Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




О том как всё устроено

«Терминатор» и «Пила» маст гоу он

Философия и история

30.07.2017 10:00  4 (7)

Илья Пожидаев

1895

«Терминатор» и «Пила» маст гоу он

Культурная и не очень общественность нынче взбудоражена грядущим выходом фильмов «Терминатор 6: Генезис 2» и «Пила-8». В очередном «Терминаторе» продолжится непрекращающаяся борьба с искусственным интеллектом под названием «Скайнет» (программа стала зловещей и лютой просто до невозможности), а в очередной «Пиле» будет, как объявляют, гора трупов, которую должен был наделать герой, уже 10 лет как мертвый. Первый фильм должен увидеть свет в 2018 году, а второй – уже осенью этого года. И взбудоражена киношно-потребительская общественность по поводу грядущих шедевров крайне неоднородно: некоторые фанаты и «ценители» кинопродукции негодуют, ну а кто-то ждет киноновинок с нетерпением. Надо сказать, что в случае с означенными грядущими фильмами вторая категория потребителей существенно меньше первой – достаточно отследить соответствующие комментарии в Интернете.

Жующих попкорн зрителей праведно возмущает решение Джеймса Кэмерона: неподходящий своей престарелостью актер в главной роли, затасканный и уже из последних сил высасываемый сюжет, попытка срубить бабло на ровном месте – ужас, словом. Чего уж говорить про восьмую «Пилу»: режиссеры вечно меняются, сюжет уже 10 лет как исчерпан до дна (кто не в курсе, умершего Джона Крамера, того, который «Пила», еще в четвертой части прямо на камеру разрезали и выпотрошили) – и выходит, что некогда жевавшего попкорн зрителя - теперь кормят полиэтиленовым суррогатом. Не понимают жующие лишь одного: не могут деятели искусства не генерить. Вот не могут – и все. Даже если добротного материала больше нет. Миф о том, что деятель искусства является… как это… «лицом свободной профессии» (кажется, так), - на деле, конечно же, не соответствует действительности. Любой творческий гений, будь у него хоть «Оскаров» на полках больше, чем книг, - неизбежно является бойцом информационно-политического фронта, причем бьется он на передовой. Под это, собственно говоря, и даются деньги. Иначе как еще объяснить то обстоятельство, что на фильмы, провалившиеся в прокате, - продолжают клепать сиквелы, приквелы и мидквелы?

Блестящий современный философ Александр Дугин не устает повторять, что аполитичной философии не бывает и быть не может по определению: в любой, даже, казалось бы, самой травоядной философской концепции заложена определенная политическая составляющая. Трудно с этим поспорить, глядя на то, как люди нещадно и пачками режут друг друга из-за того, что по-разному молятся одним и тем же богам, - и даже из-за того, что по-разному понимают идеальное политико-экономическое устройство. Остается лишь добавить: не бывает высококлассного искусства, лишенного, в свою очередь, метафизической нагрузки. В искусство (если это искусство, а не низкопробная поделка, запоминающаяся максимум в течение часа) заключено метафизическое зерно, последнее же, в свою очередь, включает в себя зерно политическое. Такая вот интересная матрешка.

Посему глупо сводить цель искусства к получению многомиллионной прибыли. Да, никто не против прибыли, а уж слава и толпы обезумевших фанатов всем деятелям искусства нужны как воздух. Но это все внешние эффекты – как в тех же самых блокбастерах есть взрывы, погони и трупы, а есть те идеи, которые закладываются в блокбастеры – и остаются потом в подкорковом слое у зрителей. Так вот бабло и хайп – это внешнее, а идеолого-информационная нагрузка, заложенная в произведениях искусства (в данном случае в фильмах), – это сущностное.

Нельзя в этой связи не отметить мгновенную эволюцию «Терминатора» и «Пилы». В первой части Терминатор (на тот момент единственный – «Т-800») – однозначная сволочь, упырь и отморозок. В последующих же частях Терминаторы уже подразделяются на «хороших» и «плохих». Массовая роботизация и кибернетизация не могут позволить отображать всех киборгов как безусловное зло, посему необходимы и «хорошие» киборги-друзья. Политика, не так ли? У «Пилы» - тоже неслабая такая эволюция. Если в первой части зрителю надо было что-то хоть минимально додумывать и строить какие-то догадки (за что издеваются именно над этими жертвами, были ли у них варианты как-то спастись и так далее), то во всех последующих частях все значительно проще. Вот он – палач, он прямо по телеку в виде куклы перечисляет прегрешения жертвы (с каждой новой частью – все с меньшим количеством намеков), и вот она – жертва – непременная и однозначная гнида (и с каждой новой частью – все меньше сомнений в негодяйстве жертв и в «благородстве» «Пилы»). Без экивоков, все четко: «ты сволочь, потому что сделал это, это и вот это, вел себя не так, и вообще тебе незачем жить, раз ты мразь такая, но ты точно спасешься и исправишься, если вот так-то и так-то откромсаешь сам себе такую-то и такую-то конечность». Тоже политика, не правда ли? Пусть воспитательно-устрашающая, но, тем не менее, политика. И своеобразная идея спасения через катарсис, пусть эта жуть формально и не имеет ничего общего с религиозным и даже с оккультным мировоззрением.

Чем «Пила» и «злой» «Терминатор» отличаются от Бабайки или «серого волчка», который «укусит за бочок и потащит во лесок». Сущностно – вообще ничем. За персонажем, который непременно и неизбежно должен физически пострадать, числятся определенные прегрешения, и он, этот персонаж, должен все свои «косяки» отработать – в том числе, может быть, и смыть кровью, а то и потерей определенных конечностей. Просто мы привыкли, что сказки про волчков и всяких там прочих существ под кроватью – это для детей. А вот если под той же самой кроватью или в салоне автомобиля – «Пила», то это совсем другое дело: это уже для взрослых. То же касается и Терминаторов: есть «Терминатор-Инь», и есть «Терминатор-Ян». Они борются друг с другом за человека – совсем как добро и зло в религиях и оккультных учениях. И верх одерживает «светлый» Терминатор, но только в том случае, если опять-таки человек «ведет себя хорошо», то есть выполняет необходимые по сценарию и императивно определяемые по сюжету директивы. Это все, по сути, та же самая мифология, да еще и в предельно примитивизированном анимистском ключе. Но людям это нужно, и лютые кассовые сборы – тому наглядное подтверждение (падение кассовых сборов означает отнюдь не принципиальное отрицание идеи, а лишь затасканность конкретного сюжета и конкретных персонажей).

«Материалисты» с «позитивистами» до сих пор травят нелепые байки про то, что религия и мифология – дикость, пещерность и мракобесие, но при этом сами пытаются генерировать свои собственные мифы. Получается, правда, нелепо, что и понятно: у мифологии, как и у науки, есть свои технологии, игнорирование которых означает неизбежный провал в результатах мифотворчества. «Материалисты»-«позитивисты» даже свою любимую «теорию Большого Взрыва» с «Махабхараты» слямзили, не говоря уж про все прочие свои теории («эволюции», «самоорганизации материи» и прочего подобного). Оказывается, не получается социума без мифов. И на поверку оказывается, что даже человек XXI века нуждается в вере, и раз Бога у него отняли – он, за неимением Оного, верит в киборгов, рептилоидов, чупакабр, йеть, ануннаков, всемогущих маньяков с Того Света и маленьких зеленых человечков в летающих тарелках. А роль Бабайки теперь играют американские и американизированные блокбастеры - с погонями, перестрелками, анальным сексом, вынюхиванием кокса, вытекающими глазами и оторванными конечностями.

Приходится, как ни крути, обращаться к веками отработанным религиозным и оккультным технологиям. Можно их по-разному преломлять, можно подавать их под разными экзотическими соусами, но нельзя менять их сути, потому как мифотворчества в таком случае не выйдет. Нынешняя Бабайка десакрализована и коммерциализирована, но Бабайкой от этого, тем не менее, быть не перестает.

Новый «Терминатор» должен быть непременно выпущен, даже с престарелым и немощным персонажем в главной роли – и даже при разгромном провале в прокате. И новая «Пила» также должна увидеть свет – пускай даже и вовсе без главного героя, и пусть даже опять-таки с разгромным провалом в прокате. В конце концов, главные герои, а равно их отсутствие, – это мало кому интересные частности, никоим образом не застящие сути дела. И уж совершенно точно мало значения имеет заведомая убыточность выпускаемой продукции (хотя, конечно же, желательно, чтобы происходящее все же «цепляло» жующего зрителя). Выпуск кинобабаек - это уже вопрос не столько коммерции, сколько политики. Меньше, чем через год, - все непременно должно случиться. А вот когда случится, тогда устроимся на диванчиках поудобнее и будем посасывать пивко под прикольный видеоряд. Кто-то, возможно, испугается – и дай Бог бы: куда ж без Бабайки-то!


Оцените статью