Голосования



Что вы думаете о деле Улюкаева?




Хоронить заказывали?

Хоронить заказывали?

Михаил Веллер

75999


Тема Проект новой Конституции.

Архивные материалы

21.06.2008 18:19

Михаил Хазин

94

Уже совершенно ясно, что действующая государственная система не в состоянии предъявить России более или менее внятную модель развития. И, не исключено, что это следствие самой модели. По этой причине мы предлагаем обсудить, пока, как абстрактный пример, новой Конституции России. Тот вариант, который предлагается рассмотреть написан довольно давно и не завершен. Но это не принципиально, поскольку его цель - дать повод для обсуждения, а не уже готовый проект. Как видно из текста, предлагается вариант чисто президентской республики с сильным парламентом. Но если будут аргументы - мы готовы концепцию пересмотреть. Далее - текст проекта.

проект

Конституция
Российской Федерации
(новая редакция)

Раздел I. Основы конституционного строя

Статья 1. Российская Федерация (Россия) – федеративное демократическое социальное правовое государство.
Российская Федерация обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.
Российская Федерация защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок.
Статья 2. Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Российской Федерации является народ.
Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией.
Любые действия по изменению конституционного строя и достижению государственной власти насильственными методами, а также путем иного нарушения законов Российской Федерации наказываются согласно закону.

Статья 3. Демократия в Российской Федерации осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений.
Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Статья 4. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Статья 5. В Российской Федерации устанавливается принцип верховенства права.
Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.
Суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов.
Если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным.
Правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы.

Статья 6. Нормативные акты государственных органов и правовые акты органов местного самоуправления публикуются или доводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом. Неопубликованные акты, затрагивающие права и свободы и обязанности граждан, не применяются.

Статья 7. Российская Федерация признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.
Российская Федерация в соответствии с нормами международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них.
Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции. В случае противоречия внутреннего и международного законодательства приоритет имеет российское законодательство, если иное прямо не указано в законе о ратификации международного соглашения.

Статья 8. Территория Российской Федерации является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета Российской Федерации.
Территория Российской Федерации едина и неотчуждаема.
Территория делится на области. Административно-территориальное деление государства определяется законом. Изменение границ областей, равно как и их ликвидация и создание новых административно-территориальных единиц должно быть утверждено на референдуме большинством голосов граждан, проживающих на территориях, затрагиваемых указанным изменением.
Границы территорий, на которых осуществляется местное самоуправление, устанавливаются в соответствии с законом.

Статья 9. В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 10. Гражданину Российской Федерации гарантируется защита и покровительство государства, как на территории России, так и за ее пределами.
Никто не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить гражданство.
Гражданин Российской Федерации не может быть выдан иностранному государству, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Приобретение и утрата гражданства осуществляются в соответствии с законом.

Статья 11. Иностранные граждане и лица без гражданства на территории Российской Федерации пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами.

Статья 12. Российская Федерация может предоставлять право убежища лицам, преследуемым в других государствах за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность.

Статья 13. Государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов.

Статья 14. В Российской Федерации признаются и равным образом защищаются частная, муниципальная, государственная и иные формы собственности.
Интеллектуальная собственность охраняется законом.
Недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства.
Земли сельскохозяйственного назначения не могут находиться в частной собственности иностранных граждан или компаний, зарегистрированных за пределами России.
Законом могут быть определены и другие объекты, которые находятся только в собственности государства, либо установлен особый порядок перехода их в частную собственность, а также закреплено исключительное право государства на осуществление отдельных видов деятельности.
Неприкосновенность собственности, право ее наследования охраняются законом.
Принудительное отчуждение имущества допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда.
Осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц.

Статья 15. Государственным языком в Российской Федерации является русский. На территории компактного проживания народов, имеющих национальные языки и письменность, они могут быть признаны региональными (местными) государственными языками.

Статья 16. Российская Федерация в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права.

Статья 17. Символами Российской Федерации как суверенного государства являются ее Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн, описание которых и порядок использования устанавливаются законом.

Статья 18. Столица Российской Федерации - город Москва. Статус города Москва, включая особенности осуществления местного самоуправления на его территории, определяется законом.

Раздел II. Личность, общество, государство

Статья 19. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.

Статья 20. Все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов.
Никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Статья 21. Каждый имеет право на жизнь. Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств.
Смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления против личности и только согласно приговору суда.

Статья 22. Государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом. Лицо, заключенное под стражу, имеет право на судебную проверку законности его задержания или ареста.
Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам.

Статья 23. Никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

Статья 24. Никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы.

Статья 25. Каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство.

Статья 26. Неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан гарантируется. Никто не имеет права без законного основания войти в жилище и иное законное владение гражданина против его воли.

Статья 27. Граждане Российской Федерации имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Российской Федерации, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно.

Статья 28. Каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом.
Религии и вероисповедания равны перед законом.

Статья 29. Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение.
Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них.
Гарантируется свобода средств массовой информации. Монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются.

Статья 30. Свобода художественного, научного, технического творчества и преподавания гарантируется.

Статья 31. Принудительный труд запрещается, кроме работы или службы, определяемой приговором суда или в соответствии с законом о чрезвычайном и военном положении.

Статья 32. Каждый имеет право сохранять свою национальную принадлежность, равно как никто не может быть принужден к определению и указанию национальной принадлежности.
Оскорбление национального достоинства преследуется согласно закону.
Каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения. Государство гарантирует в соответствии с законом свободу выбора языка воспитания и обучения.

Статья 33. Граждане Российской Федерации имеют право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании.
Право избирать имеют граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет.
В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. Любое прямое или косвенное ограничение избирательных прав граждан в других случаях является недопустимым и наказывается согласно закону.
Возрастной ценз депутатов и других лиц, избираемых на государственные должности, определяется соответствующими законами, если иное не предусмотрено Конституцией.
Порядок выдвижения кандидатов на выборные должности, порядок проведения и финансирования предвыборных кампаний и выборов устанавливается законом Российской Федерации.

Статья 34. Граждане Российской Федерации в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой имеют право равного доступа к любым должностям в государственных органах и органах местного самоуправления.

Статья 35. Женщина и мужчина по достижении брачного возраста имеют право на добровольной основе вступить в брак и создать семью. Супруги равноправны в семейных отношениях.
Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию.
Дети обязаны заботиться о родителях, а также о лицах, их заменяющих, и оказывать им помощь.
Дети могут быть отделены от своей семьи против воли родителей и других лиц, их заменяющих, только на основании решения суда, если родители или другие лица, их заменяющие, не выполняют своих обязанностей.

Статья 36. Свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан Российской Федерации, гарантируется государством.

Статья 37. Каждый имеет право на свободу объединений.
Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
Законом для отдельных категорий государственных служащих может быть ограничено право на участие в политических партиях и иных общественных объединениях, преследующих политические цели.

Статья 38. Политические партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Российской Федерации, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах.
Политические партии и другие общественные объединения имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определенном законодательством.
Запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.

Статья 39. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Российской Федерации, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности.

Статья 40. Каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.
С целью защиты прав, свобод, чести и достоинства граждане в соответствии с законом вправе взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда.

Статья 41. Каждый вправе в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Российской Федерацией, обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Статья 42. Каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств.
Противодействие оказанию правовой помощи в Российской Федерации запрещается.

Статья 43. Ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Статья 44. Осуществление предусмотренных настоящей Конституцией прав и свобод личности может быть приостановлено только в условиях чрезвычайного или военного положения в порядке и пределах, определенных Конституцией и законом. При осуществлении особых мер в период чрезвычайного положения не могут ограничиваться права, предусмотренные в статье 21, части 2 статьи 22, статьях 23, 28 Конституции.

Статья 45. Перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

Статья 46. Обеспечение прав и свобод граждан Российской Федерации является высшей целью государства.
Государство содействует обеспечению прав и свобод граждан России путем разработки и реализации государственной политики в соответствующих сферах.
Государственная политика представляет собой совокупность документов, в том числе нормативно-правовых актов, разрабатываемых и утверждаемых в установленном Конституцией и законами Российской Федерации порядке.
Государственная политика устанавливает задачи органов государственной власти, порядок их решения и ответственность государственных органов и должностных лиц. Государственная политика включает в себя исчерпывающее описание принятых административных процедур и условий их применения, проблем и реорганизационных планов.

Статья 47. Гражданам гарантируется право на получение информации о разработке государственной политики, ее содержании и ходе реализации.

Статья 48. Гражданам Российской Федерации и их объединениям предоставляется право обращаться в органы государственной власти с предложениями, касающимися необходимости разработки государственной политики в определенной сфере, содержания разрабатываемой государственной политики, внесения изменений в государственную политику, а также с информацией о ходе реализации государственной политики государственными органами и должностными лицами.
Государственные органы, а также должностные лица обязаны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок.

Статья 49. Законы и иные правовые акты, устанавливающие порядок разработки государственной политики, должны определять порядок и условия привлечения заинтересованных объединений граждан к участию в разработке государственной политики.

Статья 50. Государственные органы разрабатывают и реализуют государственную политику в следующих сферах:
государственный бюджет;
международные отношения;
национальная безопасность;
оборона;
охрана правопорядка;
экономическое развитие;
управление государственной собственностью;
внешнеэкономические отношения;
финансовое, валютное и кредитное регулирование, регулирование денежного обращения;
налоговое и таможенное регулирование;
социально-трудовые отношения;
труд и занятость;
землеустройство и землепользование;
энергетика;
развитие путей сообщения, информатики и связи;
пользование недрами, лесными, водными и иными природными ресурсами;
охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
образование, наука, культура, физическая культура и спорт;
здравоохранение;
защита семьи, материнства, отцовства и детства;
социальная защита и социальное обеспечение;
борьба с катастрофами, стихийными бедствиями;
Государство обеспечивает согласование государственной политики в этих и иных сферах, а также ее реализацию.

Статья 51. Государственная политика в области экономического развития должна предусматривать проведение мероприятий, направленных на:
развитие единого рынка;
создание стимулов для координации экономической деятельности в интересах развития народного хозяйства и социальной сферы;
развитие конкуренции, предпринимательства и малого бизнеса.
Регулирование предпринимательской деятельности может осуществляться только в целях обеспечения национальной безопасности, недопущения монополизма и недобросовестной конкуренции, а также в целях защиты прав и законных интересов граждан.

Статья 52. Государственная политика в области социально-трудовых отношений должна содействовать установлению социального партнерства и совершенствование деятельности государства в качестве посредника между объединениями нанимателей и профессиональными союзами.
Граждане имеют право на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров (соглашений) и право на забастовку.
Право на забастовку может быть ограничено только в целях обеспечения государственной безопасности, а также в целях защиты прав и законных интересов граждан, не участвующих в трудовом конфликте.

Статья 53. Государственная политика в области труда и занятости должна быть направлена на достижение сбалансированности на рынке труда с учетом профессиональной и квалификационной структуры, сложившейся в обществе; на развитие системы подготовки и переподготовки, повышения квалификации кадров, обучения новым специальностям в соответствии с требованиями научно-технического прогресса; на повышение уровня безопасности и комфортности условий труда.
Законы, регулирующие трудовые отношения, должны предусматривать:
обязанность работодателей выплачивать заработную плату в размере не менее установленной минимальной заработной платы;
ограничение длительности рабочего дня и рабочей недели в зависимости от условий труда;
необходимость предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска и дней еженедельного отдыха;
защиту работников от необоснованных увольнений при условии учета экономических интересов работодателя.
Никто не может быть лишен права на труд по основаниям дискриминирующего характера.
Женщины и мужчины, взрослые и несовершеннолетние имеют право на равное вознаграждение за равный труд.

Статья 54. Государственная политика в области здравоохранения должна предусматривать возможность получения малоимущими гражданами гарантированного набора медицинских услуг в случае необходимости; постоянное расширение и совершенствование указанного набора; совершенствование экономических методов поддержания и развития системы здравоохранения.

Статья 55. Государственная политика в области охраны окружающей среды предусматривает осуществление постоянного контроля за состоянием окружающей среды, регулирование хозяйственной деятельности с целью снижения антропогенной нагрузки и восстановления нарушенной природной среды; финансирование мероприятий по восстановлению окружающей природной среды.
Граждане имеют право на возмещение ущерба, причиненного им в результате нарушений государственных правил и стандартов в области окружающей среды.

Статья 56. Государственная политика в области социального обеспечения предусматривает формирование и развитие системы пенсионного обеспечения граждан, включая предоставление им права на дополнительное пенсионное обеспечение за счет собственных средств; системы социального страхования работников на случай болезни; системы социальных пособий в случае инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и других сложных жизненных ситуациях.
Государство проводит специальную государственную политику в отношении ветеранов войны и труда, а также лиц, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов.

Статья 57. Государственная жилищная политика должна предусматривать создание механизма государственной поддержки приобретения гражданами жилья на благоприятных для них экономических условиях; оказания финансовой помощи органам местного самоуправления с целью развития муниципального жилищного фонда, предоставляемого малоимущим гражданам бесплатно или на льготных условиях.
Граждане, лишенные жилья в порядке, установленном законом, имеют право на получение жилья, соответствующего установленным нормам.

Статья 58. Государственная политика в области образования предусматривает расширение и совершенствование набора образовательных услуг, предоставляемых гражданам за счет средств государственного бюджета, оказание финансовой помощи органам местного самоуправления в целях развития сети образовательных учреждений, расширение возможностей получения гражданами среднего специального и высшего образования бесплатно на конкурсной основе.
Дискриминация в вопросе о доступе к образованию не допускается.

Статья 59. Государственная культурная политика должна быть направлена на сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в Российской Федерации, обеспечение равного доступа граждан к ценностям общественной и мировой культуры, находящимся в государственной собственности, развитие сети культурно-просветительных учреждений.

Статья 60. Государственная молодежная политика
Текст разрабатывается.

Статья 61. Законами и иными правовыми актами могут быть установлены дополнительные требования к содержанию государственной политики в указанных и иных областях.

Статья 62. Каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц.

Статья 63. Граждане Российской Федерации обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных установленных законом платежей.

Статья 64. Защита Российской Федерации - обязанность и священный долг гражданина Российской Федерации.
Порядок прохождения воинской службы, основания и условия освобождения от воинской службы либо замена ее альтернативной определяются законом.

Статья 65. Никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Российской Федерации и ее законами, либо к отказу от своих прав.

Раздел III. Референдум (народное голосование)

Статья 66. Для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни могут проводиться общероссийские, региональные и местные референдумы.
Общероссийский референдум проводится на всей территории Российской Федерации.
Региональный референдум проводится на территории одной или нескольких областей.
Местный референдум проводится на территориях, на которых осуществляется местное самоуправление.

Статья 67. Общероссйиский референдум, проводимый для утверждения принятых Национальным Собранием поправок в Конституцию Российской Федерации, в том числе связанных с заключением международных договоров и соглашений, назначается Национальным Собранием.
Решение референдума подписывается председателем Центральной комиссии по проведению выборов и референдумов и направляется Президенту Российской Федерации.
В случае положительного решения референдума Президент в пятидневный срок подписывает закон о поправках в Конституцию.

Статья 68. Общероссийский референдум, проводимый для решения вопроса об изменении административно-территориального устройства страны, назначается Президентом Российской Федерации по собственной инициативе или инициативе заинтересованных регионов.
Решение референдума подписывается председателем Центральной комиссии по проведению выборов и референдумов и направляется в Национальное Собрание Российской Федерации и Президенту Российской Федерации.
Национальное Собрание обязано в трехмесячный срок принять закон об изменении административно-территориального устройства страны. Если закон не будет принят в установленный срок, Президент может внести соответствующие изменения своим указом.

Статья 69. Общероссийские референдумы, проводимые по инициативе не менее 1 000 000 граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 50 000 граждан от каждой из областей, на которых решается вопрос об отмене закона Российской Федерации или отдельных его положений, назначаются Центральной комиссией по проведению выборов и референдумов. На референдум не могут выноситься вопросы, касающиеся отмены налогов или изменения порядка призыва граждан на военную службу.
Решение референдума подписывается председателем Центральной комиссии по проведению выборов и референдумов и направляется в Национальное Собрание Российской Федерации и Президенту Российской Федерации.
В случае принятия на референдуме решения об отмене закона или отдельных его положений, Президент в пятидневный срок издает соответствующий указ.

70. Общероссийские референдумы, целью которых является получение консультации населения по отдельным вопросам законодательства, проводятся по инициативе Президента Российской Федерации, Национального Собрания, а также не менее 1 000 000 граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 50 000 граждан от каждой не менее 20 субъектов Федерации. Референдум назначается соответственно Президентом Российской Федерации с согласия Национального Собрания, Национальным собранием с согласия Президента или Центральной комиссией по проведению выборов и республиканских референдумов.
Решение референдума подписывается председателем Центральной комиссии по проведению выборов и референдумов и направляется в Национальное Собрание Российской Федерации и Президенту Российской Федерации для сведения.

Статья 71. Порядок проведения общероссийских референдумов устанавливается законом.

Статья 72. Региональные и местные референдумы назначаются и проводятся в порядке, установленном правовыми актами местного самоуправления в соответствии с законом.

Раздел IV. Органы государственной власти

Глава 1. Президент Российской Федерации

Статья 73. Президент Российской Федерации является главой государства, руководителем системы государственной службы, гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.
Президент Российской Федерации представляет Российскую Федерацию в отношениях с другими государствами и международными организациями.

Статья 74. Президент Российской Федерации является главой исполнительной власти Российской Федерации.
Президент Российской Федерации определяет основы государственной внешней и внутренней политики, организует деятельность государственных органов исполнительной власти по ее реализации и несет ответственность за ее осуществление.
Президент Российской Федерации организует исполнение законов Российской Федерации.

Статья 75. Президент Российской Федерации является верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее национальной безопасности и территориальной целостности.

Статья 76. Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом.

Статья 77. Президентом может быть избран гражданин Российской Федерации, не моложе 40 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Российской Федерации не менее десяти лет непосредственно перед выборами.

Статья 78. Президент избирается на пять лет непосредственно народом Российской Федерации на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо может быть Президентом не более двух сроков подряд.
Кандидаты на должность Президента выдвигаются гражданами Российской Федерации при наличии не менее 1 000 000 подписей избирателей. Выборы Президента назначаются Национальным Собранием не позднее чем за пять месяцев и проводятся не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента.
Если должность Президента оказалась вакантной, выборы проводятся не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии.

Статья 79. Считается, что выборы состоялись, если в голосовании приняли участие более половины граждан Российской Федерации, включенных в список избирателей.
Президент считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан Российской Федерации, принявших участие в голосовании.
Если ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, то в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов избирателей. Избранным считается кандидат в Президенты, получивший при повторном голосовании больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Порядок проведения выборов Президента определяется законом Российской Федерации.

Статья 80. Президент вступает в должность после принесения Присяги следующего содержания:
"Вступая в должность Президента Российской Федерации, торжественно клянусь верно служить народу Российской Федерации, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию и законы Российской Федерации, свято и добросовестно исполнять возложенные на меня высокие обязанности".
Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов Национального Собрания, судей Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов не позднее двух месяцев со дня избрания Президента. С момента принесения Присяги вновь избранным Президентом полномочия предыдущего Президента прекращаются.

Статья 81. В качестве главы государства Президент Российской Федерации:
1) в случаях, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, назначает общероссийские референдумы;
2) назначает выборы в Национальное Собрание;
3) подписывает законы Российской Федерации;
4) издает указы об отмене законов или их отдельных положений на основании решений, принятых на общероссийском референдуме;
5) с согласия Национального Собрания назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего арбитражного Суда из числа судей этих судов;
6) с согласия Национального Собрания назначает на должность судей Верховного Суда, судей Высшего арбитражного Суда, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка; судья Верховного суда назначаются из состава выбранных народных судей;
7) назначает с согласия Национального Собрания судей Конституционного суда;
8) назначает на должность народных судей, выигравших выборы на судебную должность;
9) по представлению Высшего арбитражного Суда назначает судей соответствующих судов Российской Федерации и освобождает их от должности;
10) освобождает от должности Председателя и судей Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего арбитражного Суда, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Национального Собрания;
11) решает вопросы о приеме в гражданство Российской Федерации, его прекращении и предоставлении убежища;
12) награждает государственными наградами, присваивает классные чины, звания;
13) осуществляет помилование осужденных;
14) ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает после консультаций с Национальным Собранием и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и при международных организациях;
15) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств;
16) в случае стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Национального Собрания;
17) формирует Канцелярию Президента, обеспечивающую его деятельность в качестве главы государства.

Статья 82. В качестве главы исполнительной власти Президент Российской Федерации:
1) утверждает основы государственной внешней и внутренней политики на текущий год и последующие годы и ежегодно обращается с Посланием к Национальному Собранию о положении страны и основных направлениях государственной внешней и внутренней политики;
2) утверждает бюджетную политику на текущий год и последующие годы и ежегодно вносит в Национальное Собрание проект государственного бюджета;
3) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, утверждает государственную политику в области международных отношений, национальной безопасности и обороны;
4) с согласия Национального Собрания Российской Федерации назначает Государственного секретаря Совета Безопасности; освобождает его от должности и принимает его отставку;
5) с согласия Национального Собрания назначает министров Российской Федерации и других руководителей государственных органов исполнительной власти в ранге министра; освобождает их должности и принимает их отставку;
6) формирует иные государственные органы исполнительной власти, назначает их руководителей и освобождает их от должности;
7) устанавливает полномочия по разработке и реализации государственной политики в отдельных сферах, если они не установлены законами Российской Федерации;
8) назначает своих представителей и иных должностных лиц Российской Федерации, освобождает их от должности или устанавливает порядок назначения и освобождения от должности должностных лиц Российской Федерации, если таковой не установлен законом;
9) организует при помощи Канцелярии Президента разработку государственной политики по вопросам межведомственного характера, создает для этой цели консультативно-совещательные и иные органы при Президенте;
10) в порядке, установленном Конституцией, возвращает закон со своими возражениями в Национальное Собрание;
11) приостанавливает решение представительного органа регионального законодательного собрания или местного самоуправления до разрешения соответствующего вопроса судом; отменяет решения региональных исполнительных органов или органов местного самоуправления в случае их противоречия действующему законодательству;
12) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами.

Статья 83. Президент Российской Федерации как Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации:
1) назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных сил;
2) вводит на территории Российской Федерации в случае военной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Национального Собрания;

Статья 84. Президент на основе и в соответствии с Конституцией издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Российской Федерации.
Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не могут противоречить Конституции и законам Российской Федерации.

Статья 85. Президент не может занимать другие должности, получая помимо заработной платы денежные вознаграждения, за исключением гонораров за произведения науки, литературы и искусства.
Президент приостанавливает членство в политических партиях, других общественных объединениях, преследующих политические цели, на весь срок полномочий.

Статья 86. Президент может в любое время подать в отставку. Отставка Президента принимается Национальным Собранием.

Статья 87. Президент Российской Федерации может быть досрочно освобожден от должности при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять обязанности Президента. Решение о досрочном освобождении Президента принимается большинством не менее двух третей голосов от полного состава Национального Собрания на основании заключения специально создаваемой комиссии и заключения Конституционного суда.
Президент может быть отрешен от должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления. Решение о выдвижении обвинения и его расследовании в этом случае считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Национального Собрания по предложению не менее одной пятой депутатов. Расследование обвинения проводит специальный прокурор, назначаемый Национальным Собранием в порядке, установленном законом.
Обвинение рассматривается Верховным судом, который дает заключение о наличии состава преступления в действиях Президента.
Президент считается отрешенным от должности, если при наличии положительного заключения Верховного суда за это решение проголосовало не менее двух третей от полного состава Национального Собрания.
Непринятие Национальным Собранием решения об отрешении Президента от должности в течение месяца со дня поступления заключения Верховного суда означает прекращение процедуры по отрешению Президента от должности. Повторное возбуждение процедуры об отрешении Президента от должности по тем же запрещается.
Отказ Национального Собрания от принятия решения об отрешении Президента от должности не освобождает его от предусмотренной законом ответственности по оставлении должности.
В случае отрешения Президента от должности в связи с совершением преступления, дело по существу обвинения рассматривается Верховным Судом.

Статья 88. В случае вакансии должности Президента, невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией, его обязанности до принесения Присяги вновь избранным Президентом исполняет Государственный секретарь Совета Безопасности Российской Федерации.

Глава 2. Национальное Собрание

Статья 89. Национальное Собрание Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Статья 90. Национальное Собрание состоит из двух равноправных палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Избрание всех депутатов Национального Собрания осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.
Совет Федерации формируется исходя из принципа участия по 2 депутата от каждого региона Российской Федерации, выбираемых в соответствии с региональным законодательством.
Государственная дума формируется депутатами, выбираемыми по мажоритарным округам, на которые делится вся страна, независимо от административного деления, в соответствии с законом.
Выборы нового состава Национального Собрания назначаются не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий действующего созыва.

Статья 91. Депутатом может быть гражданин Российской Федерации, достигший 21 года. Депутат Национального Собрания не может быть депутатом органа местного самоуправления.
Депутаты Национального Собрания работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Национального Собрания не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Статья 92. Срок полномочий Национального Собрания - четыре года. Полномочия Национального Собрания могут быть продлены на основании закона только в случае войны.

Статья 93. Национальное Собрание – постоянно действующий орган.
Первая после выборов сессия Национального Собрания созывается Центральной комиссией по выборам и проведению республиканских референдумов и начинает свою работу не позднее чем через 30 дней после выборов.
Первое совместное заседание палат Национального Собрания открывает старейший по возрасту депутат.
С момента начала работы Национального Собрания нового созыва полномочия Национального Собрания прежнего созыва прекращаются.

Статья 94. Каждая из палат Национального Собрания избирает из своего состава Председателя Палаты и его заместителя (заместителей).
Национальное Собрание на совместном заседании выбирает Председателя Национального Собрания и его заместителя.
Председатель Национального Собрания и его заместитель ведут совместные заседания и ведают внутренним распорядком палат, руководя их аппаратом.
Национальное Собрание образует постоянные комиссии и иные органы для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Национального Собрания.
Национальное Собрание по вопросам своего ведения проводит парламентские слушания, а также парламентские расследования в порядке, установленном законом Российской Федерации.

Статья 95. Национальное Собрание:
1) принимает законы Российской Федерации;
2) назначает выборы Президента;
3) назначает референдум в случаях, предусмотренных Конституцией;
4) назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека Российской Федерации, действующего в соответствии с законом Российской Федерации;
5) назначает половину членов центральной комиссии по проведению выборов и республиканских референдумов;
6) назначает членов коллегии Счетной Палаты;
7) дает согласие Президенту на назначение Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего арбитражного Суда из числа судей этих судов;
8) дает согласие Президенту на назначение судей Верховного Суда, судей Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора, Председателя Национального банка;
9) дает согласие Президенту на назначение судей Конституционного суда;
10) дает согласие Президенту на назначение Государственного секретаря Совета Безопасности;
11) дает согласие Президенту на назначение министров Российской Федерации и других руководителей государственных органов исполнительной власти в ранге министра;
12) рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее чем в трехдневный срок после их внесения принимает соответствующее решение.
13) принимает отставку Президента;
14) досрочно освобождает Президента от должности при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои обязанности;
15) выдвигает большинством голосов от полного состава обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления; назначает специального прокурора; на основании соответствующего заключения Верховного Суда принимает большинством не менее двух третей голосов от полного состава решение об отрешении Президента от должности;
16) самостоятельно утверждает регламент своей деятельности и правила внутреннего распорядка.

Статья 96. Право законодательной инициативы принадлежит, депутатам Национального Собрания, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 150 000 человек.
Исключительное право внесения проекта закона о государственном бюджете на текущий год принадлежит Президенту Российской Федерации.
Исключительное право внесения проекта закона об утверждении отчета об исполнении бюджета принадлежит Счетной Палате.

Статья 97. Закон, принятый обеими палатами Национальным Собранием, представляется в десятидневный срок Президенту на подпись.
Президент обязан в двухнедельный срок после поступления закона на подпись подписать его либо возвратить закон со своими возражениями в Национальное Собрание.
Если Национальное Собрание в течение месяца со дня возвращения закона Президентом проголосует за его принятие большинством не менее двух третей голосов от полного состава, закон считается принятым и президент обязан подписать его в пятидневный срок.

Статья 98. Депутаты Национального Собрания обладают неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий.
Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом для обеспечения безопасности других людей.
Вопрос о лишении неприкосновенности решается Национальным Собранием по представлению Генерального прокурора.

Статья 99. Заседания Национального Собрания являются открытыми. Национальное Собрание, если этого требуют интересы государства, может большинством голосов от его полного состава принять решение о проведении закрытого заседания.
Заседание Национального Собрания считается правомочным при условии, что на нем присутствует не менее двух третей депутатов от полного состава Национального Собрания.
Голосование в Национальном Собрании является открытым и осуществляется лично депутатом. Тайное голосование проводится только при решении внутренних кадровых вопросов.

Глава 3. Государственные органы исполнительной власти

Статья 100. Государственными органами исполнительной власти являются министерства, образуемые в соответствии с законами и иные органы государственной власти, формируемые в соответствии с законами и указами Президента Российской Федерации.
Законом Российской Федерации руководителю иного исполнительного органа государственной власти может быть присвоен ранг министра.

Статья 101. Государственные органы исполнительной власти самостоятельно разрабатывают и утверждают государственную политику в установленной для них законами и указами Президента сфере ведения, организуют ее реализацию и реализуют ее непосредственно либо через систему подведомственных органов, в том числе территориальных органов, учреждений.
Распоряжения и действия государственных органов исполнительной власти, подведомственных органов и учреждений должны осуществляться в пределах, установленных утвержденной государственной политикой в соответствующей области. Нарушение этого положения является основанием для обжалования таких распоряжений и действий в судебном порядке.

Статья 102. Президента Российской Федерации может назначать своего представителя в ранге министра в отдельных регионах или их группе с целью координации и контроля деятельность соответствующих территориальных органов исполнительной власти по реализации государственной политики, обеспечивают взаимодействие указанных органов с органами местного самоуправления.

Глава 4. Суд

Статья 103. Судебная власть в Российской Федерации принадлежит судам.
Система судов строится на принципах территориальности и специализации.
Судоустройство в Российской Федерации определяется законом.
Образование чрезвычайных судов запрещается.

Статья 104. Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону.
Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и преследуется по закону.

Статья 105. Судьи не могут осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской.
Основания для избрания (назначения) судей на должности и их освобождения предусматриваются законом.

Статья 106. Дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях - единолично судьями.

Статья 107. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом судебном заседании допускается лишь в случаях, определенных законом, с соблюдением всех правил судопроизводства.

Статья 108. Правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе.
Судебные постановления являются обязательными для всех граждан и должностных лиц.
Стороны и лица, участвующие в процессе, имеют право на обжалование решений, приговоров и других судебных постановлений.

Статья 109. Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень.
Судьи Конституционного Суда назначаются Президентом Российской Федерации с согласия Национального собрания. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Национального Собрания.
Срок полномочий членов Конституционного Суда - 11 лет. Предельный возраст членов Конституционного Суда - 70 лет. В случае, если до конца полномочий члена Конституционного суда остается менее 5 лет, его полномочия продолжаются до конца этого срока.
Конституционный Суд по запросам Президента Российской Федерации, Национального Собрания Российской Федерации, одной пятой членов Национального Собрания, Верховного Суда, Высшего арбитражного Суда разрешает дела о соответствии Конституции законов Российской Федерации, указов Президента, не вступивших в силу международных договоров, споры о компетенции между органами государственной власти.
Конституционный Суд по запросам межмуниципальных представительных органов и органов местного самоуправления разрешает дела о соответствии Конституции законов и указов Президента, затрагивающих интересы местного самоуправления.
Конституционный Суд по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном законом.
Конституционный Суд по запросам Президента и Национального Собрания дает толкование Конституции.
Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.
Компетенция, организация и порядок деятельности Конституционного Суда определяются законом.

Глава 5. Иные органы государственной власти Российской Федерации.

Статья 110. Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов организует проведение общероссийских референдумов, выборов Президента Российской Федерации, Национального собрания Российской Федерации, обеспечивает исполнение законодательства о выборах и референдумах, обеспечивает открытость и гласность избирательных процедур.
Члены комиссии назначаются Национальным собранием, по половине каждой палатой.
Председатель комиссии избирается самой избирательной комиссией.

Статья 111. Счетная Палата осуществляет контроль за исполнением государственного бюджета и использованием государственной собственности.
Счетная Палата в срок не позднее 6 месяцев после окончания финансового года вносит в Национальное Собрание проект закона об утверждении отчета об исполнении государственного бюджета на соответствующий год.
Коллегия Счетной Палаты формируется Национальным Собранием в порядке, установленном законом Российской Федерации.

Статья 112. Национальный банк Российской Федерации является государственным органом, обеспечивающим эмиссию национальной денежной единицы Российской Федерации, ее защиту и обеспечение устойчивости финансовой системы.
Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.
Национальный Банк действует в соответствие с законом. Председатель Национального банка назначается президентом с согласия Национального собрания.

Статья 113. Прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением законодательства.
Прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Национальным Собранием по представлению Президента Российской Федерации.
Прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации.
Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются законом.

Раздел V. Государственный бюджет
Статья 114. Доходы государственного бюджета формируются за счет налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, установленных законом, поступлений от реализации и использования государственной собственности и иных поступлений.
Статья 115. Расходы государственных органов осуществляются исключительно за счет средств государственного бюджета. Бюджеты целевых фондов включаются в государственный бюджет.
Статья 116. Порядок составления, утверждения и исполнения государственного бюджета определяется законом.
Статья 117. Проект закона о государственном бюджете на соответствующий год вносится Президентом Российской Федерации.
Национальное Собрание при рассмотрении проекта бюджета не вправе пересматривать общие размеры доходов бюджета и его расходов, изменения объемов государственного долга.
Национальное собрание не вправе увеличивать ассигнования на функционирование государственных органов исполнительной власти по сравнению с предложенными в проекте бюджета.
Перераспределение расходов при рассмотрении бюджета, если оно затрагивает изменение обязательств, вытекающих из действующих законов, должно сопровождаться одновременным внесением изменений в действующие законы, их отмену или приостановку действия.
Статья 118. Запрещается покрытие бюджетного дефицита путем займов в Национальном банке.
Статья 119. Дополнительные доходы бюджета, полученные сверх включенных в бюджет, распределяются в соответствие с законом, проект которого вносится Президентом.
В случае, если реальные доходы окажутся меньше утвержденных бюджетом, Президент проводит секвестр расходов в порядке, установленном законом о бюджете, либо вносит проект закона о внесении изменений в закон о государственном бюджете.
Статья 120. В случае, если закон о государственном бюджете не принят до начала текущего года, расходы государства финансируются по решениям Президента, но в размере не более одной двенадцатой размера расходов государственного бюджета предыдущего года, за исключением расходов на обслуживание государственного долга.
Раздел VI. Местное самоуправление
Статья 121. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения.
Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Принципы организации и структура местного самоуправления устанавливаются законом Российской Федерации.
Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

Статья 122. Представительные органы местного самоуправления избираются населением в порядке, установленном законом и правовыми актами местного самоуправления.
Исполнительные органы местного самоуправления избираются гражданами либо формируются представительными органами местного самоуправления.

Статья 123. К исключительной компетенции местных органов самоуправления относятся:
утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;
установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;
определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
назначение местных референдумов.

Статья 124. Представительные и исполнительные органы местного самоуправления принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории.
Решения представительных органов местного самоуправления могут быть обжалованы в судебном порядке.
Президент Российской Федерации вправе приостановить действие решения представительного органа местного самоуправления до разрешения соответствующего вопроса судом.
Президент Российской Федерации вправе отменить решение исполнительного органа местного самоуправления. Решение Президента может быть обжаловано в суде.
Законом могут быть установлены условия и порядок введения временного президентского управления на территории, на которой осуществляется местное самоуправление, в случае устойчивой финансовой несостоятельности соответствующего органа местного самоуправления.

125. Для решения вопросов межмуниципального характера органы местного самоуправления формируют в соответствии с законом межмуниципальный представительный орган областного уровня и наделяет его необходимыми полномочиями.
Представительный орган областного уровня формирует исполнительный орган областного уровня.

Статья 126. Органы местного самоуправления и межмуниципальные органы могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Статья 127. Органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством, участвуют в разработке государственной политики в области развития местного самоуправления и в других областях, затрагивающих интересы населения соответствующих территорий.

Раздел VII. Действие Конституции Российской Федерации и порядок ее изменения
Текст разрабатывается.

Раздел VIII Федеративные отношения.
Текст разрабатывается

закрыть...


Оцените статью