Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




О том как всё устроено

России следует временно прекратить выдачу нефтегазовых лицензий на шельфе

Энергетика

21.05.2015 13:46

Александр Хуршудов

231

Вместо того, чтобы организовать освоение нефтегазового шельфа с помощью отечественной техники, правительство намерено разрешить продажу лицензий частным компаниям. Ускоренная распродажа природных ресурсов не принесет больших доходов; она в интересах зарубежных компаний и во вред своей стране.

В апреле Минприроды в лице своего министра строго погрозило пальчиком Роснефти и Газпрому и обещало больше не выдавать им лицензий для работы на шельфе. Во как. Я сначала обрадовался. Действительно, только у Роснефти уже 12 таких лицензий, а инвестиций не хватает, поэтому она в поте лица занимается согласованием переносов сроков бурения....

Однако, поспешил я. Оказалось, новость была с двойным дном. И в тот же день Forbes нам его чуток приоткрыл: одновременно МПР подготовило предложения о допуске к шельфу ЧАСТНЫХ компаний. И в СМИ началась умело подогреваемая «дискуссия». Решил и я в ней замолвить свое словечко.

Для начала скажу, что в мире нефтяные страны частников лицензиями не балуют. Возьмем, к примеру, Саудовскую Аравию. Все лицензии на добычу нефти и газа там держит государственная компания Saudi Aramco. Это вообще КРУПНЕЙШАЯ в мире компания, ее капитализация оценивается почти в $ 800 млрд. Или Ирак. Уж сколько народу там положили да изувечили за доступ к нефти, а правительство всех заставило работать через свою государственную компанию. Иностранцы заключают с ней контракт, инвестируют, окупают затраты и потом получают $2-4 с каждого добытого барреля. Не озолотишься. Иран, Индия, Норвегия,  Венесуэла, Кувейт – все работают через свои ГОСУДАРСТВЕННЫЕ компании, а уж привлекать на подряд могут хоть марсиан, хоть папуасов....

Мне возражают: но ведь работает на шельфе наш Лукойл? Почему наши частные компании не допустить? Отвечаю: хорошо работает. На Каспии и на Балтике. Но это мелководный шельф. И рядом – промышленные базы, города, аэропорты. В случае аварии корабли, вертолеты и водолазы мигом будут на месте, и катастрофический выброс НАВЕРНЯКА удастся предотвратить. А представьте себе (не приведи Бог), что у того же Лукойла на платформе в Карском море случится открытый фонтан, как в Мексиканском заливе... На глубоком шельфе, зимой, подо льдом. Ущерб - $30 млрд. И нет Лукойла, банкрот. Те же западные нефтяные монстры его сожрут с кетчупом и с огромным удовольствием.

Можно, конечно, риски такой аварии застраховать. Но страховые взносы будут велики, и это тяжелым грузом ляжет на окупаемость проекта. К тому же даже ВР не хватило страховки в Мексиканском заливе, потому ей и пришлось сибирские активы продать.

Нет, не надо нам торопиться, как голому в баню, выходить на российский шельф надо ОЧЕНЬ ОСТОРОЖНО. И я хочу поставить вопрос несколько в другой плоскости. Прежде чем решать, кому следует работать на шельфе, давайте подумаем, кому нужна нефть, которую мы собираемся там добывать.

России она в ближайшие десять лет точно не нужна.  По самым скромным подсчетам мы имеем 12 млрд. т нефтяных запасов, при нынешнем уровне добычи их хватит на 20 лет, даже если мы всю нефть будем сами употреблять. Но мы не употребляем. Экспорт сырой нефть за последние пять лет, правда, сократился до 223 млн. т/год (на 11 %), но зато экспорт нефтепродуктов вырос до 165 млн т/год (на 24 %).

В целом же Россия 73,8 % добытой нефти продает за рубеж. По уровню бездумной распродажи своих ресурсов с нами конкурирует только Нигерия, ежегодно мы продаем 3,2 % наших извлекаемых запасов.

Раньше это хоть как-то объяснялось получением доходов для бюджета. Но при освоении шельфа доля налогов сокращается до минимума. Ставки НДПИ и экспортной пошлины на шельфе уже снижены в разы, а при нынешних ценах добрая половина шельфовых месторождений и вовсе будет убыточной.

Кто же заинтересован в том, чтобы лицензии на российский шельф быстро и дешево распродать? Все крупные мировые нефтяные компании, у них дефицит запасов. Вездесущие нефтесервисники: Шлюмберже, Халлибертон, Бейкер Хьюз. Они прочно захватили рынок нефтяного шельфа в мире и диктуют там практически монопольные цены. Индию, например, обдирают, как липку, сам наблюдал. Наконец, западные страны-потребители нефти, рассчитывающие на снижение цен при росте предложения.

Наши основные районы добычи  в северных и дальневосточных морях расположены вдали от российских потребителей. Придется оттуда сырую нефть танкерами гнать прямо на экспорт. А все основные доходы: от сервисного обслуживания промыслов, от переработки и сбыта нефтепродуктов осядут в карманах иностранных компаний.  Ответьте себе честно: кому нужна такая работа?

А что нужно России? Прежде всего – опыт. Он постепенно накапливается, все же пять шельфовых месторождений находятся в эксплуатации. Но это мелководный шельф, а при глубинах моря свыше 100 м вся техника на порядок сложнее и дороже. Вот и нужно выбрать несколько объектов в более глубоких водах (50-300 м) и на них свою, отечественную технику отрабатывать. Только не говорите, что мы этого не умеем. Во-первых, многое уже умеем, во-вторых, в ходе работ - научимся. Все необходимые лицензии для этого Роснефти и Газпрому уже выданы. Осталось только организовать кооперацию с нашими и зарубежными подрядчиками.

А до тех пор, пока в России не накопится собственный опыт освоения  месторождений в глубоких водах, выдачу таких лицензий  надо прекратить. Именно так должны поступать государственные люди.

Вместо этого правительство пытается как можно быстрее распродать все оставшиеся ресурсы, будто ему черти жгут пятки. Впрочем, мы уже свыклись с тем, что добрая половина «инициатив» наших министров проявляется в интересах зарубежных стран и компаний, а России, кроме вреда, ничего не приносит. Но если у нас по примеру Украины организуют вывоз министров на мусорную свалку – запишите меня. Готов заплатить за участие.


Оцените статью