очередной раз быть спасённым. В полном соответствии с русской ментальностью, удивительно точно подмеченной протоиереем Львом Лебедевым (1935-1998г.г.) в своём труде «Великороссия: жизненный путь»: «Отношение к другим народам было верным. Много страдали от печенегов и торков. Но когда одолели и смирили их, то поселили у себя же на землях, поручив охранять от набегов других. Потом пришли половцы. С ними бились, но могли и дружить и брать их в союзники. Били воинственных волжских болгар, но когда те кончали разбои и вражду, принимали как своих. Никогда не боялись смешанных браков. Так – и к ляхам, и к уграм, и к немцам... От всех брали всё, что могло пригодиться и подходило духовно, но преображали в русском духе так, что теперь лишь особые знатоки и учёные могут найти в древнерусском искусстве, что – от себя (от славян), что – от греков, а что – от грузин, от арабов, что – от немцев, а что – от татар. Так древо вбирает в себя из почвы, из воздуха, света всё, что служит жизни его, оставаясь при этом особым древом, а не тем, что берёт для себя». В заключение отмечу, что, как известно, русский язык и русская литература в последнее время стали объектами пристального внимания Президента России, что не может не радовать. Ведь наш язык – это один из важнейших капиталов России, не менее важный, чем русский народ и богатства наших недр. Так уж случилось, что русский язык многим не даёт спокойно спать, а это значит, что нам необходимо не только его беречь, но и приумножать, углубляя знания ещё нераскрытых тайн, способных перевернуть представления человечества о справедливом мироустройстве. В этом залог сохранения самой большой в мире страны-империи, скрепляющей незримыми нитями сотни разных народов, независимо от исторических эпох, форм правления и идеологических экспериментов. Текст публикуется с сокращениями, полная версия по ссылке

Сcылка >>


Оцените статью