Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




В российские магазины - и желудки - поступил пластиковый рис из Китая

Культура и культурные ценности как основа Новой Экономической Реальности. Продолжение...   15

Культура – основа экономики

30.04.2017 20:52  

Руслан Макаров

781

Культура и культурные ценности как основа Новой Экономической Реальности. Продолжение...

Начало

Чтобы прояснить тезисы, озвученные мною в предыдущих статьях, посвященных вовлечению культурных ценностей в экономические процессы нашей цивилизации, стоит определиться с основными понятиями: "культура" и "ценности". Также нужно обозначить моё отношение к сегодняшней экономической ситуации и обсуждаемым трендам "экономики будущего".

КУЛЬТУРА

Несколько лет тому назад  в составе некой рабочей группы я имел честь трудиться над текстом, правками и принципами для президентского документа "Национальная стратегия и государственная политика в сфере культуры". В процессе обсуждений выяснилось, что множество ключевых понятий, используемых в документе, воспринимаются даже самыми образованными и продвинутыми людьми по-разному. И, в первую очередь, само определение «культура». Было решено подготовить глоссарий с учетом самых разных авторитетных мнений, и составление его было поручено мне. Естественно, начал с основного. Каково же было удивление, когда в самых различных научных и околонаучных изданиях я нашел более 30 определений термина «культура», многие из них принадлежали перу более чем уважаемых авторов разных времён и этно-культурных социумов. Отобрав 17, представил их на суд коллег, и все сошлись во мнении, что самая верная компеляция для нас сегодня звучит так: "Источником происхождения культуры мыслится человеческая деятельность, познание и творчество. Культура — это реальность, созданная человеком в процессе его отношения к природе, к обществу (другому человеку), к самому себе и к Абсолютному. Культура предстает, также, проявлением человеческой субъективности и объективности (характеракомпетентностейнавыковумений  и  знаний). Также понятие Культура включает в себя отношение человека к любым природным или иным проявлениям, влияющим на его жизнь".

Исходя из данного определения, я и представляю, что кроме материальных активов, стандартно воспринимаемых как основа экономики, культурные ценности могут послужить человечеству для формирования новой модели экономической реальности. А искусство, как творческое проявление жизнедеятельности людей, является только небольшой, но вполне репрезентативной частью тех культурных ценностей, которые предполагается заложить в основу новых экономических отношений.

ЦЕННОСТИ

Во все исторические времена человечество, формируя межличностные отношения, возводило в ценность те или иные предметы, понятия или проявления. Культурные ценности включают в себя не только произведения искусства и творчества людей, это понятие более обширно, и в него входят также артефакты природного характера, предметы коммуникаций человека с космическим пространством и т.д. Ранжируя  доступность ценностей, люди определяли их стоимостное значение.

СОБСТВЕННОСТЬ

Многие мои критики взрываются обвинениями, что я, якобы, призываю провести приватизацию и либерализацию культурных ценностей, являющихся национальным достоянием России. Абсурд! Я тысячу раз за сохранение и упрочение позиций Государства Российского в обладании культурными ценностями. Вот только давайте разберёмся с самим юридическим статусом владения. Собственником чего-то, относящегося к культурным ценностям, могут быть: частное лицо (частная собственность), сообщество лиц, партнеров (коллективная собственность) и, конечно, государство (государственная собственность). С частной собственностью всё понятно - это коллекции определённого человека, собранные им самим или полученные по наследству. А вот о коллективной и государственной стоит поговорить.

Коллективная собственность - это один объект или коллекция культурных ценностей принадлежит нескольким частным или юридическим лицам, возможно, с участием государства. С таким вариантом часто можно столкнуться в международной практике в виде артфондов, в российском законодательстве предусмотрены договорные отношения или закрытые паевые инвестиционные фонды. Совместное владение позволяет диверсифицировать риски и приобретать более дорогостоящие предметы культурных ценностей.

Государственная собственность - это всё то, что принадлежит всем гражданам, и конкретно никому. Юридически права сосредоточены у государственного института власти. При этом нужно точно понимать, что государственные музеи и различные архивы являются лишь только хранителями, исследователями и выставочными организациями для культурных ценностей в статусе государственной собственности. В связи с этим доводов для активации государством своей собственности в виде культурных ценностей в экономическую модель множество: а)  провести реальную ревизию и учёт всех культурных ценностей в государственной собственности (это, в том числе, позволит разобраться в корне с воровством и криминальным оборотом государственной собственности); б) привести в движение рынок культурных ценностей; в) выработать различные формы взаимодействия между государством и частными коллекционерами в рамках новой экономической модели и т.д., и т.п.

ОЦЕНКА и РЫНОК

Сегодня существует немало схем оценки культурных ценностей и их вовлечения в рыночный оборот - аукционы, страхование, залоговые инструменты, галереи и магазины антиквариата и т.д. Но нет системной модели с глобальным вовлечением культурных ценностей для создания новых экономических парадигм. При этом нельзя логично объяснить, почему золото в слитках может быть основой для экономики, а изделия из золота в виде культурных ценностей такой функции не имеют. С моей точки зрения, в случае грамотного и профессионального подхода к теме, Россия сегодня обладает культурными ценностями, которые, в случае их реального вовлечения в финансовый оборот, дадут основание для многократного увеличения инвестиционных возможностей и по-настоящему новой эффективной экономической модели развития.

ВИДЕНИЕ БУДУЩЕГО

Как говорит очень уважаемый мною Михаил Леонидович Хазин: "Любая попытка описать будущее всегда носит вероятностный характер: гарантировать что-либо практически невозможно". С моей точки зрения, чтобы увидеть будущее, стоит оценить настоящее и извлечь уроки из прошлого.

В прошлом культурные ценности не раз становились спасительным мостом между экономиками настоящего и будущего через пропасть финансовых и военных потрясений. Множество примеров тому могут дать истории вовлечения культурных ценностей в финансовые операции Ватиканом или монархическими домами всего мира - казна многих государств периодически пополнялась от продаж или залогов государственных коллекций искусства или глобальных культурных ценностей. Сегодня не сильно афишируется тот факт, что многие предметы  из коллекций Российского Императорского Дома, как и сакральные предметы Русской Православной Церкви послужили значительным финансовым инструментом для пополнения казны молодой советской государственности.

Приняв для анализа вышеупомянутые исторические факты, стоит попытаться оценить объём культурных ценностей, никак не вовлечённых сегодня в экономику Российской Федерации. Пример 1: Если взять актуальные среднестатистические цены на аукционах на исторические документы с автографами российских императоров и сопоставить их с объёмами хранения в государственных архивах России, только по этой позиции мы обладаем залоговыми активами в миллиарды долларов США. Пример 2: Цена артефактов типа царского оружия или императорских карет для выезда слабо поддаётся анализу, но, в любом случае, это очень серьезные цифры государственного масштаба. Объём регионального хранения значимых артефактов и культурных ценностей может значительно превысить самые позитивные предположения.

Работа над осуществлением программы по введению культурных ценностей в экономику будущего способна обеспечить занятостью десятки тысяч учёных и архивных/музейных работников, станут востребованными специальности консультантов и аналитиков по работе с коллекциями, резко возрастёт интерес к самым различным видам творчества. И это мы ещё не определялись с пластом использования в экономике авторского права и огромного количества труда в сфере исследовательских работ.

Такое будущее вполне обеспечит рынок занятости для высококвалифицированного персонала, высвобождающегося при сокращении рабочих мест в сферах производства и логистики, банковских услуг и др.

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ

Экономическая модель будущего, предусматривающая активное вовлечение в свои процессы культурных ценностей, способна выявить новые пути развития социума. Тем более, что такая модель предлагает новые варианты движения к процветанию и гармоничному сосуществованию человека с природой и Богом.

 


Оцените статью