Голосования

За кого вы бы проголосовали, если бы во второй тур выборов прошли Путин и Грудинин?




Под кого раздувают пузырь биткоина и кого он накроет?

После «Капитала»   58

Образ будущего

28.12.2017 08:00  5.8 (14)  

Павел Сапунов

6642

После «Капитала»

«Богатство обществ, в которых господствует капиталистический способ производства, выступает как “огромное скопление товаров”, а отдельный товар – как  элементарная форма этого богатства. Наше исследование начинается поэтому анализом товара»  Маркс К. Капитал. Т. I. – М.: Политиздат, 1983.- 905 с.

За прошедшие сто пятьдесят лет со времени написания первых строк «Капитала» К. Маркса социальный облик и экономические условия существования общества заметно изменились. Помимо мировых войн, социальных революций и природных катаклизмов, потрясающих мир, появляется фактор научно-технической революции, поднявший могущество человеческой цивилизации, и, одновременно, поставивший мир на грань уничтожения.

Показателем развития обществ теперь является не просто сумма накопленного товарного богатства, а уровень их научно-технического потенциала. Накопленный потенциал совокупного научно-технического знания превращается в бесценное достояние общества и выступает как огромное скопление информации, а отдельное знание – как элементарная частица этого потенциала. Поэтому наше исследование начинается анализом информации.

В рамках политической экономии информация есть, прежде всего, полезное знание, созданное или полученное о внешнем предмете (явлении) окружающего мира и сообщающее о возможности использования данного предмета с целью удовлетворения каких-либо производственных потребностей. Так, прежде чем строители начнут строить здание, архитекторы должны разработать проект строительства этого здания. Информация вновь созданного проекта представляет полезное (инструментальное) знание, сообщающее сведения о возможностях ведения строительства промышленным (не кустарным) способом.

Сведения, раскрывающие потенциал – техническую возможность промышленного использования предмета, представляют для производства потребительную ценность.

Далеко не всякая информация представляет собой средство достижения целей, связанных с удовлетворением конкретных потребностей материального производства. Прежде чем воплотится в законченный интеллектуальный продукт – проектную разработку, информация проходит цикл преобразований, от изначальной идеи «витавшей в воздухе», до ее «материализации», т.е. претворении  в тексты, графики и схемы, заканчивающийся публикацией конечного результата, представленного на суд общественности. И только после прохождения оценки этого результата, полученной в виде экспертного заключения, полезная информация переходит в стадию внедрения в материальное производство с целью практического использования полученных разработок, изобретений, результатов научных исследований (инноваций).

Ни одна полезная информация не способна удовлетворить ни одной материальной потребности непосредственно человека, так как сама по себе не является материальным предметом (вещью), но при этом любая потребительная ценность информации представляет собой средство (метод) для решения задач, связанных с развитием и модернизацией производства. Прохождение экспертизы и получение оценки значимости результатов научно-технических разработок подтверждает, далеко не одинаковую ценность решений множества различных производственных задач.

Не всегда полезная информация лежит на поверхности явлений, в капиталистическом обществе она чаще всего является промышленным или технологическим секретом, что противоречит общественному характеру производства. Такие технологические секреты know-how представляют большую коммерческую ценность как средство организации новых производств, обеспечивающих серийный  выпуск товарной продукции с целью максимального извлечения прибыли, перераспределяемой исключительно в интересах собственников.

В социалистическом обществе, напротив, любые полезные производственные новации являются общественным достоянием и после внедрения на одном предприятии могут распространяться на аналогичных производствах как передовой метод с целью максимально полного удовлетворения потребностей народного хозяйства. Преимущество социалистического способа производства заключается в планировании первоочередных задач экономического развития с выделением не коммерческих приоритетов с высокой общественной (социальной) значимостью.

Также как и товар, любая полезная информация может рассматриваться не только с количественной, но и с качественной точки зрения, имеющей определенный практический интерес. Каждый товар, как  и любая полезная вещь – железо или бумага «есть совокупность многих свойств и поэтому может быть полезна различными своими сторонами. Открыть эти различные стороны, а следовательно, и многообразные способы употребления вещей, есть дело исторического развития». [Там же] .

Так же, как и товар, полезная информация воплощает в себе потенциальную возможность раскрывать и совершенствовать многообразные способы решения задач производства, и открытие все новых этих способов также есть дело исторического развития.

Под влиянием научно-технической революции мир наполняется знанием все новых и новых способов, как производить все более совершенные станки и оборудование, автоматизированные сборочные линии, промышленные роботы, и другие высокотехнологичные компоненты современных наукоемких производств. Сегодня это знание становится самым мощным и самым востребованным информационным ресурсом, обеспечивающим модернизацию производств и выпуск новых, все более качественных и полезных товаров. «Развитие основного капитала является показателем того, до какой степени всеобщее общественное знание [Wissen, knowledge] превратилось в непосредственную производительную силу…»  [Там же] .

Знание о новых способах решения задач производства, помимо своей конкретной полезности (потребительной ценности), обладает абстрактной способностью – распространяясь в сфере общественного производства, она приобретает общественную значимость.

Как же измерять величину общественной значимости? Пока очевидно, что все же качеством, а не «количеством содержащегося в ней труда, этой «созидающей стоимость субстанции» [Там же] .

Также как и товар, полезная информация имеет значимость (стоимость) «лишь потому, что в ней овеществлен, или материализован, абстрактно человеческий труд» [Там же] .

Но в отличие от товара, общественные значимости полезных результатов труда выражается не во временно́м, как стоимости, а в пространственном измерении мультипликативной волны инноваций, последовавшей вслед за опубликованием этих результатов.

Границы, в которых будет распространяться тот или иной способ (метод), решения, могут быть определены достаточно формально в структуре областей научно-технического применения. Очевидно, чем шире «география» производств, получающих импульс развития от внедрения конкретного метода, тем выше степень его общественной значимости.

Наиболее значительные результаты «прорывных» решений, как правило, сопровождаются волной «лавинообразного» распространения, охватывающей весь мир и заряжающей своим потенциалом различные области материального производства. Диапазон распространения такой информационной волны будет свидетельствовать о научно-техническом потенциале ее источника.

 Однако для политической экономии интересен не сам потенциал (потребительная ценность) конкретной новации, который следует изучать техническим специалистам в областях ее применения. Точно так же в анализе товарного производства нас не интересовали непосредственно потребительные стоимости, которые составляют предмет особой дисциплины – товароведения. Но если тогда нас интересовало лишь то, что «при той форме общества, которая подлежит нашему рассмотрению, они являются в то же время вещественными носителями меновой стоимости». [Там же] . То сейчас нас интересует такое же абстрактное свойство потребительной ценности разработок выступать информационным носителем общественной значимости.

Далее мы можем формально определять диапазон распространения волны инноваций (внедрения) новых методов продуктивных решений, наблюдаемых в неодинаковых по масштабу производственных сферах и отраслях общественного производства . Это дает фактическое пространственное измерение общественной значимости, в пределах которого допускается оценивать и сравнивать различные научно-технические результаты.

На практике свидетельство общественной значимости достаточно очевидно. Его иллюстрирует инновационный «всплеск» (толчок) развития возникающий впоследствии опубликования новых способов производств. Это эффект так называемого мультипликативного роста последующих новаций в смежных областях, проявляющийся в динамике характерного волнообразного распространения в научно-производственной сфере. В экономике такой же эффект мультипликатора заключается в увеличении национального дохода общества на величину большую, чем первоначальные расходы инвестирования. Образно говоря, как камень, брошенный в воду, вызывает круги на воде, так и автономные расходы, «брошенные» в экономику, вызывают цепную реакцию в виде дохода и занятости.

Нечто подобное так же существует и в сфере фундаментальных исследований, где используется показатель – индекс цитирования, указывающий на значимость конкретной статьи и вычисляющийся на основе последующих публикаций, ссылающихся на данную работу. Однако здесь последующая волна мультипликаций оценивается только статистически, что ни как не отражает общественную значимость результатов.

Неоспоримый фактор мультипликативного эффекта распространения (внедрений в производство) позволяет судить о присутствии значимости результатов исследований и разработок. Он или есть, или его нет, следовательно, и значимость разработки либо есть, либо её нет. Все остальные критерии научно-технических результатов, такие, как новизна, актуальность, экономическая эффективность и т.п., являются весьма субъективными и недостаточными для адекватной оценки.

Возможность проведения качественной оценки дает разработчикам интеллектуальной продукции необходимый стимул – высокую  моральную заинтересованность в поиске решений задач наиболее значимых и приоритетных для общества. Оценка труда по степени значимости дает право каждому участнику производства на соответствующее материальное вознаграждение, по социалистическому принципу «от каждого – по способностям, каждому – по результатам труда».

Остается добавить, что в обществе, основанном на капиталистических отношениях оценка общественной значимости в принципе невозможна, так как здесь результаты труда оцениваются с другим критерием – извлечением прибыли. Очевидно, что для введения в производственные отношения принципа значимости потребуются серьезные социальные завоевания, в корне изменяющие характер труда, придающие ему общественную направленность.

Подробнее об этом вы можете прочитать в моей книге

"Принцип значимости"


Оцените статью