Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




О том как всё устроено

Тема Саммит Саркози – Меркель.

Архивные материалы

17.08.2011 00:25

Михаил Хазин

87

Текст написан для km.ru

Вчера состоялась важная встреча глав Франции и Германии. Им есть что обсудить. Дело в том, что процесс объединения разных стран Европы в Евросоюз имел разные причины. Простым людям впаривали разные тезисы о «единых европейских ценностях» (которые для тех, кто еще не так давно боролся с таким истинно европейским явлением, как нацизм/фашизм, выглядят несколько дико), а в подоплеке лежала экономика. Дело в том, что современная экономика – это экономика спроса и в ней, соответственно, выигрывает тот, у кого больше рынки сбыта. Поскольку спорить с эмиссионной машинкой ФРС сегодня на экономическом уровне невозможно, единственный способ компенсировать это априорное преимущество США – это создание разного рода нетарифных барьеров (тарифные противоречат нормам ВТО, за которые активно ратуют те же США). Для чего полезно иметь единое законодательство и единое торговое пространство. Вот за это пространство и боролись лидеры Евросоюза, Германия и Франция, в первую очередь. Разумеется, при этом их интересовали, в первую очередь, крупные страны, такие, как Польша, например, но уж коли идеологическая база в виде пресловутых ценностей была подведена, то пришлось брать и тех, кто наиболее активно эти «ценности» пропагандировал. Так сказать, на закуску.

Беда, однако, как всегда, пришла оттуда, откуда не ждали. Поскольку обсуждать реальные финансово-экономические механизмы, сложившиеся к середине 80-х годов (началу экспансии ЕС) было запрещено (свобода и демократия, главные из европейских «ценностей», их же надо правильно понимать и интерпретировать!), то большая часть апологетов расширения Евросоюза не очень понимали, откуда же собственно этот самый спрос берется. То есть для его монополизации под интересы крупнейших «игроков» Евросоюза все было сделано, но то, что спрос этот, во многом, берется за счет роста долга мелких (да и крупных тоже) игроков разного рода финансовым организациям, причем по большей части из-за рубежа, мало кто понимал. Точнее, это-то понимали, а вот то, что этот механизм ограничен во времени, не понимали.

И вот, время вышло. И тут же обнаружилось, что поддерживать спрос в малых (да уже и не только в малых) странах ЕС невозможно. Более того, их надо кормить (во имя тех же самых пресловутых ценностей), и при этом еще компенсировать своим банкам потери от выданных ранее ссуд, которые уже почти наверняка никогда не будут возвращены. Я уж не буду задавать риторические вопросы типа, а зачем Германии и Франции такие «рынки сбыта», но вопрос сегодня стоит проще – что делать с евро в такой ситуации, чем закрывать долги?

И вот, что естественно, появилась главная идея – разрешить ЕС как единой организации, выпускать от общего имени ценные бумаги, аккумулировать средства и покрывать ими долги и убытки. Понятно, что для читателей настоящей колонки это выглядит тяжелым бредом – модель перекредитования долгов уже умерла. Но, видимо, «европейские ценности» не дают возможности посмотреть правде в глаза, и по этой причине власти ЕС продолжают заниматься гальванизацией трупа, в общем, еще более усугубляя проблемы экономики.
Впрочем, еще не все в Европе лишились разума. И Германия подтвердила свой отказ от введения общих еврооблигаций для зоны евро, которые неоднократно упоминались в качестве возможного средства для преодоления долгового кризиса еврозоны. Об этом сообщает Tagesschau со ссылкой на заявление пресс-секретаря Ангелы Меркель Штефана Зайберта.

На состоявшейся в Берлине пресс-конференции Зайберт подчеркнул, что выпуск еврооблигаций «не является правильным путем» для преодоления долгового кризиса, добавив, что канцлер не будет поднимать эту тему на переговорах с президентом Франции Николя Саркози. Министр экономики ФРГ Филипп Реслер также высказался резко против еврооблигаций, подчеркнув, что его позицию разделяют остальные члены немецкого правительства. «Выпуск еврооблигаций ударит по экономически сильным странам, как Германия, которые выполняют свои бюджетные обязательства», — отметил министр. То есть – дошло.

Ранее либералы из СвДП, возглавляемой Реслером, пригрозили консерваторам разрывом правительственной коалиции в том случае, если в ХДС и ХСС все же решат согласиться на выпуск еврооблигаций. Со своей стороны представители оппозиционных партий СДПГ, зеленых и левых, напротив, высказались за введение общих облигаций еврозоны, однако при соблюдении ряда условий.

В результате, поскольку главная тема не обсуждалась, итоги саммита оказались достаточно спорными, с точки зрения реальной борьбы с последствиями кризиса. Так, Париж и Берлин предложат государствам еврозоны до лета 2012 года законодательно закрепить меры по сокращению бюджетного дефицита и контролю над ним, заявил президент Франции Николя Саркози.

Это предложение о "золотых правилах", по французской терминологии, президент озвучил по окончании переговоров с канцлером Германии Ангелой Меркель во вторник. Канцлер, в свою очередь, заявила, что правила по сбалансированности бюджета и борьбе с дефицитом должны быть вписаны либо в конституцию государств, либо приняты на другом юридическом уровне. Сильно, конечно, но если это сделать, то уровень жизни в Европе упадет в разы – и кто тогда будет платить за пропаганду «европейских ценностей»?
Кроме того, Саркози и Меркель предлагают создать экономическое правительство еврозоны. По словам Н.Саркози, главой создаваемого правительства предлагается назначить председателя Евросовета Хермана Ван Ромпея. Новое правительство будет назначаться на срок 2,5 года. Уже в среду утром Франция и Германия направят Х.Ван Ромпею письмо с предложением возглавить правительство еврозоны. В свою очередь А.Меркель добавила, что Париж и Берлин хотят проводить под председательством Х.Ван Ромпея каждые полгода саммиты глав государств и правительств, решения которых были бы обязательными для его участников.

Это, конечно, замечательно, но главный вопрос при этом – а что это правительство будет делать? Вообще-то, обычно, сначала придумываются методы борьбы с напастью (кризисом, в нашем случае), а затем структура управления приводится в соответствие этим методам. В нашем случае мы видим, что кризис используется для решения старых политических задач (см. начало статьи), но ничего нового не предлагается. Какой смысл в таких действиях?

Кроме того, Н.Саркози и А.Меркель озвучили и ряд других предложений, касающихся европейской экономики. В частности, канцлер ФРГ заявила, что Еврокомиссия должна получить больше возможностей для вмешательства в экономическую политику стран-должников. Также Германия и Франция считают необходимым установить в ЕС общий налог на финансовые операции. Помимо этого, Париж и Берлин намерены ввести общий налог на французские и немецкие предприятия с 2013г. Последнее, впрочем, к кризису не очень относится, это, скорее, политические решения по части интеграции двух стран.

В общем, как говаривал ослик Иа-Иа: «Жалкое зрелище». В том смысле, что сказать что-то новое по теме кризиса как-то у современных политических лидеров не получается. Что само по себе является доказательством того, что заканчиваться он не собирается.

закрыть...


Оцените статью