Голосования



Что вы думаете о деле Улюкаева?




Хоронить заказывали?

Хоронить заказывали?

Михаил Веллер

72277


Советские технологии: история заимствований

История и философия

06.11.2014 19:33  

webalb

258

История использования западных технологий в ходе индустриализации и развития СССР

Придумать — непросто, реализовать — ещё сложнее

Один знакомый электронщик как-то заметил, что создать сегодня что-либо стоящее, не пользуясь, кроме своих ещё и сторонними разработками, уже невозможно.

Крайне сложно даже просто украсть или заимствовать чужую идею, самостоятельно перенести её в новые условия и заставить работать. 

Простой пример — недавняя авария ракеты «Антарес», на которой стояли советские ещё двигатели НК-33, доработанные в украинском КБ «ЮжМаш» (там были сделаны топливные баки, расходные трубопроводы и арматура, дренажные, заправочные клапаны и т.д.) , а также на промплощадках американской аэрокосмической компанией «Антарес» из Сакраменто (её специалисты установили датчики давления и температуры, аналого-цифровые преобразователи сигналов, приводы дросселя и регулятора двигателя, обеспечили форсирование до 108% по давлению в камере сгорания).

Казалось бы, как украинские, так и американские специалисты отлично изучили этот двигатель и вполне в состоянии были его использовать и модернизировать. Но лишив себя помощи российских специалистов и понадеявшись на собственные силы, они не справилисьс поставленной задачей. И дело здесь не только в отсутствии опыта и знаний.

В сложных отраслях техники, когда дело доходит до создания ответственных узлов, несущих критические нагрузки на пределе возможностей оборудования, имеют значение такие мелочи, о которых посторонний специалист, даже подробно изучивший документацию, может просто не знать.

К примеру, мне рассказали историю о том, как седой, умудренный опытом инженер-технолог  на заводе реактивных двигателей, постоянно выезжал в командировки, чтобы лично присутствовать при плавке металла для лопаток турбин. Он сам выбирал день, погоду, влажность и время для проведения этой операции, внимательно наблюдал за цветом расплава металла, динамикой его нагрева в печи, внесением различных присадок и т.д. И только если все соответствовало его требованиям, металл отправляли на завод. И лопатки, сделанные именно из него не плавились при температурной перегрузке.

Оказывается, это не «байка», а обыденная практика — автоматически довести параметры плавки до требуемых, зачастую эмпирических критериев, особенно полвека назад, было практически невозможно, требовалось участие компетентных специалистов. Даже сегодня на всем датчики не поставишь и все, без исключения, не учтешь, хотя это жизненно важно. Ведь самое мелкое нежелательное изменение в кристаллической решетке металла, может негативно отразиться на его свойствах в условиях высоких тесператур и давления, когда в пар легко превращается львиная доля того, что включает таблица Менделеева.

Двигатели «Антареса» были созданы в СССР в 60-х годах прошлого века. Их продали в США в девяностых. Строившие их люди давно на пенсии, если вообще живы, да и вряд-ли с ними стали бы советоваться, если даже к правопреемнику  разработчика двигателей — Самарскому предприятию ОАО «Кузнецов» никто не обратился, американцы предпочли работать с украинским ОКБ «ЮжМаш». Итог известен. Сейчас американсчкие специалисты уже налаживают контакты с российскими производителями двигателей — жизнь заставила.

Можно придумать, а можно... выдумать?

Кстати говоря, проблема отсутствия в США мощных ракетных двигателей вызывает у пытливых умов целый ряд вопросов, связанных с эпопеей «Аполлонов», высадкой космонавтов на Луне и т.д. Американцы, вот уже не одно десятилетие приобретающие российские ракетные двигатели, так как не сумели (по их же собственным словам), вовремя разработать столь же мощные и компактные самостоятельно. Именно поэтому к МКС (международной космической станции летают ракеты, грузоподъемностью 20-30 тонн — не более.

Тем не менее, на Луну (по слова американцев) уже более сорока лет назад летали американские же корабли «Сатурн-5» с двигателями F-1, способными поднять на орбиту полезную нагрузку в 120-130 тонн, которые разрабатывались под руководством эмигрировавшего в США создателя немецких ФАУ-2 Вернера Фон Брауна. Подобные двигатели (РД-170) в СССР удалось создать только в конце восьмидесятых, для самой большой в «Союзе» ракеты «Энергия» (её двигатели используются сегодня в мощной российской ракете «Зенит» и американской «Атлас»).

А где же двигатели F-1, вынесшие на своих плечах всю лунную эпопею, причем, практически без испытаний (они были неудачными, с большим количеством отказов) выдержавшие 13!!! стартов ракет «Сатурн-5»... Их производство, якобы, было свернуто, а 700 сотрудников Центра космических исследований имени Маршалла в Хантсвилле, во главе с самим Вернером Фон Брауном, по окончании «лунной гонки»,  неожиданно вышвырнули с работы...

Чтобы оправдать всё это, приводилось множество разных причин, но все они легко опровергаются. Говорили, что «Сатурн» слишком дорог. Но это неправда — затраты на первую ракету составили 7 млрд. долларов, а на последующие — уже в 10 раз меньше. Говорили, что «Сатурн» не выгоден, что челноки дешевле. Однако, в итоге, от челноков пришлось отказаться. Существовало мнение, что такие мощные ракеты не нужны — теперь американцы сами их покупают... у России. И, между прочим, утверждают, что технологий создания мощных ракетных двигателей у них нет. Так существовала ли их ракета «Сатурн»? Может американцы, вообще, на Луну не летали?

Упомяну интересно звучащий в этом ключе факт:  советские космонавты Георгий Гречко и Алексей Леонов, не отрицая реальности эпопеи «Аполлонов» признавали, что  часть съемок высадки американских космонавтов на Луне была сделана в павильоне.

Была лунная экспедиция полным или частичным обманом или же это чистая правда — однозначно сказать трудно. Но то, ч то в ходе космической гонки вооружений, США постоянно пичкало правительство СССР лживой рекламой— это факт. «Лазерный противоракетный щит», «лучевое оружие», спутники-перехватчики баллистических ракет — я великолепно помню американские видеоролики времен холодной войны с демонстрацией этих, якобы «работающих» технологий, которые должны были обеспечить перехват все боеголовок направленных на США баллистических ракет. Ничего подобного, в реальности так и не удалось создать и не удастся в ближайшем будущем. К сожалению, советское правительство и генералитет, расходуя ресурсы в попытке воспроизвести то, что было просто враньем западных маркетологов, «проморгало» проблемы в собственной стране. Это доказывает, что иногда можно не воровать и даже не создавать — достаточно сказать, что у тебя это уже есть — и все вокруг поверят...

СССР и Германия...

В действительности, наиболее серьёзный рывок в области ракетной техники в США и СССР произошел после того, как обе страны, после окончания Великой Отчественной войны получили доступ к немецким разработкам в этой области. Дело в том, что ещё после фиаско в Первой мировой войне Германии запретили на некоторое время иметь мощную артиллерию и ученые там вплотную занялись ракетами. В частности, именно Вернер Фон Браун, впоследствии ставший главным разработчиком «Сатурнов», строил неуправляемые реактивные снаряды «ФАУ», здорово досаждавшие английской ПВО.

Именно двигатели ФАУ-2 стали основой для разработки первых баллистических ракет Р-7 в СССР. Эти двигатели обладали тягой, в сорок раз! превышающей ту, которая была достигнута первыми советскими экспериментальными ракетами. Их освоение дало мощный старт развитию тяжелой ракетной промышленности в стране.

Но гораздо меньше известно о том, например, что первые отечественные зенитные ракеты тоже создавались на основе экспериментальных немецких ракет «Вассерфаль», «Шметтерлинг» и «Тайфун». Именно на их основе впоследствии были разработаны великолепные ракетные комплексы и появилась целая отрасль оборонной промышленности СССР, а позже и России, которой, фактически, нет равных в мире (в СССР производились комплексы С-200, С-300, печально известный на Украине «Бук-М1», сегодня в РФ выпускаются «С-400», «Оса», «Панцирь» и т.д., не имеющие аналогов, в принципе).

Паротурбинный авиационный двигатель немецкого ученого Вальтера, работавший на перекиси водорода, был, впоследствии, использован в качестве прототипа для силовых установок советских высокоскоростных морских торпед. К слову, как раз такая торпеда, на пероксиде водорода и «рванула» на подлодке «Курск», после чего от использования двигателей Вальтера в  торпедах отказались.

Но и это не всё. На модернизированных (РД-10) реактивных двигателях Jumo 004, разработанных в компании «Юнкерс» для реактивного перехватчика «Мессершмидт-262», а также на моторах BMW-003 (РД-20) строились все первые реактивные истребители СССР —  Як-15, Су-9, Миг-9. Турбовинтовой стратегический бомбардировщик Ту-95, снабженный одной из модификаций Jumo служил в СССР до распада страны, а кое-где летает и сегодня.

На самом деле описанные технологии — всего лишь капля в море. Советские ученые обнаружили в Германии тысячи новых разработок, которые, фактически, послужили основой промышленной революции всего послевоенного СССР. Это касалось даже автомобилей, собственные модели которых, надо прямо сказать, в СССР всегда были неважными. К примеру, основой для первого «Москвича-400» послужил немецкий Opel-Kadett K-38. Причем, оборудование для производства вывезли прямо с завода Opel в Германии. 

На этом остановимся, поскольку описание разработок, заимствованных СССР у Германии — обширная тема, которая далеко выходит за рамки данной статьи и не является её целью. 

Электроника и компьютерная техника

Развивая военные технологии, Совесткий Союз просто не успевал создавать свои собственные гражданские проекты. Это касалось, например, электроники. Видеомагнитофоны, радиоприемники, бытовая техника, приборы, телевизоры — большинство этих устройств были клонами, неплохими, а чаще — не очень хорошими оригинальных зарубежных устройств. Причем, копировались они довольно поздно, с огромным, в несколько лет, отставанием.

Далеко ходить не нужно — все существовавшие в СССР платформы советских мейнфреймов были заменены на единый стандарт от IBM-360. Аналогичный шаг был сделан и в отношении микро-ЭВМ (персональных компьютеров). Позже микро-ЭВМ получили архитектуру PDP-11 компании DEC.

Интересно то, что компания IBM не искала сотрудничества с СССР и даже, скорее, была против такого содружества. Одним из результатов «холодной войны» был запрет на поставку в СССР современных, по тем временам, компьютерных технологий. Это касалось и архитектуры IBM-360, которую можно было получить только через посредников, что означало не только серьезные трудности, но и отсутствие полной информации.

Маленький пример сумасшедшего копирования тех времен, который видел я сам — советский школьный персональный компьютер «Агат-9», который был более-или менее полной копией оригинальной модели Apple-2, выполненной на базе того же процессора 6502, что и в Apple-2 и на основе ПО Apple DOS 3.3 и Applesoft BASIC. Кое-где эти машины доработали до 2001 года, хотя оригинальную модель можно сейчас увидеть разве что в музее Apple или в фильме «Джобс: Империя соблазна» с Эштоном Катчером в главной роли.

Индустрия копирования достигла к концу существования СССР массовых масштабов. Технологии это позволяли. Нужные микросхемы аккуратно послойно сошлифовывались и копировались. Существует, к примеру, «байка» о том, как проектировщики нового советского калькулятора не смогли разобраться с назначением копируемого блока и просто повторили его в своем устройстве. В результате, один из мощных советских инженерных калькуляторов, при нажатии определенной комбинации клавиш выводил на экран надпись «The company SEIKO thank you for your purchase», «Компания SEIKO благодарит вас за покупку...

СССР — послереволюционная индустрия

Здесь мой опыт, да и ничей другой уже помочь не может. Свидетелей давно нет на свете, поэтому, я могу предложить читателю только заимствование из оригинальных источников. Вот обширная цитата из книги «Политика использования западных технологий как фактор создания крупной индустрии в СССР» профессора Института всеобщей истории РАН Бориса Шпотова.

«После окончания гражданской войны руководство страны выдвинуло в качестве первоочередной задачи восстановление и техническую модернизацию экономики. Ее решение было невозможно без возобновления экономических связей с Западом. Этот процесс начался в годы НЭПа (1921-1927 гг.) привлечением иностранных инвестиций с помощью концессий, главным образом в добывающих отраслях. В ходе реализации первого пятилетнего плана (1929-1932 гг.) использовалась техническая помощь западных компаний в проектировании объектов и проведении строительных работ. Во второй пятилетке (1933-1937 гг.) техническая помощь сменилась в основном закупками оборудования для расширения и модернизации построенных предприятий, а также ввода в действие новых объектов».

Концессии предполагали передачу западным компаниям в пользование «госсобственности (земель, лесов, рудников, шахт, промышленных объектов и т.д.)». Компании, пользуясь переданными богатствами, вынуждены были создавать для себя инфраструктуру и, соответственно, развивать производство, социальную сферу, внедрять сопутствующие технологии и т.д.

В качестве примера такой «долгоиграющей» концессии может служить нефтедобывающая, которая работала на Сахалине до начала Великой Отечественной войны и снабжала Японию недорогой нефтью.

Но этого было мало. Дореволюционный опыт индустриального строительства был недостаточен. Потерпели фиаско первые проекты самостоятельного промышленного строительства в СССР в 20-е годы. С ходу не был построен Магнитогорский металлургический комбинат, провалились проекты моторного завода в Уфе, Челябинского тракторного завода, Свирской ГЭС.

Советскомц правительству пришлось искать технологии на западе. Их меняли на всё — на зерно, пушнину, продукты питания, нефть, цветные металлы, музейные ценности. В свою очередь, западные компании в годы депрессии начала прошлого века были достаточно сговорчивы и шли на любые более-менее выгодные сделки.

Крупейшие предприятия, появление которых позже было представлено пропагандистской машиной СССР  как «великий подвиг» индустриализации СССР — ДнепроГЭС, Сталинградский тракторный, Магнитогорский металлургический комбинат, Горьковский автозавод, на самом деле, проектировались и создавались при помощи западных компаний и их наработок. Фактически, это были предприятия американского типа. В их строительстве и проектировании принимали участие компании International General Electric, Radio Corporation of America, Ford Motor Company, International Harvester, Dupont de Nemours.

В строительстве также использовались американские технологии – это касалось механизации и проектирования строительства. Принцип типового строительства, вообще, был внедрен в СССР американским архитектором Альбертом Каном. Существует даже интересный, связанный с этим факт. Сталинградский тракторный завод, построенный и разработанный по проекту фирмы Кана, сначала был полностью возведен в США, затем РАЗОБРАН и перевезен в СССР, где снова был СОБРАН под контролем американцев. Интересно, что на препдриятиях группы компаний «Волгоградский тракторный завод» и по сей день кое-где осталось обрудование, которое успешно эксплуатируется со времен строительства завода и пережило Великую Отечественную войну.

Прототипом Магнитогорского металлургического, героической «Магнитки», о которой, как о вершине отечественной мысли в области индустриализации писали в СССР даже в школьных учебниках, был металлургический комбинат U.S. Steel Corporation в Индиане. «ДнепроГЭС» спроектировала фирма Cooper Engineering Company, совместно с немецкой Siemens. А проект автозавода ГАЗ - детище американского автогиганта Ford (при участии строительной фирмы Austin).

Можем ли мы делать хорошие вещи?

Безусловно, можем. Великолепная военная техника, ракеты, корабли, самолеты, спутники - всё это мы делать умеем. Да и не только это. 

Существуют исследования, которые убедительно доказывают — эмоциональный славянский менталитет создает великолепную почву для творчества. Да и наш язык — страстный, богатый выразительными средствами русский, творчески развивает человеческую натуру, предлагая, в рамках второй сигнальной системы, прекрасный инструментарий для выражения собственных мыслей, чувств и идей. Славянский мир породил за тысячелетия существования множество великих ученых, деятелей искусств, художников, творцов, признанных современниками и потомками.

К сожалению, что касается коммерческой жилки — тут нам, русским, труднее. Умение использовать окружающий мир с максимальной выгодой, наращивать и приумножать капитал используя все возможные средства — не наши сильные сильные стороны. Это — достижения западной цивилизации, которые культивировались там столетиями.

Ранее СССР, а теперь Россия вынуждены были, хотя бы частично изолировать себя от бескопромиссного наступления западных ценностей и ради элементарного выживания, чтобы не превратиться в одну из «бананановых территорий», откуда запад «качает» ресурсы для поддержания уровня жизни своего «золотого миллиарда». Но технологии, если было нужно, мы успешно перенимали и использовали всегда. Создавать их порой было некогда, мешали великие дела и события. Так может, настало время?....

Автор благодарит Михаила ЛОБАНОВА за помощь в подготовке материала


Оцените статью