Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




О том как всё устроено

О русском менталитете

Философия и история

16.04.2016 10:42

igorgorodnev

195

Предлагаю обсудить зловредные черты русского менталитета

Предлагаю обсудить зловредные черты русского менталитета. Т.е. те черты характера которые прочно укоренены в бессознательном нашего народа. Укоренялись они там веками и являются неотъемлемой частью мировоззрения русских. Эти же черты народного характера определяют поведенческие реакции наших сограждан и делают это поведение неэффективным. Хочу подчеркнуть, что это не убеждения, а именно поведенческие модели. Модели эти действуют почти, как бы это сказать, бессознательно, что ли. Люди не секунды не задумываясь, следуют этим моделям, несмотря на очевидную их абсурдность. А ежели кто то и осознает наличие у него этих паттернов поведения и пытается с ними бороться, то от борьбы этой у него возникает чувство эмоционального дискомфорта. Как будто он пошел против своей природы, против собственного естества. Дорогого стоит эта борьба, но без нее не как.

Поехали:

1) моя хата с краю - попробуйте прийти на рынок плюнуть в рожу чеченцу. Да их сразу двадцать штук набежит, и вас разорвут на части. Русский за русского редко когда заступится. "Моя хата с краю" это стереотип сильнейшим образом препятствующий консолидации людей. А один, как известно, в поле не воин. Слабость русского народа в "хатах с краю".

2) счастье это не когда своя корова здорова, а когда у соседа издохла - пожалуй, одна из самых аморальных черт русского народа. Ну да черт с ней с моралью, гораздо страшнее практические следствия такого отношения кжизни. Ведь все люди, так или иначе, стремятся к счастью. А если представление о счастье сводится к соседской беде, то и действия оказываются соответствующими. Не позавидуешь нашим соседям. А о доброжелательном окружении нам остается только мечтать.

3) лишь бы хуже не было - одни из основных элементов рабского менталитета. Что бы с тобой не делали, как бы не унижали - не высовывайся, а то еще хуже будет. Страх, пред каким то мифическим "еще хуже" препятствует отстаиванию своих интересов. При этом ни кто не обращает внимания на тот факт, что хуже уже не куда.

4) а что я? а я как все - вот когда нужно заступиться за ближнего, то "моя хата с краю", а вот как надо встать и выйти из ряда вон и открыто заявить о своих правах то "я как все". "Я как все" еще один стереотип прочно удерживающий народ в состоянии рабов.

5) солдат спит - служба идет, работа не волк в лес не убежит - эти народные, так сказать, мудрости отражают отношение народа к труду. Такое отношение заведомо делает всякий труд неэффективным. Конечно в разрушении народного хозяйства страны произошедшем за последние четверть века, прежде всего, виновата проводимая бездарная государственная политика. Но, давайте смотреть правде в глазе, если дать русскому мужику свободу действия и не понуждать голодом или палкой, то он как усядется на диван, как начнет нихрена не делать, так не возможно будет его остановить.

6) все равно ни чего не добьешься - еще одно утверждение, которое часто можно услышать от нашего брата. Эта установка также как и "лишь бы хуже не было" и "а что я? а я как все" обеспечивает рабскую пассивность, которую, что бы подсластить пилюлю, еще называют подвигом долготерпения.

7) голь на выдумку хитра - одна из нелепейших несуразностей русского мировоззрения. Наш народ гордиться тем что, будучи доведенным до крайней степени нищеты умеет найти способы выкрутиться и таки свести концы с концами и таким образом выживать в тяжелых жизненных обстоятельствах. Даже если русские люди и умеют оригинально находить выход из сложных жизненных ситуация, то еще лучше они умеют находить туда вход. Демографические же данные показывают, что хитрость русских якобы позволяющая им выживать в тяжелых условиях, сильно преувеличена.

8) и так пойдет, там видно будет - пренебрежение к качеству выполняемой работы и нарочитая недальновидность плавно переходящая в пофигизм к собственному будущему. Вот еще две черты, сводящие на нет эффективность труда в России.

9) на халяву хлорка творогом - халява это почти русский бог, эта некая экзистенциальная самоценность для наших людей. Стремление к халяве порой играет с нашими людьми злую шутку и получить что то "на халяву" иной раз оказывается даже сложнее чем получить то же самое как положено. Не жалеют сил наши люди в своем неуемном стремлении получить что то не так как все, а через свои "связи", даже если выигрыш чисто символический. Но нашему человеку будет греть душу мысль, что он что-то получил на халяву, чуть подешевле, а может чуть побыстрее, чем это получают остальные. Халява доставляет нашему брату больше удовольствие, чем выгоду. При всем при том при этом нашему человеку довольно редко удается получить реальную халяву, т.е. такую, которая принесла бы ему действительно ощутимые выгоды. Но дело то не в выгоде, а в ощущении собственной "особенности", в мнимом превосходстве над другими. Таким образом, стремление к халяве это способ компенсировать гнетущее чувство неполноценности. Стремление к халяве это как бы реактивное образование по отношению к рабским стереотипам поведения, таким как "я как все" и "все равно ни чего не добьешься", и как и все реактивные образования оно не решает реальной проблемы а просто маскирует ее. Стремление к такой халяве это симптом болезни. Сама же болезнь - рабский менталитет.

10) и замыкает десятку зловредных черт русского менталитета легендарный авось. Авось - гремучая смесь из безответственности, пренебрежения к свои обязанностям, недальновидности и легкомыслия. Авось - бич любого дела или замысла. Нет ничего более контрпродуктивного чем авось. Авось антипод самодисциплины и дисциплины вообще. Именно авось обуславливает низкую культуру производства на наших предприятиях и безответственность менеджеров разного уровня.

Авось явления историческое, оно пронизывает всю нашу историю с древнейших времен. Его, авося, наличие и влияние признает Ключевский. И какие только обоснования и оправдания ни были придуманы для этого авось. Вот что пишет тот же Ключевский "Народные приметы великоросса своенравны, как своенравна отразившаяся в них природа Великороссии. Она часто смеется над самыми осторожными расчётами великоросса; своенравие климата и почвы обманывает самые скромные его ожидания, и, привыкнув к этим обманам, расчётливый великоросс любит подчас, очертя голову, выбрать самое что ни на есть безнадёжное и нерасчётливое решение, противопоставляя капризу природы каприз собственной отваги. Эта наклонность дразнить счастье, играть в удачу и есть великорусский авось".

Однако, на сегодняшний день, как мне кажется, за авосем стоит банальная лень и безответственность.


Оцените статью