Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




О том как всё устроено

Тема Деньги (не по Муромцу)

Архивные материалы

23.10.2011 11:10  

104

Ссудный процент перестал удовлетворять аппетиты финансовой элиты - слишком рискованная деятельность, велики невозвраты. Возникла новая конструкция перераспределения результатов экономической деятельности - денежная эмиссия, при которой деньги - как право приобретения благ получают избранные, а ответственность, неотъемлемая составляющая денежной эмиссии - несёт всё общество. Для её создания потребовалось подкорректировать теорию денег.

Теории денег делятся на информационные и товарные. Адам Смит предложил рассматривать деньги как специфическую форму товара, до него в ходу больше были распространены информационные теории денег. Согласно этим теориям деньги - информация, форма общественного договора, отражающая право их обладателя на получение определённого количества производимых обществом товаров. Насколько обосновано рассматривать деньги, как товар? Товар, согласно его взглядам, обладает стоимостью, общественно необходимыми издержками на его производство, и потребительской стоимостью, то есть способностью удовлетворять потребности людей за счёт физических качеств. Но производство денег практически не требует издержек, следовательно, у них нет стоимости, да и потребительской стоимости у них также нет. Вы можете поесть на доллар, но не съесть доллар.

Покупая на доллар, вы используете доллар не как физический объект, вследствие его природы, а как, связанный с физическим объектом, объект информационный. Общественное сознание связывает физический объект доллар с определённой информацией, отражающей право на получение других товаров. Если считать, что деньги – это физический объект и информация с ним связанная в общественном сознании то товаром является именно информация, а, следовательно, именно она лежит в природе денег.

Даже золото, которое не только служит деньгами в силу сложившейся в традиции, но и используется в производстве, не имеет высокой потребительской стоимости. Потребительская стоимость золота в качестве материала для украшений мало отличается от сплавов на него похожих. Ценность золотых украшений определяется не их особой красотой, а ценностью материала, который используется так же в качестве денег. Использование в качестве денег золота представляет неформальный договор. Золото при этом являлось носителем информации об этом договоре. Редкость золота защищала этот договор от фальсификации. Право выпуска золотых монет не нужно было строго регламентировать, их относительная ценность определялась весом.

Однако развитие производства требовало увеличения денежной массы, а добыча золота не обеспечивала необходимый её прирост. Вместе с золотом стали использоваться ассигнации. Использование вместе с золотом ассигнаций представляет договор более формализованный, опирающийся на авторитет государства. Появление бумажных денег снимает защищённость информации с ними связанной редкостью носителя и требует создания механизмов контроля за системой денежного обращения. Зато замена носителя информации о праве на приобретение товаров с редкого метала на доступную бумагу, не только снимает ограничения на рост производства, но создаёт механизмы регулирования экономики методами денежной политики. Это обусловило широкое распространение бумажных денег.

Отказ от золота и серебра, как единственных форм денег, приводит к появлению наряду с ассигнациями других бумажных денег – банкнот. Если ассигнация - право на приобретение, защищаемое и контролируемое государством, то банкноты выпускаются частными структурами, опираются на их авторитет и представляют менее формализованный общественный договор. Отчасти появление банкнот – результат слабости государственной власти, когда авторитет частных структур сравним или выше авторитета государства.

В бумажных деньгах ещё более очевидна их информационно-правовая природа. Деньги – это форма права. Но если деньги это право, то эмиссия денег частными структурами, это приватизация права. Право частных структур на денежную эмиссию и контроль денежного обращения равносильно передаче законодательных функций преступным сообществам. Мы не доверяем преступникам писать законы, по которым их будут судить, почему же мы доверяем денежную эмиссию и контроль денежного обращения частным структурам? В обоих случаях право создают те, кого оно контролирует.

Право всегда существует вместе с обязанностью по его удовлетворению и ответственностью за его не удовлетворение. Поэтому эмиссия денег предполагает одновременное возникновение прав, обязанностей и ответственности. Тот, кто эмитирует деньги, должен брать на себя обязательства по их обеспечению и нести ответственность за их обесценивание без этого деньги теряют свою природу. Государство, эмитируя деньги в экономику, исходит из анализа товарного предложения, старается не допустить инфляции и несёт ответственность перед социально незащищёнными слоями, но когда деньги эмитируют частные структуры, ответственность за их обеспечение товарами исчезает.

Банк, выдавая кредит деньгами, которых сам не имеет, вбрасывает в экономику деньги и новый товар, их обеспечивающий, долговые обязательства клиента. Если сомнительных клиентов у банка не много, а собственные активы велики, то банк способен нести ответственность за проводимую им денежную эмиссию. Но сомнительных клиентов много и их долговые обязательства мало кого интересуют, вследствие чего прирост денежной массы в экономике резко превышает прирост товарной, но отказываться от раздачи сомнительных кредитов банки не хотят, ведь это означает отказ от делания денег из ничего, отказ от денежной эмиссии.

Зачем зарабатывать деньги, которые можно эмитировать? Можно создавать банки, эмитировать деньги, отдавать их аффилированным структурам, придавать им легитимный статус и закрываться. Лучший способ красть деньги у общества - кредитовать игроков. Не важно - играют они в рулетку или на бирже. Выигравшие - добропорядочные бизнесмены, проигравшие - банкроты. Банки при этом терпят убытки, но, из-за страха перед разрушением системы проведения платежей и для страхования вкладов большинства населения, государство вынуждено спасать банки. В результате, при эмиссии денег через кредит банковскими структурами, выгоды приобретают отдельные представители банковского сектора, а ответственность за эту денежную эмиссию несёт всё общество.

Рост необеспеченной денежной массы в мировой валюте, плохих активов в финансовых организациях, всего того, что мы связываем с мировым финансовым кризисом является результатом утверждения «деньги – это товар». Именно оно лежит в основе частного права на денежную эмиссию, и в ограничении возможностей государства в управлении денежным обращением.

Китай - пример другого подхода: рыночная экономика в реальном секторе, при контроле государства над финансовым сектором экономики. Основные банки Китая или государственные или с более чем пятидесятипроцентным участием государства и это не мешает, а наоборот, помогает, ему успешно преодолевать кризис. Пример КНР может оказаться заразительным. До последнего времени успехи Китая в экономики объяснялись не финансовой системой, а дешёвой рабсилой, но курс КПК на рост внутреннего потребления может повысить внимание к устройству его финансовой системы, обеспечивающей большую стабильность национальной экономики в период кризиса. Это может поколебать крайне неустойчивую мировую финансовую систему, основанную на возрастающей эмиссии необеспеченной американской валюты.

Пока интересы Китая и финансовых кругов Запада совпадают, и тем и другим нужно время: Китаю, чтобы перевести свои валютные запасы во что-нибудь ценное, например, в цветные металлы, а западным финансовым воротилам время нужно, чтобы перевести свои активы из плохих долгов в хорошие предприятия. Для этого нужно заставить государства оплатить плохие долги, а у реального бизнеса по минимальным ценам забрать его активы.

Для последнего процесса технология давно отработана. Сначала экономика накачивается деньгами, и цены на все биржевые товары растут. Доходы реального бизнеса растворялись в растущей денежной массе. Для сохранения капитала в этой ситуации предприниматель вынужден включаться в биржевые спекуляции. Свои оборотные средства он начинает вкладывать в биржевые товары, используя плечо под будущую маржу, предоставляемое биржей, а для обеспечения текущих платежей берёт кредит, под залог акций своего предприятия. Затем денежный поток в экономику под тем или иным предлогом прекращается. Акции дешевеют. Биржи по низким ценам продают акции спекулянтов, набранные под будущую маржу, а банки требуют дополнительного обеспечения по ранее предоставленным кредитам в связи с уменьшением стоимости залога. Не все могут его предоставить, денег нет, перекредитоваться невозможно. Собственность производительного сектора экономики меняет владельцев или его владельцы надолго попадают в зависимость к финансистам. Последний процесс как раз и идёт, и его длительность определяет продолжительность кризиса.

Вопрос в том, что делать России: ждать конца перераспределения мировой собственности, чтобы и дальше исполнять роль сырьевого придатка мировой экономики или попробовать создать национальную, устойчивую, независимую экономику, и с чего начинать создание национальной независимой экономики?

Лично я за создание национальной, независимой от цен нефть и доллар экономики. Начать можно с создания Государственного Операционного Банка, обеспечивающего абсолютную надёжность проведения расчётов, беспроцентного хранения денежных средств. Для управления экономикой с помощью денежных рычагов необходима монополия государства на эмиссию национальной валюты, исходя из потребностей национальной экономики, и торговлю иностранной валютой. Вброс национальной валюты в экономику лучше осуществлять через финансирование госзаказа. Первоочередная задача государства в экономике обеспечить стабильность спроса за счёт эмиссии. Борьба с инфляцией вторична. Инфляция - результат дефицита предложения, но не спроса, при дефиците спроса и контроле монополистов она не возможна. Лучшее средство для борьбы с инфляцией не уменьшение денежной массы, а увеличение товарной. Для увеличения товарного предложения и роста производительности труда, разрешить засчитывать кредитные платежи на модернизацию предприятия в счёт оплаты дополнительных налогов, возникающих вследствие этих модернизаций.

Россия обладает всеми необходимыми ресурсами для создания устойчивой, независимой национальной экономики и создание такой экономики не противоречит интересам мирового сообщества. Мировая экономика тем устойчивее, чем устойчивее каждая её часть.


Сcылка >>

закрыть...

Сcылка >>


Оцените статью