Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




О том как всё устроено

Крушение идола автомобиля

Архивные материалы

20.07.2015 08:58  

ragnar

211

Капитализм умирает, и ему на смену идёт планово-распределительная (или «ресурсно-ориентированная») экономика. А ей не нужна искусственная накачка спроса. Соответственно, не нужен и персональный автомобиль. В СССР по многу лет производили один и тот же скудный ассортимент моделей не потому, что были такие глупые. Просто плановой экономике персональный автомобиль не нужен. В советские времена он был уступкой западоцентричному сознанию. «Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения», - изрёк однажды Остап Бендер. Но данное утверждение относится к разряду таких, сам факт произнесения которых, заставляет усомниться в их истинности. Так и оказалось. Весь ХХ век был доказательством того, что автомобиль – не только средство передвижения. И даже не столько средство передвижения, и даже не столько роскошь, как идол. Объект поклонения. Автомобиль символизирует социальный статус и вкус владельца, богатство и могущество страны, совершенство технологий и достижения фирмы. Невозможно перечислить все мысли, чувства, ассоциации, связанные с автомобилями. Несомненно то, что личный автомобиль даёт человеку потрясающей силы чувство свободы. Типа, - еду куда хочу! Но если задуматься, можно понять что это всего лишь чувство, иллюзия. Поедешь ты, дорогой, в большинстве случаев не туда, куда хочешь, а куда надо. Если продолжить использование головного мозга в данном направлении, можно придти к мысли, что автомобиль решает всего лишь одну нашу проблему – транспортную. Да и то – не полностью. Другие средства транспорта он не отменяет. В том числе общественные виды. Почему же устройство, призванное решать всего лишь одну из наших проблем, занимает так много места в нашей жизни? Потому что так надо для её величества экономики! В точном соответствии с тезисом о том, что капиталистическая экономика фатально зависит от конечного спроса. Автомобиль вначале был игрушкой для богатых. Ближе к народу он начал становиться с появлением модели Форд-Т, которая пошла в массовое производство в 1909 году. Да, ещё задолго до революции в России, подтолкнувшей элиты Запада к созданию «среднего класса». В действительности революция явилась только катализатором прогресса в этом направлении. А началом «демократизации» промышленного производства было открытие скромного клерка Эндрю Карнеги (не путать с Дейлом!). Он стал миллионером потому, что рассказал сталепромышленникам принцип экономии на масштабах при крупносерийном производстве. Сейчас нам кажется само собой разумеющимся, что выгоднее продавать товар дешевле, но больше, чем немного, но дорого. Но в XIX веке этого не понимали даже крупные бизнесмены. После снижения цен на металлические изделия пошёл такой вал продаж лопат, топоров, утюгов и прочего нехитрого инвентаря, что это поняли все. Генри Форд был первым, кто осмелился применить этот принцип к автомобилю, который многим тогда казался слишком сложной и дорогой бесполезной игрушкой для богатых. Общеизвестно, что после революции в России Генри Форд трактовал всю свою деятельность по выпуску доступных автомобилей и повышению зарплат рабочих как борьбу с коммунистической угрозой. Так экономия на масштабах и страх перед угнетёнными соединились. Хотя американскому «среднему классу» удалось неплохо пожить ещё до биржевого краха 1929 года, настоящим двигателем экономики индивидуальный автомобиль стал после II Мировой войны. Сначала в США, а потом и в Западной Европе. Не считая недвижимости, автомобиль является самой дорогой, и точно самой сложной вещью, которую может купить средний человек. Ради улучшения потребительских свойств автомобиля сделаны множество изобретений, созданы целые подотрасли индустрии и направления НИОКР. Интересный факт. В процессе автомобилизации в 1950-1960-е годы автомобиль «убил» свой дешёвый суррогат – мотоцикл. Производители мотоциклов в США и Европе разорились, а те, что остались, спаслись за счёт заказов полиции. Но в 1980-е годы, когда наметилась тенденция недостаточного роста частного спроса, маркетологам удалось внедрить в массы идею о том, что в дополнение к автомобилю неплохо ещё прикупить и мотоцикл. Конечно, повелись на это далеко не все, но мотопромышленность постепенно возродилась. Важный перелом в истории автомобиля произошёл с появлениям такого понятия, как «маркетинг». Не знаю, сделали это какие-то нострадамусы намеренно, или так случайно получилось, но с началом эпохи маркетинга началась тенденция, как раз сейчас подходящая к логическому завершению. С приходом маркетинга автомобили стали скучными. До внедрения маркетинга автомобиль в плане дизайна был произведением искусства. Он мог нравиться конкретному человеку, или нет, но человек был исполнен уважения к автомобилю и его создателям. Когда началась массовая автомобилизация, и надо было всеми силами увеличивать продажи, пришло время маркетинга. Маркетинг подгоняет товар к вкусам потребителя по принципу «чего изволите?» А вкусы у всех людей разные. Если раньше не очень эстетически развитый представитель низших сословий покупал автомобиль, он был счастлив от одного факта попадания в престижный круг автовладельцев. И «крутить носом» по поводу дизайна даже не думал. Теперь он смотрел на автомобиль как на любую доступную вещь. Автомобиль с ярким интересным дизайном одних людей приведёт в восторг, а у других вызовет резкое неприятие. Если перед производителем стоит задача угодить как можно большему количеству покупателей, - яркий дизайн отменяется. Надо сделать так, чтобы все сказали: «Сойдёт!» И автомобили начали становиться усреднённо-унылыми. Конечно, не сразу. Первым переломным моментом был переход к «аэродинамическому» дизайну в начале 1980-х. Очень многие ценители автодизайна считают (и я с ними согласен), что весь автодизайн после 1980-го года – отстой. Второй перелом наступает прямо сейчас на наших глазах. Возможно, сказывается засилье попсы в искусстве или разрушение образования, но недорогие автомобили последних лет выглядят так, как будто дизайнеры специально хотят унизить всех, у кого нет денег на БМВ. В результате автомобиль теряет привлекательность в глазах многих. Раньше автомобиль покупали не думая, нужен он или нет. Так было «положено». Теперь люди думают. Среди продвинутой городской молодёжи, особенно в страдающих пробками больших городах, факт обладания автомобилем уже не является чем-то значимым. Для них автомобиль привычен. Обычная вещь. Они не помнят эйфории массовой автомобилизации. Сейчас модно ездить на велосипеде. Если погода позволяет, конечно. Всё идёт по плану. Ведь капитализм умирает, и ему на смену идёт планово-распределительная (или «ресурсно-ориентированная») экономика. А ей не нужна искусственная накачка спроса. Соответственно, не нужен и персональный автомобиль. В СССР по многу лет производили один и тот же скудный ассортимент моделей не потому, что были такие глупые. Просто плановой экономике персональный автомобиль не нужен. В советские времена он был уступкой западоцентричному сознанию. Автомобили сохранятся, конечно. Со временем они станут электрическими, а потом – беспилотными. И ещё в них не будут закладываться запрограммированное старение и ненужные «навороты». Они будут простыми, и служить будут долго. Но бесконечных потоков автомобилей уже не будет. Сейчас, в процессе кризиса, многие люди лишатся возможности иметь собственный автомобиль. А потом, очухавшись в новой реальности, они поймут, что он им и не нужен. Если кто непонятливый – пропаганда поможет. Автомобиль на каждый день будет нужен только тем, кому он необходим для работы. Поскольку множество людей работать не будет, а значительное число работающих будет работать в интернете, - ехать особо некуда. Работа в основном интеллектуальная – можно делать дома. Всяческие административные дела и прочие платежи – тоже в интернете. Магазины с основными товарами – поблизости. Специфические товары – через тот же интернет. Если кому-то раз в пару недель понадобится автомобиль, проще взять такси или автомобиль напрокат. Поскольку люди уже равнодушны к автодизайну, они не заметят, что все автомобили будут представлять собой один модельный ряд, различающийся по типоразмерам и условной «престижности». Уже сейчас выпускается множество моделей автомобилей, отличающихся друг от друга только эмблемами и названиями, и это мало кто замечает. Век автомобиля заканчивается. Но не расстраивайтесь. В виде хобби он ещё сохранится.

Сcылка >>


Оцените статью