Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




В российские магазины - и желудки - поступил пластиковый рис из Китая

О статусном потреблении: как часто надо менять малиновые штаны?

Архивные материалы

19.02.2016 23:50  

ragnar

134

- А как у вас определяют, кто перед кем сколько раз приседать должен?
- Ну, это на глаз...
- Дикари! Общество без дифференциации по цвету штанов не имеет будущего!
(Кинофильм «Кин-дза-дза», СССР 1986 г.)

Надо признать, что Карл Маркс неслабо ошибся с датой кончины капитализма. Резервы у последнего ещё были. Но в главном Маркс оказался прав. Капитализм – не вечен. Капитализм – экстенсивная система, и не может жить без постоянного освоения новых рынков. Согласно марксизму когда-то он достигнет пределов роста, и человечеству придётся перейти к планово-распределительной экономике.

 

Это и происходит прямо сейчас на наших глазах. Капитализм доживает последние годы, и после текущего кризиса мир перейдёт к планово-распределительной экономике. Мощные компьютерные системы будут отслеживать потребности и потребительское поведение всех и каждого, рассчитывать потребность мирового рынка в каждом виде товаров, и составлять план мирового производства хоть на каждые сутки. Конкуренция в такой системе не нужна. Такая система не нуждается в сврхпотреблении и в удовлетворении мнимых потребностей, внушённых людям через средства оболванивания. Каждому – только то, что реально нужно.

 

Но здесь возникает проблема. Зачем тогда жить? Ради чего?! Маркс предложил Коммунизм. Это когда все люди живут творчеством. Творчество – это прекрасно. Но как показал опыт СССР, далеко не все могут жить ради открытий, свершений и создания нового. Если так будет, то ещё очень не скоро. При эксплуататорских общественных формациях всё проще. Бедные живут ради уменьшения страданий, богатые – ради умножения удовольствий.

 

Уже сегодня достигнут такой уровень развития производительных сил, при котором всё население Земли может быть обеспечено всем необходимым, и при этом трудиться придётся не больше, чем 10% населения. Возможно, что хозяева мира этого не допустят, и мир продолжит мучительное существование в состоянии перманентного кризиса на долгие десятилетия. Тогда проблема мотивации отпадает. Всё будет по-прежнему. Войны, голод, революции, эпидемии, и т.д. Скучать будет некогда. Но хотелось бы верить, что всё устаканится. И тогда в числе проблем с мотивацией надо будет решать проблему статусного потребления.

 

Статусное потребление было всегда. Люди всегда хотели обладать предметами, значительно превосходящими по своим свойствам практические соображения, или вообще не имеющими практического применения, только для того, чтобы фактом обладания подчеркнуть свой высокий социальный статус. Попросту – «пустить пыль в глаза» окружающим. В настоящее время в развитых (и относительно развитых) странах статусным потреблением озабочена очень значительная часть населения. Причём, не обязательно богатые или «средний класс». В поисковиках в интернете очень популярен запрос «Айфон в кредит». То есть, статусным потреблением увлекаются даже те, у кого не каждый день есть чего, извините, пожрать.

 

Очень точно о статусном потреблении современном обществе высказался американский писатель Чак Паланик в своей известной книге «Бойцовский клуб», по которой снят одноимённый культовый фильм. «Мы покупаем вещи, которые нам не нужны, за деньги, которых у нас нет, чтобы впечатлить людей, которые нам не нравятся».

 

Здесь я хочу сконцентрировать внимание на том, кого мы хотим впечатлить. Людей, которые нам не нравятся. А почему мы их хотим впечатлить? Потому что мы вынужденно живём среди них. Это продиктовано существующей структурой экономики и схемой расселения. Мы живём в городах, и постоянно входим в какой-то мимолётный контакт с людьми, которые нас не знают, и никогда не узнают. На них и рассчитан эффект от статусных вещей.

 

Но давайте вспомним русскую поговорку: «По одёжке встречают, по уму - провожают». То есть, это означает, что те, с кем вы вступите в долговременный контакт, узнают о вас достаточно много, чтобы сложить для себя впечатление о вас, не зависящее от статусных вещей («одёжки»), которыми вы обладаете. К примеру, какой альпинист больше уважаем в клубе альпинистов, тот, кто обладает большим опытом и мастерством, или тот, у кого самая крутая и дорогая «снаряга»?

 

Вот-вот, я как раз об этом. Существует способ поддержания статуса, более надёжный и мощный, чем обладание статусными вещами. Это – признание в среде людей, чьим мнением вы дорожите. Похвала от признанного вами авторитета. Высокий статус в профессиональном, творческом, религиозном или каком-то другом сообществе.

 

Да, оба способа существуют. И «по одёжке», и «по уму». Только в первом случае обладание статусными вещами помогает, во втором – нет. Но всё дело в том, что сейчас в мире происходят изменения, которые скоро сведут способ «по одёжке» к минимуму, а способ «по уму» станет доминирующим. Почему я так думаю?

 

Потому что мир меняется кардинально. Автоматизация производства и интеренет меняют структуру занятости в экономике, и поэтому позволяют полностью изменить систему расселения. Людям больше не надо будет жить и работать рядом с незнакомыми людьми. Большие города с их скученностью – противоестественны для человека, об этом уже было сказано миллион раз. В будущем люди будут жить и работать в небольших сообществах, рядом с теми, кто разделяет их взгляды на жизнь. Пытаться «пустить пыль в глаза» в таком сообществе бесполезно. Уже сегодня интернет поменял наш круг общения. Повсюды слышны сетования на то, что люди воткнулись в экраны своих интернет-устройств, и не видят друг друга. Не всё так плохо! Почему я должен общаться с тем, кто рядом, но меня не понимает, если я легко могу найти на другом конце света того, кого волнуют те же проблемы, что и меня?

 

Мир Постмодерна формирует политические, религиозные, профессиональные, творческие и хобби сообщества, в которых можно жить, просто не замечая всех людей, не разделяющих твоих интересов. И даже политические противники в таком мире выглядят совершенно понятно и предсказуемо. Например, для «бандеровцев» - «ватники», и наоборот. Всё просто, понятно и очень комфортно. Вся ваша жизнь как бы превращается в новостную ленту в соцсети, которая состоит из выбранных вами сообществ и «друзей». Всё, что не входит в искусственный интернет-мирок современного обывателя – просто не существует. Соответственно, нет нужды в производстве впечатления на незнакомых людей. Их интернет-сидельцы уже в упор не видят, а дальше – больше. В кругу же «своих» статусное потребление не нужно.

 

Кроме того, есть ещё один фактор. Планово- распределительная экономика не нуждается в культивировании у людей чувства собственности, а быстрый научно-технический прогресс, дорогу которому откроет новая социальная система, сделает пользование вещами настолько мимолётным делом, что понятие «собственности» будет размываться. Пока совсем не исчезнет. Но это уже тема для отдельной статьи.

Сcылка >>


Оцените статью