Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




О том как всё устроено

Идеальная Россия - утопия или проект? (ч.4)   9

Глобальные проекты

31.03.2017 17:39  

Максим Егоров

380

Идеальная Россия - утопия или проект? (ч.4)

Часть 3

По состоянию на 2013 год (поскольку именно тогда писался этот текст) не существует единого юридического определения термина «Государство». Не думаю, что к настоящему моменту такое определение появилось.

Есть такая штука - называется государство 

Что такое государство и зачем оно придумано? Нужно ли оно и если «да» то возможно ли сделать так, чтобы государство было для народа, а не народ для государства? А может быть нужно взаимное служение? Попробуем разобраться.

«Государство» - Политическая форма организации общества, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры. Страна с определенной политической системой. Что-л. крупное, значительное, занимающее большую территорию и отличающееся определенной обособленностью, самостоятельностью.¹

Основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры. Страна, находящаяся под управлением политической организации, осуществляющей охрану ее экономической и социальной структуры.³

Политическая организация общества с определенной формой правления (монархия, республика). По форме государственного устройства может быть унитарным и федерацией.

Итак, государство нужно народу для управления им же. Но гораздо лучше звучит так: государство нужно народу для охраны, поддержания и улучшения качества его жизни.

Для этого народ и выбирает себе форму организации своей жизни. Таких форм изобретено было уже много, и ни одна из них не стала совершенной и окончательной, поскольку содержала какой-либо изъян, приводящий со временем к накоплению значительного количества факторов мешающих качеству жизни. Не будет преувеличением сказать, что форма организации жизни определяется в каждый исторический период времени путем компромисса между противоположными потребностями различных групп населения (классов). Представители богатых и состоятельных слоев общества стремятся организовать жизнь максимально благоприятно для себя, своего состояния часто (почти всегда) в ущерб и за счет представителей более бедных групп. Однако, по мере возрастания гражданской активности в обществе и понимания все большим числом его участников истинного положения дел богатая часть населения вынуждается идти на уступки бедной части, чтобы исключить вероятность перерастания общественного недовольства в бунт слепой и беспощадный. В большинстве случаев, представители богатых групп стараются делать все возможное, чтобы эти уступки носили декларативный характер и лишь при самом сильном давлении снизу осуществлялись на практике. Сегодня мы живем вот в такой, выбранной нами, форме организации своей жизни:

«Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»¹

- Демократическое

«Демократический» - Основанный на принципах демократии.¹

Демократия – Политический строй, при котором власть принадлежит народу. Народовластие.¹

Форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти.

Политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. Вид политического устройства государства при котором народ осуществляет законодательные и исполнительные функции власти непосредственно (прямая демократия) либо через своих представителей (представительная демократия).

- Федеративное

«Федеративный» - Представляющий собой федерацию.

Федерация – Форма государственного устройства, при которой государство образует федеральные единицы – члены, субъекты федерации (республики, края, города, автономные округа, автономные области, области – прим. авт.). В федерации действует единая конституция, единые федеральные органы государственной власти, устанавливаются единое гражданство, единая денежная единица и т.д. Члены федерации имеют, как правило, собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы.

- Правовое

«Правовой» - Основанный на праве.¹

Право – Совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.¹

- Республика

«Республика» - Форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определенный срок органам власти.¹

 

Рассмотрим существенные аспекты этой формы организации нашей жизни с точки зрения их влияния на качество нашей жизни. Зачем это нужно делать? Затем, что стала очевидной невозможность дальнейшего улучшения качества жизни (а с отдельных точек зрения можно сказать, что качество жизни сильно ухудшилось за последние 10 – 20 лет). Что хорошего и что плохого произошло в нашей жизни за это время после распада Советского Союза? Начнем с хорошего:

- Улучшилось материальное положение народа

- Увеличились политические свободы народа

- Появилась возможность свободного перемещения

- Вернулось право на частную собственность

- Сократилась цензура и ограничения на доступ к информации

Но появилось и плохое, то чего мы не знали. Может быть оно и было, но в таких масштабах:

- Организованная преступность

- Терроризм

- Национализм

- Наркомания

- Проституция

- Коррупция

- Люди без определенного места жительства

- Безработица

- Развал промышленного производства - восстанавливается

- Развал сельского хозяйства - восстанавливается

- Развал науки - восстанавливается

- Развал образования

- Развал здравоохранения

- Развал армии – восстановилось почти

- Падения престижа на международной арене - восстанавливается

- Деморализация общества

- и т.д.

Становится очевидно, что выбранная нами добровольно форма организации нашей жизни также не совершенна. Так каким же образом при такой прогрессивной и либеральной форме организации общества все-таки стали возможны такие уродливые изъяны и почему? Рассмотрим подробнее 3 составляющие этой формы: демократию, федерацию и республику.

Демократия

Демократия имеет давнюю историю и большое количество форм, уживаясь с совершенно различными формами правления – от монархий и плутократий

«Плутократия» - (от греч. plutokratia (plutos – богатство,  kratos – власть, могущество)) – Политический строй, при котором государственная власть принадлежит кучке самых богатых представителей господствующего класса.¹

до социалистических государств. Как же осуществляется на деле эта «власть народа»? Как уже упоминалось выше власть народа может осуществляться как прямо (прямая демократия), так и косвенно, через представителей (представительная демократия).

При прямой демократии, которая была наиболее известной моделью до XVIII века, граждане осуществляют свое право принятия политических решений непосредственно,  путем достижения консенсуса или с помощью процедур подчинения меньшинства большинству. Характерной особенностью прямой демократии является прямая ответственность  гражданского населения за принятие и исполнение принимаемых решений. Прямая демократия может существовать, как отдельная целостная форма, так и самостоятельного встроенного элемента в другие демократические системы.

В России:

«Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.»¹

В своем развитии прямая демократия проходит путь от общинно-вечевой самоорганизации до электронной демократии.

«Электронная демократия» - Форма демократии, характеризующаяся использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как основного средства для коллективных мыслительных и административных процессов (информирования, принятия совместных решений – электронное голосование, контролирование исполнения решений и т.д.) не всех уровнях – начиная с местного самоуправления и заканчивая международным.

Преимуществом прямой демократии является быстрая постановка и принятие конкретных решений на уровне отдельных небольших групп  общества (вопросы местного и частного характера). Недостатком прямой демократии является сложность ее применения на больших территориях без использования компьютерной техники и средств мобильной связи.⁹ Однако, при их наличии, а также при достижении определенного уровня гражданской активности в обществе такая форма демократии выглядит наиболее привлекательной.

Главными особенностями представительной демократии является осуществление гражданами того же права через избранных ими депутатов и других должностных лиц путем делегирования им части собственных прав. При этом подразумевается, что выбранные руководители должны принимать решения с учетом предпочтений своих избирателей (теперь уже – руководимых) и отвечать перед ними за свои действия.

Преимуществом представительной демократии в отличие от прямой демократии является возможность наиболее быстро решать глобальные стратегические вопросы общего характера. Недостатками представительной демократии по сравнению с прямой являются подверженность коррупции, борьба за власть и контроль над финансовыми потоками, манипуляции общественным мнением и частым нарушением прав и свобод  человека при недостаточной защите их в законодательстве государств.

Федерация

В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации). Наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право издавать собственные нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы). Они наделены правом издавать региональные законы. У субъектов федерации нередко имеется собственный институт гражданствастолицагерб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета. Теоретически возможна ситуация, когда колониальная империя может «замаскировать» себя под федерацию путём передачи некоторых административных функций и символов самостоятельности насильно присоединённым провинциям и объявления их составными частями федерации.

Другой вариант имитации федерализма состоит в самопровозглашении унитарного государства федерацией практически без предоставления субъектам прав. Примером такой имитации мог служить СССР. Современная Российская Федерация институционально хоть и является федерацией, но многие аспекты федеративности «временно остановлены», — в частности налогообложение функционирует почти как в унитарном государстве (большая часть налоговых отчислений поступает в федеральный бюджет, тогда как субъектам федерации достается лишь малая их часть).  

Как, когда и зачем мы стали Федерацией? Вопрос кажется простым и ответ очевидным: наверное еще при царе, когда присоединяли новые территории - ведь надо же было как-то оформить вхождение новых народов и земель? Отнюдь! Федеративное устройство было оформлено лишь при советской власти и то не сразу. Первоначально, возникшая в границах царской империи Российская Советская Республика была унитарным государством. Однако очень скоро, после практически сразу наметившейся тенденции к распаду целостности государства и начавшегося самоопределения территорий, не принявших советскую власть и потребовавших независимости (Финляндия, Украина) на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 года была провозглашена декларация, утверждающая федерацию советских национальных республик.

Республика

            Отличительной чертой республики, как формы правления, является выборность главы государства, исключающий наследственный или любой другой невыборный способ передачи власти.⁹ Тут все вроде бы хорошо. Проблема заключается в том, как именно происходит процесс выборов. Выбираем ли мы действительно сами? Внешне, конечно, сами, нет сомнений – мы сами приходим на избирательный участок и голосуем за «своего» кандидата из списка. И на этот счет есть даже свое избирательное законодательство, где подробно описываются все барьеры и условия, которые должен преодолеть кандидат, чтобы добраться до финиша. Постоянно прилагается множество усилий, чтобы убедить избирателя в том, что в ходе голосования и при подсчете голосов его не обманули. Но на самом деле все это лишь отвлекающие манипуляции. Главный обман уже состоялся. И заключается он в самом списке кандидатов. Помните знаменитое: «Голосуй сердцем?». Зададим себе вопрос: что мы знаем о кандидате? Кажется, что очень многое: и «всю» его биографию (старательно отредактированную PR-щиками), и подробности личной жизни, и за что он ратует... Очень часто хочется сказать: «Посмотрите, какие честные у него глаза! Я ему верю!».

            Но разве так должен выбираться Руководитель государства? Почему не звучат подробнейшие программы кандидатов? С указанием конкретных сроков по продолжительности каждого этапа. Нам скажут, пожалуй, что это же зависит от многих факторов. Да и вообще, кандидату еще нужно осмотреться и освоиться на новом месте. И мы согласимся, да, мол, действительно, нужно дать время. А сколько? Сколько должно пройти времени, чтобы можно было начать спрашивать? Месяц, полгода, год? А всегда ли оно есть это время? И почему нельзя профессионально готовить Высших Лиц государства?

            Вся специфика организации выборного процесса именно и состоит в клановой борьбе разных политических сил. Определении именно того проходного кандидата, который сумеет наилучшим образом обеспечить интересы основных игроков. Все остальное – политтехнологии. Для нас кандидат появляется словно бы ниоткуда и вдруг завоевывает на глазах наше расположение. Бывают, конечно, и случаи длительного противостояния, когда лидер протестного движения автоматически, в случае победы, становится лидером страны. Но это при революционных ситуациях. А при спокойном республиканском процессе все делается «подковерно» и от нас с вами не зависит.

 

Продолжение...

 


Оцените статью