Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




О том как всё устроено

ИНСТИНКТ

Философия и история

25.05.2016 16:30  

cf-sun

183

в природе есть только один инстинкт - инстинкт самосохранение жизни, как природно организованной формы проявления сущности природы.
Инстинкт самосохранения - проявление дисбаланса системы жизнеобеспечения конкретного живого объекта, в его отклике рождаемом в командно-управляющем модуле индивида - сознании.
В зависимости от устойчивости конкретной формы жизни он проявляется в каждом конкретном случае "в свое время" - когда мера устойчивости может быть нарушена, без возможности восстановления.

                         ИНСТИНКТ

  (по мотивам дискуссии с А. Акопянцем)

 

 

В природе имеет место только один биологический  «инстинкт» – инстинкт выживаемости вида и индивида, получивший название – инстинкт самосохранения.

 

И любая социальная организация индивидов, в своей основе базируется только на нем,

Все остальные социальные инстинкты – это наши придумки, от неадекватности восприятия реальности.

 

В неживой природе инстинктов нет вообще.

 Растения - «инстинктивно» стремятся сбалансировать свою жизнедеятельность двумя путями

- корневой системой – занимаясь поиском вещественной (атомарно-молекулярного строительного материала) пищи

- кроной – занимаясь поиском полевой («лучистой» энергетики) пищи.

Природные закономерности, заключающиеся в циклической изменчивости всего и вся, приводят к тому, что жизнь (на форм-объектном, нами воспринимаемом уровне) возникает на определенное число циклов и затем «уходит» (объект умирает).

Что нами и интерпретируется как жизнесуществование.

Инстинкт самосохранения базируется на балансе созидания жизни и её разрушении, как всей жизни (целиком – от появления и развития до старения и смерти), так и на каждом её очередном этапе (цикле изменчивости).

Размножение – это проявление условий баланса в другом лаге – системно-видовом, т.е тот же инстинкт самосохранения, но по отношению к виду.

Животные (включая вид человека) в этом отношении мало чем отличаются от растений, за исключением более высокой мобильности.

  

  В принципе степень мобильности индивида на протяжении отдельного цикла изменчивости, как форм-организованной системы, и проводит грань между живой и неживой природой, в лаге цикличной изменчивости живого индивида.

 И имеющаяся цикличность, например, в существовании звезд, для его (цикла изменчивости индивида) жизни настолько незначима, что он её «просто игнорирует» в своей текущей жизнедеятельности но подмечает, как некоторую природную данность.

 

  «Простые» животные живут в текущем (собственно своем) миропребывании.

И выживаемость здесь обеспечивается (достаточной для выживания) широтой диапазона восприятия особью (индивидом) текущей же действительности.

 

  Человек, как особь, обладающая разумом, позволяющим выстраивать последовательность собственного существования, не только путем отклика на уже свершившееся (чисто животным образом) и учитывая совокупный личный опыт, сохраненный в индивидуальном сознании (память прошедшего).

  Но и путем проектного «предвидения» возможного завтра и заимствования чужого опыта (в частности исторического) неявным образом (передачей словами, знаками и символами, несущих в себе определенный осознаваемый смысл).

  Это отражение специфики вида человека, качественно его выделяющей среди остального животного и растительного мира.

  Поэтому инстинкт самосохранения, отражается не только в отслеживании текущего баланса созидания-разрушения, но и в проектировании поддержания или обретения такого (жизне обуславливающего) баланса (в индивидуальном сознании) на будущее (опираясь, в первую очередь, на свой собственный опыт существования).

  Что и позволяет ему выживать, ориентируясь в меньшем (сигнальном) диапазоне (им воспринимаемом) происходящего, и отличающим его по этому параметру от «простых» животных.

  Другими словами, человеческое сознание обладает те только командно-мотивационной функцией, но и управляющее организующей, обеспечивающей подготовку (настраивание и перенастраивание себя самое и окружающего) на ожидаемое будущее.

   Это ожидаемое будущее, также, видится каждому по-своему, в силу межиндивидуальных различий, представителей человеческого вида.

  Таким образом, человек постоянно живет в двух ипостасях – прошедше-текущей  и текущее-грядущей, стыкуя их между собой в своем сознании, в некоторую последовательность существования (как некоторый развивающийся процесс жизнедеятельности).

 

  Существование индивида протекает на четырех планах его осознавания

 

- физическом плане – материально-объектном – потребляя и создавая форм-объектные образования, как необходимый ресурс жизнеобеспечения.

 

- эмоционально-чувственном плане – вещественно-полевом, где возникающие эмоции отражают текуще-прошедшее, «трогающее» индивида, а чувства – текуще-грядущее (как одну из разновидностей конструирования и выстраивания в сознании последовательности индивидуального жизнесуществования).

 

- интеллектуально-смысловом плане – поле-вещественном, где возникающие мысли, отражающие процесс, протекающий в сознании (поддержания разумности) связанный с осмыслением происходящего и предвидения грядущего, в ином диапазоне восприятия (взаимодействия со средой существования) чем диапазон, где формируются чувства и эмоции.

Это более «тонкий», более «глубинный диапазон», напрямую зависящий от полевой изменчивости среды.

  В то время как эмоциональность отражает опосредованное восприятие полевых взаимодействий, проявляющихся на вещественно-объектном уровне.

 

- духовном плане – плане потенциально-возможного, в принципе, существования.

(А не только в выстроенной в индивидуальном сознании последовательности.)

По существу – это все «дозволенное» природой «поле жизни».

Суть которого – накопление и отдача жизненного потенциала (во всем диапазоне допустимой изменчивости, как среды, так и отдельного индивида) в процессе индивидуальной жизнедеятельности, как «способе существования белковых тел» - жизни (как изменчивости) индивида, в частности.

 

   Недостаток «духа» (точнее подготовительной работы к его пополнению) привел к исчезновению как отдельных социальных сообществ, так и более ранних цивилизаций.

   В нашей цивилизации эту функцию несет в себе Российская цивилизационная ветвь,  и если она «исчезнет» или трансформируется (на уровне индивидов) то рано или поздно цивилизация прекратит свое существование – выродится до животности и сгинет (по закономерностям «животных циклов» мироустройства).

 

Поэтому единый инстинкт самосохранения индивида проявляется в 4-х «ипостасях»

- стремление к сбалансированному потреблению пищи (прокорму) как осознано, так и рефлекторно.

- стремление к сбалансированности эмоций (реализации мотиваций), как отражение процесса объектно-полевых взаимодействий (к удовольствию и эмоциональной удовлетворенности)

- стремление к сбалансированности процесса жизнесуществования в его возможной завтрашней изменчивости (смысловой удовлетворенности – обретению смысла жизни) – т.е. подготовка к грядущему, о себе ещё не заявившему сегодня (чувства пока молчат)

- стремление к обретению общей гармонии (счастью) как общего баланса - соразмерности накопления и отдачи жизненного потенциала индивидом («на все случаи жизни»).

 

  Каждый индивид своеобразен в своей сути, и данные стремления отделяют одних индивидов от других, как, изначально, на этапе рождения, так и в дальнейшем – в «выборе» способа индивидуального существования (отражающего сущностные индивидуальные особенности).

 

  В зависимости от того, какой план является доминирующим (качественно отличающим одного индивида от другого) и проявляется та или иная ипостась инстинкта самосохранения, как ведущая.

  Соответственно, и способ существования индивидов разнится, от одной особи к другой.

И картина мира, выстраиваемая в сознании – как поле конкретной жизнедеятельности (в той или иной мере адекватное реальному «полю жизни») также разнится от индивида к индивиду.

  Способ существования выявляется (и принимается как устраивающий)  путем оценочного сравнения возможных путей дальнейшего развития процесса жизнесуществования, с выявлением наиболее сбалансированного в нем местопребывания, привносящего максимально возможную комфортность от мировосприятия (и самовосприятия) вообще, или мироощущаемости (и самоощущаемости), в частности.

   Если такой баланс реализуется на практике, то индивид пребывает в состоянии счастливости жизни («счастливом духе») - состоянии «общего мироутворения», независимо от того, находится он в покое или занимается творчеством (в самом широком спектре, его проявления).

 

   Эти качественные различия обуславливают принципиальные границы «взаимонепонимания» всегда имеющиеся между индивидами.

   Но, в силу единства вида, в принципе, каждый может «побывать» в «чужой шкуре» и что-то прояснить для себя в этом отношении.

   Но лишь в определенной индивидуальной мере, количественно различной для разных людей.

   Поэтому даже потенциальной тождественности между людьми быть не может.

 

   И рассматривая и анализируя социальный аспект существования и жизнеобеспечения необходимо учитывать эти сущностные различия, т.е. анализировать текущий человеческий фактор, как текущую социальную направленность (совокупно разнящуюся целеустремленность индивидуальных устремлений).

   А следовательно, и фактор конкретной среды, как раз и задающий конкретные формы проявления в жизнедеятельности отдельного индивида (именно среда «запускает инстинкт самосохрания, а не инстинкт руководит средой).

  Который в условиях социальной организованности, как системы взаимодействий отделяет один социум от другого.

  (Более того, не могущий быть скомпенсированным, путем социальной организации по тому или другому типу социального устройства – не индивид или даже социум творит среду, а среда мотивирует индивида к той или иной активности в её направленности и выбору средств и методов, личностно представляющихся наиболее эффективными.)

 

  Социальные модели, где все индивиды (инстинктивно по сути) унифицированы – это способ анализа неживой природы, и переносить его на социум – это заведомо выстраивать умозрительную социальную картину, не реализуемую на практике и не отражающую реальность существования, в принципе.

(За исключением, когда система покоится или находится в «круговом вращении», при котором каждый следующий виток повторяет предыдущий, но - это  такой же вымысел, как и полный покой.)

  Вообще, введение в основу описания социума и моделирования социальных процессов, «животворящих» социальных инстинктов – равносильно введению «ущербного бога», всевластного только в каком-то конкретном аспекте бытия.

(Очевидным проявлением этого является написание и невыполнение придуманных в социуме законов, а субъектная ориентация на личностное понимание, иногда и совпадающее с формулировкой такого «закона»)

 

   Вероятностные модели (основанные на экспериментальной практике) отражают степень адекватности модели воочию наблюдаемому (считаемому реальностью) и только, а не какой-либо реально обоснованный прогноз в происходящем (как развитие природного или социального процесса).

  Реакция индивидов на тот или иной прогноз – не является, отражением его (прогноза) воздействия на индивида по существу, а лишь указывает на его природно-социальную склонность именно к такому (текущему) мировосприятию и миропониманию.

  Т.е. – это один из способов распознавания распределения индивидов в социуме по их личностной дифферциации.

   С другой стороны, привнесение в индивидуального сознание новых фактов (явлений, закономерностей) воспринимаемых им «на веру», может оказывать значительное воздействие на выстраиваемую в индивидуальном сознании картину мира и происходящего, влияя на результат его оценивания в выборе пути приложения собственных усилий (в сторону обретения личной комфортности).

… Но лишь до тех пор, пока возникающий от этого «выбора» природно-социальный дискомфорт не заявит о себе явным образом – нарушив тренд возрастания комфортности или усугубляя тренд текущей дискомфортности в личностной ощущаемости.

 

  (Возможность обмана всегда присутствует, тем более, когда «обманываться рады», но нельзя обманывать всех и постоянно – инстинкт самосохранения всегда заявит о себе.. иначе бы и жизни не существовало.)


Оцените статью