Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




О том как всё устроено

Узелок на память

Философия и история

06.04.2014 17:03

1076779

187

Сегодня, беседуя с АЮ, вспомнили про бухгалтеров (книговедов). Потом я "ушел" в интернет и окунулся в инфоматериал про узелковое письмо доколумбовой Америки. Подумалось, если Евразийском материке возникло ткачество и рыболовство, то мемозапись с помощью плетения и вязания узелков должна быть и в Старом Свете.
Предлагаю набольшую вводную статью. Интересны ссылки в конце.
А теперь вопрос знатокам: почему же в Старом Свете не возникла система учёта и передачи информации узелками и почему испанцы стёрли всю информацию о кипу в Латинской Америке?
Узелковое письмо в Европе

В древности во многих регионах Земли процветало так называемое узелковое письмо. Но сохранилось оно, как обычно считают, только в Южной Америке, у потомков инков. В империи инков узелковое письмо, кипу, играло важнейшую роль: специальные гонцы, именуемые часки, перебегали от одного населенного пункта к другому с указами и сообщениями, выполненными этим способом. Так передавали даже многочисленные цифровые данные, например, сведения о податях. «Письма» были разноцветными: важное значение имели не только узелки, но и цвет нитей. Так, красный цвет обозначал воинов, желтый - золото. Почти семьсот образцов кипу сохранилось в музеях Перу, Боливии и других стран.

В литературе можно найти не очень ясные свидетельства существования в древности аналогичных систем узелкового письма и счета не только в Южной Америке, но и в Европе, в особенности у кельтов и у славян. Правда, в Европе ход развития культуры был иным - сначала пиктограммы, потом слоговое письмо, а затем и более привычные нам буквенные алфавиты постепенно вытеснили узелковые письмена. К тому же завязывание узлов приравнивалось к колдовству и не очень-то поощрялось. К нашему времени от узелкового письма остались только «следы», вроде выражения «узелок на память», а также различных народных обычаев, гаданий, узоров.

Существует традиционное славянское гадание по узлам льняной веревки, цвет которой следует подбирать по условному цвету дня недели. Понедельнику соответствует белый, вторнику - красный, среде - фиолетовый, четвергу - зеленый, пятнице - синий, субботе - черный, воскресенью - желтый. Подобная система вполне подходит не только для гадания, но и для передачи информации. Правда, трудно сказать, насколько древним является такое сопоставление дней недели с цветами. Тут некоторые сомнения вызывает использование фиолетового тона, который вообще стали выделять довольно поздно.

В Литве сохранились знахарские клубки нитей с узлами, где цвет соответствовал виду процедур, рекомендованных больному: белый - холод, серый - баня, красный - сухое тепло, оранжевый - припарки, желтый - воск, зеленый - травяные настои.

У кельтов следы узелкового письма более четкие. Известны, например, узоры, поныне вывязываемые на рыбацких свитерах в Ирландии. Видимо, специалистам просто не приходило в голову упорядочить их подобно цифрам. Особенно интересны 60 треугольных узлов-узоров, которые группируются в четкие последовательности.

В этих узорах легко просматривается 60-ричная система счета, что весьма любопытно. Ведь число 60 являлось основанием для системы счисления принятой в Древнем Вавилоне, откуда современную культуру пришло деление круга на 360 градусов Культура кельтов самостоятельная, с Вавилоном не связана. Откуда же 60-ричная запись?

Конечно, не исключено, что перед нами не столько цифры, сколько письмена - число знаков в слоговых системах письма обычно лишь ненамного больше. Впрочем, у кельтов еще до распространения в их землях рун, латинского и греческого алфавитов было свое буквенное письмо. Его называют огамическим по имени Огама - легендарного изобретателя этой письменности. Огамический алфавит состоит из 20 символов, традиционно записываемых сверху вниз, как бы нанизываемых на нить подобно бусам. Гласным звукам соответствуют пять символов в виде «шариков» - от одного до пяти.

С учетом наличия столь простых огамических символов запись кельтами обычных текстов с помощью узелковых фигур менее вероятна. К тому же известно, что друиды предпочи1али огамическое письмо. С его помощью легко записать и первые двадцать цифр.

Но, быть может, в особых случаях использовали и борее сложную запись шестидесяти цифр узелковым способом? Скажем, когда хотели обеспечить особую секретность сообщения (очень ценимые в ревности астрономические сведения, тайнопись и т.п.).

Славянское гадание на льняной веревке также содержит след некогда практиковавшихся «счетных» операций. Узлы советуют завязывать в строго определенном порядке - первый, шестой, четвертый, седьмой, третий, восьмой, пятый, девятый, второй. Поскольку каждый узел имеет при гадании свой смысл, такая последовательность читается так: начинает дело; оживляет; скрепляет; возвращает; ловит силу в сети; был ничей - стал мой; направляет; никто не будет виноватым; соединяет с судьбой. В наше время речь, как видим, идет преимущественно о женском гадании.

Само количество основных узлов - девять - характерно для балто-славянской мифологии, в которой есть, например, девять волн-сестер. А вот последовательность очень своеобразна и аналога не имеет. Вряд ли мы теперь сможем узнать, что за ней стоит. Кстати, у инков ключом к кипу являлась комбинация семи узлов, а не девяти. Выходит, у славян емкость узелкового письма могла быть даже большей.

Известны славянские обереги - наузы. Один из них - сеть, надеваемая под платье невесты. Но чаще всего наузы с узлами «на счастье» носили на шее, да еще прикрепляли к ним оберег. Например, фигурки птиц, символы в виде колеса, колокольчика, глаза. В других культурах также известны подобные обереги, носимые на шее - в их числе древнеегипетский крест с петлей, так называемый Анх.

Есть попытки расшифровать имена языческих богов, сокрытые в узлах славянских орнаментов. Иногда им можно поверить – например, когда переплетение в виде солярного креста считают символом бога Хорса, также ™ символизировавшего Солнце. Несколько сложнее разобраться в предполагаемых символах Даждьбога, Огня (Сварожича), Неба, Земли, Мирового Древа. Но оказывается, тут могут помочь 60 кельтских узоров. Мы находим в них многочисленные вариации на тему Мирового Древа и Огня, вполне сопоставимые со славянскими узорами, которым приписывают тот же смысл. Разумеется, Древо зеленое, а Огонь красный. Символ Даждьбога становится более узнаваемым после частичной раскраски в синий цвет, с сохранением белой «периферии». Ему также можно найти аналоги в иных культурах.

И все же мы остановимся на полуслове - спешка при рассмотрении древних узоров противопоказана. Без терпения, как известно, вязание невозможно. И, кроме того, всем этим обычно занимались ведуньи. Наши современницы, возможно, тоже смогут многое добавить к сказанному.

Узелковые протоцивилизации http://www.rbardalzo.narod.ru/uzel.html

Узелковое письмо древних славян http://necrodesign.livejournal.com/34297.html

Наузы http://www.witchmirror.ru/Magia/life/naus.htm

Кипу — узелковая письменность инков http://www.bibliotekar.ru/100velTayn/138.htm

Сcылка >>


Оцените статью