Голосования



Что вы думаете о деле Улюкаева?




Хоронить заказывали?

Хоронить заказывали?

Михаил Веллер

76005


Тема С праздником, дорогие товарищи!(тема для размышления)

Архивные материалы

07.11.2007 04:33  

Михаил Хазин

103

Я тут в честь 7 ноября написал текст для сайта "финтимес". Содержание его не так важно - читатели настоящего сайта могут здесь прочесть все в значительно более подробной версии. Но вот обсуждение создания новой экономической модели - это, мне кажется, тема крайне актуальная и я предлагаю ее рассмотреть.

С праздником, дорогие товарищи!

Сегодня – 90-я годовщина Великой Октябрьской социалистической революции! Ее всемирно историческое значение было не до конца раскрыто даже в годы существования СССР, а сейчас его тем более замалчивают, в связи с чем считаю необходимым сказать по этому поводу несколько слов. Разумеется, с уклоном в экономику.
Начнем мы с одного из самых сложных периодов в истории человечества – XVI века от Рождества Христова. До этого периода, почти полторы тысячи лет, развитие европейской цивилизации шло достаточно стабильно, во всяком случае, ценностная система, основанная на библейских заповедях, не менялась. Причем она была одинаковой как у Византии и католической Европой, которые боролись на раннем этапе этого периода истории, так и у той же Западной Европы и Османской империи, противоборство которых доминировало позже. И у всех у них была практически одинаковая экономика и денежное обращение, построенное на золоте.
Но в 1492 году Колумб открыл Америку. И первое, что он сделал – привез в Европу золото. Для испанского монарха, фактически, реализовалась мечта алхимиков: он стал получать почти бесплатное золото. И, как следствие, денежная система Европы стала разрушаться, поскольку золота становилось все больше и больше. Сильнее всего это ударило по северу региона – там были самые низкие урожаи, усугубившиеся локальным климатическим минимумом, получившим позднее название «Малый ледниковый период». И над несколькими миллионами людей встала реальная угроза умереть с голоду.
Нужно было найти новую экономическую модель и ресурс, который позволял бы выжить до того, как она начнет работать. Ресурс был найден – богатства, накопленные католическими монастырями, но для того, чтобы их «раскулачить» был нужен формальный повод. И началась Реформация... А что касается модели, то для нее использовали запрещенный в рамках библейских ценностей ссудный процент, ростовщичество. Да, конечно, ростовщики были и раньше (как и убийцы, и воры, и прелюбодеи), но открытое занятие этим постыдным делом не могло совмещаться с уважением и высоким положением в обществе. С XVI века ситуация принципиально изменилась – возник капитализм.
Отметим, что ссудный процент иногда использовался и раньше – например, в торговых республиках Италии (Венеция, Генуя) или Ганзейском союзе. Но там он выступал, скорее, как страховой взнос. А вот производство там было такое же, как и везде, цеховое, ссудный процент в нем не использовался.
Появление капитализма существенно изменило весь финансовый механизм в Европе. Скорость научно-технического прогресса резко выросла, но вот ценностные, моральные нормы существенно разложились. Не секрет, что религиозные войны XVI века были невероятно кровавыми – в некоторых странах Европы население по их итогам сократилось в разы. А протестантские пасторы своей жестокостью оставили далеко позади инквизицию, отправляя на костры все больше и больше людей. Собственно, те ужасы, которые сейчас пишут в книгах, приписывая их инквизиции, как раз обычно на деле совершали протестанты.
Такая ценностная неустойчивость не могла длиться долго, и в XVIII веке появились два новые концепции, давшие начало двум новым глобальным проектам: «Западному» и «Красному». Первый доводил до конца дело Лютера и его соратников, разрешая своим адептам вообще игнорировать библейскую ценностную базу. Именно в этом смысле следует трактовать слово «свобода», которое так любят произносить представители «запада»: для них «свобода» означает право любого индивидуума самому выбирать, какие библейские заповеди ему выполнять, а какие - нет. Результат такого подхода к ценностям мы увидели в Новом Орлеане после урагана Катрина: колоссальное количество грабежей и убийств. Дело тут в том, что у христианина и мусульманина есть моральные запреты, основанные как раз на библейской ценностной базе. А у адептов «Западного» проекта морали быть не может (свобода!), зато есть обязанность выполнять положения закона. Но закон – это не только статьи в каком-нибудь кодексе, это еще и инфраструктура: полиция, свидетели, суд, адвокаты и так далее. И если ее нет, то – все позволено! Что мы и увидели на практике в Новом Орлеане.
А проект «Красный» как раз был направлен на восстановление запрета на ростовщичество. Разумеется, не буквально. Поскольку отказаться от научно-технического прогресса было уже сложно, то идея проекта состояла в том, чтобы доходы от использования ссудного процента сделать общественным достоянием.
Именно реализацией одной из концепций «Красного» проекта стала Великая Октябрьская социалистическая революция. И она дала выдающиеся результаты, достаточно вспомнить индустриализацию, победу в Великой отечественной войне, полеты в космос и, чего уж греха таить, бесплатную квартиру почти каждой семье. Собственно говоря, есть достаточно обоснованное мнение, что в 70-е годы СССР выиграл мировое соревнование с капитализмом (см. http://worldcrisis.ru/crisis/188291), однако Политбюро ЦК КПСС отказалось оформить выигрыш, опасаясь его последствий, и предпочло сохранить status quo. Как следствие, через несколько лет удача переметнулась на противоположную сторону.
СССР проиграл и распался (точнее, был разрушен), но всемирное значение самого факта его существование от этого никуда не делось. Капитализм, получив полную свободу, продемонстрировал всем свое отношение к ценностям и достаточно быстро разрушил собственную финансовую и экономическую систему. Собственно, нынешний кризис это уже преддверие агонии, полного разрушения мировой долларовой системы. И человечество сегодня стоит перед той же проблемой, что и в XVI веке – какую выбрать экономическую модель, которая позволит ликвидировать перекосы «Западного» проекта, но при этом сохранит научно-технический прогресс. С ценностями вопрос более сложен, альтернативы возврата к библейскому варианту нет, но есть его варианты: иудейский, христианский, исламский. А вот с экономикой вариант однозначен – нет сегодня модели, альтернативной социалистической, которая бы и отвечала правильной ценностной базе, и сохраняла бы потенциал научно-технического прогресса. И опыт СССР, созданного по итогам Великой Октябрьской социалистической революции, показал, что эта модель эффективна и жизнеспособна. Другое дело, что нужно тщательно изучать допущенные ошибки, чтобы не повторять их снова.
На эту тему можно говорить много и долго. Но главное состоит в том, что тот огонь, который был зажжен в ноябре 1917 года до сих пор не потух и, скорее всего, достаточно скоро вспыхнет с новой силой. С праздником!

закрыть...


Оцените статью