Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




О том как всё устроено

Тема Про активность Ватикана

Архивные материалы

13.10.2010 18:28

Михаил Хазин

90

Текст написан для fintimes.ru

"Теория экономического кризиса, разработанная российскими экономистами в начале 2000-х годов, носит чисто материалистический характер. Однако и автор настоящего текста, и многие другие эксперты неоднократно отмечали, что вся модель капитализма теснейшим образом связана с той ценностной революцией, которая произошла в Европе в XVI-XVII веках, когда в процессе Реформации была сокращена Библейская ценностная система. Конкретно – был отменен запрет на ростовщичество, без которого, собственно, появление капитализма, основанного на ссудном проценте, быть не могло. С.И.Гавриленков, совместно с автором настоящего текста, даже разработал теорию (глобальных проектов), описывающую влияние ценностной базы общества на экономические отношения ( http://worldcrisis.ru/crisis/132450 ), однако здесь мы рассмотрим только одно следствие этой теории.
Поскольку Библейская ценностная модель представляется цельной (для человека верующего это очевидная истина, поскольку эта система дана человеку Богом), то выкидывать из нее произвольные элементы никак нельзя. Соответственно, модель раннего капитализма не могла выстроить более или менее стабильного общества, ценностные противоречия неминуемо должны были вылезать, в том или ином месте.
По этой причине к концу XVIII века появилось два новых глобальных проекта, «Западный» и «Красный», которые разными способами решали это противоречие. Первый отменял все остальные запреты, недаром его главным проектным термином стала «свобода» - право любого индивидуума самому выбирать себе ценностную модель, отказываясь (или, наоборот, принимая) от любых заповедей. «Красный» же наоборот, возвращал на место Библейскую ценностную модель, причем решал при этом очень нетривиальную задачу, сохранив одновременно возможности ссудного процента по ускорению экономики. Этот эффект был достигнут благодаря тому, что в рамках «Красного» проекта было запрещено частное присвоение дохода от ссудного процента. Отметим, что конкретный вариант реализации «Красного» проекта, осуществленный в СССР, вообще говоря, не единственный и, скорее всего, далеко не оптимальный.
В остром противостоянии «Западного» и «Красного» проекта победил, в итоге, первый, хотя это было далеко не очевидно, но, как следствие, он распространил свою ценностную модель практически на весь мир. Однако произошло это ненадолго: развитие нынешнего кризиса поставило под вопрос не только систему капитализма, но и ее ценностный базис. И вот здесь возникает принципиальный вопрос: как будет меняться ценностная база общества в условиях острого кризиса и существенного падения уровня жизни населения?
В таких условиях основная цель «Западного» проекта – нажива (корысть) перестает играть основополагающую роль, на ее место возвращается справедливость. А это значит, что Библейская ценностная модель имеет серьезные шансы на реванш. Собственно, Исламский глобальный проект (который, естественно, тоже построен на Библейской ценностной базе) уже давно атакует «Западный» проект с точки зрения критики именно ценностной его базы, но у ислама есть одно очень серьезное слабое место. Дело в том, что категорический отказ от ссудного процента не дает государствам, в которых исламские ценности играют превалирующую роль, построить индустриальную цивилизацию.
А вот христианские проекты, и Католический, и Православный (Византийский) к ссудному проценту относятся значительно более либерально, а значит, теоретически, могут сегодня существенно поднять свой престиж в обществе. И что же мы читаем в прессе:
«Папа Римский Бенедикт XVI своим декретом создал в Ватикане управление по реевангелизации Европы и других стран, где традиционно распространено христианство. Об этом сообщает Associated Press.
Как предполагается, управление, целью которого является восстановление популярности христианского вероучения, будет использовать современные технологии коммуникации и активизирует миссионерскую деятельность с помощью членов монашеских орденов и религиозных движений. Служба также будет разъяснять методы популяризации христианства епископам.
Как отмечает агентство, в декрете не указаны страны, на которых управление сконцентрируется в своей работе. При этом АР предполагает, что помимо Европы оно также будет бороться за укрепление позиций христианской веры в странах Латинской Америки.
Причиной создания управления Бенедикт XVI называет потерю веры жителями стран, имеющих сильные христианские корни. Понтифик указывает, что этот процесс продолжается уже около сотни лет. По словам руководителя управления Рино Физикеллы (Rino Fisichella), решение папы является попыткой разрешить проблему, занимавшую католическую церковь на протяжении десятилетий».
Иными словами, католическая церковь начинает активную работу по восстановлению своего влияния в обществе. У нее есть серьезные шансы на некоторый успех – поскольку тема справедливости, как мы уже отметили выше, будет становиться все актуальнее и актуальнее. Но будут у нее и проблемы, поскольку на самый главный вопрос, о своей экономической модели, она дать ответ не пока не может.
Она не может настаивать на отмене ссудного процента. Точнее, настаивать может, но это будет малоэффективно, поскольку Ислам в этом отношении и более принципиален, и более активен. Она не может использовать идеи «Красного» проекта, поскольку последний, скорее всего, тоже будет активно возрождаться. Наконец, она не может настаивать на восстановлении «исходного» Капиталистического проекта, поскольку, во-первых, он был социально неустойчив, а, во-вторых, развивался под знаменами протестантизма, как раз в борьбе с католицизмом.
В общем, перед Папой Римским стоят серьезные задачи, решение которых на сегодня далеко не очевидно. Впрочем, он хотя бы вступил на тропу их решения – а вот Православная церковь здесь явно отстает."

закрыть...

Оцените статью