Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




В российские магазины - и желудки - поступил пластиковый рис из Китая

Роберт Шекли – пророк «экономики переживаний»

Архивные материалы

07.02.2016 00:49  

ragnar

139

Если нельзя наращивать потребление товаров, что же будет мотивацией для обывателя? Ради чего он будет жить?
Творческие люди живут ради творчества. Таких будет становиться всё больше, но это – процесс не быстрый. Некоторая часть населения может жить религией. Отчитываться перед Богом (богами) за каждый прожитый день. Но таких тоже не так уж много. Особенно – в развитых странах. Как же будет умножать удовольствия большинство обывателей?

Тысячелетиями человечество не знало проблемы мотивации к труду. Для абсолютного большинства людей труд был необходим для элементарного выживания. Только немногие, богатые, могли перейти на следующий уровень мотивации, - от «уменьшения страданий» к «умножению удовольствий». В наше время к парадигме «умножения удовольствий» перешло значительное количество населения развитых стран. Потреблятство для многих стало основным смыслом жизни, без преувеличения.

 

В настоящее время мировая экономика переживает кризис, связанный с тем, что увеличение потребления товаров и услуг невозможно. Некоторые оптимисты полагают, что не всё потеряно, ведь в празднике потреблятства ещё не участвует значительное количество людей, - вся Африка, значительная часть Азии, Латинская Америка. Вот, говорят, роботизируем производство, - включим бедные страны в праздник жизни! Однако если потреблятство будет идти теми же темпами, уже те, кто участвует в этом празднике жизни сегодня, очень скоро доедят последнюю рыбу, срубят последнее дерево и завалят мусором всё вокруг. А если, к примеру, китайцы получат столько личных автомобилей на душу населения, как в США, им просто негде будет их разместить. Даже если заасфальтируют все более-менее ровные участки местности в Китае. О коттеджах для каждой китайской семьи и не говорим.

 

Может быть и можно продлить агонию капитализма и потреблятства на какое-то время, но зачем? Пора переходить к плановой экономике. Переход к ней уже идёт. Текущий кризис отучит людей от потреблятства. Им будет просто не до этого – будут элементарно выживать. А после они обнаружат себя в совершенно новой реальности, в которой никто не будет уговаривать их срочно купить новый телефон, или намекать на связь новой одежды с сексуальными успехами. Кстати, пропаганда сдержанности в потреблении уже началась. По этому вопросу уже появились интересные статьи и даже группы в соцсетях.

 

Планово-распределительная экономика, идущая на смену капитализму, не нуждается в постоянном увеличении спроса. Соответственно, она не будет приучать людей к безудержному потреблению. Товары и услуги в планово-распределительной экономике (как это было в СССР) производятся не ради прибыли, а для удовлетворения потребностей людей. Но в советские времена, как многие помнят, такой подход вызвал проблему стимулов к труду. Зачем работать больше, если всё равно получишь как все?

 

Не беспокойтесь. Никто не собирается восстанавливать советскую экономику «как былО». Она была мобилизационной. Решала задачи индустриализации и выживания страны. Она невозможна без предельного напряжения сил, подъёма духа. Напряжение возможно только в краткие исторические периоды, нельзя вечно жить на пределе. Обыватель гораздо лучше чувствует себя в капитализме. Поэтому плановая экономика скорого будущего для обывателя будет замаскирована под привычный и комфортный для него капитализм. Впрочем, в значительной степени это уже есть на самом деле, но я применяю слово «будет» потому, что осознание этого ещё не пришло. Так пока комфортнее для восприятия.

 

Но если нельзя наращивать потребление товаров, что же будет мотивацией для обывателя? Ради чего он будет жить?

 

Творческие люди живут ради творчества. Таких будет становиться всё больше, но это – процесс не быстрый. Некоторая часть населения может жить религией. Отчитываться перед Богом (богами) за каждый прожитый день. Но таких тоже не так уж много. Особенно – в развитых странах. Как же будет умножать удовольствия большинство обывателей?

 

Ответ подсказывает классик американской фантастики Роберт Шекли в своём рассказе 1957 года «Паломничество на Землю». В советские времена он выходил в сборнике «Продаётся планета», который был у каждого уважающего себя советского любителя фантастики. Там описано то, что можно было бы назвать «экономикой переживаний». Какими-то воздействиями на психику у людей вызывают настоящие чувства. Хотите повоевать на настоящей войне – пожалуйста, хотите любви – к вашим услугам, хотите совершить убийство – на здоровье.

 

А если подумать, то можно заметить, что наша ныне существующая экономика «умножения удовольствий», по сути является «экономикой переживаний». Только немножко другой. Вспомните все свои недавние покупки, и подумайте, какой процент в каждом приобретении составляет ваша объективная потребность в товаре такого рода, а какой процент – просто захотелось? Например, можно поесть варёной колбасы с хлебом, - голод утолит. А можно и чем-то повкуснее себя побаловать. Или зачем вы купили новый телевизор, когда старый ещё отлично работает? Из-за более модного корпуса – без рамочки? А многие товары, которые мы приобретаем, вообще не имеют полезных функций. Они на 100% - ради эмоций. Цветы, например. А некоторые вполне практические предметы мы покупаем не нуждаясь в их практической функции. Десятые часы, к примеру.

 

Значит, задача состоит в том, чтобы отделить эмоции от материального носителя. С кино и компьютерными играми это уже так. Виртуальная реальность поможет нам боле глубоко продвинуться в этом направлении. Уже существуют интерактивные фильмы, сюжет которых можно менять в некоторые моменты в зависимости от подсказки, которую даёт герою зритель. Дальше – как у Шекли, воздействие на психику. Можно поесть варёной курятины, в то время как действующее непосредственно на мозг устройство убеждает вас в том, что вы едите потрясающий деликатес, приготовленный лучшим в мире поваром.

 

Постепенное избавление людей от страсти обладания вещами позволит расширять сферу проката. Автомобили, велосипеды, лодки, спортивное снаряжение, квартиры, дачи. Всё, что не нужно каждый день, уже всё чаще берётся напрокат. Но развитию такого рода услуг мешает зашитая в наш мозг идея собственности, неразрывно связанная с капитализмом и потреблятством. Будем от этого понемногу избавляться.

 

Постепенное изживание идеи о том, что для получения эмоций надо чем-то непосредственно обладать, позволит значительно сократить объём производимых товаров, но при этом сохранить мотивацию к жизни для тех, для кого такой мотивацией ещё не стало творчество. Постепенно именно оно должно стать главной мотивацией.

 

Что-то не нравится? Говорите, что всё испортит ваше осознание того факта, что это все спланировано? Вам хочется совсем по-настоящему? Тогда я вас обрадую! Уже сейчас вы можете поехать повоевать на самую настоящую войну, принять участие в самой настоящей революции, ощутить себя борцом за свободу, веру, Родину (ненужное зачеркнуть). Постмодерн позволяет вам присоединиться к любым политическим, религиозным, этническим группам. Верить во что хотите. Выбирайте, и ни в чём себе не отказывайте!

 

Сcылка >>


Оцените статью