Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




В российские магазины - и желудки - поступил пластиковый рис из Китая

Об интерпретации классических произведений.

История и философия

25.03.2015 04:21  

Валерий Суриков

214

Классические произведения должны охраняться государством

Об  интерпретации  классических  произведений.

Архимандрит Тихон (Шевкунов)  13 марта 2015   выступил в Министерстве культуры РФ на общественном обсуждении    постановки "Тангейзера"  в  Новосибирске. Выступил  очень  спокойно и очень по существу  -http://www.pravoslavie.ru/jurnal/77914.htm

  Затронул    он и  проблему современной  интерпретации   классических   произведений. В  порядке  комментария  к этой  части его выступления  воспроизвожу  фрагменты  из своей    реплики  по  поводу    постановки  "Горе  от  ума",    имевшей  место  в 2007 году   - в  Москве на  Чистых  прудах .  

      

В своем  недавнем репортаже      В. Третьяков  http://v-tretyakov.livejournal.com/75348.html , « Как   греют  задницы  в  театре»  )  с подробностями рассказал  об   изощренном надругательстве  над  одной  классической  русской пьесой,  что    было совершено   труппой театра «Современник»  под  водительством  некого прибалтийского  господина  по  фамилии  Туминас...  Сей  господин   на Чистых  прудах, кажется,  только  разминается,   основным  же  объектом   его  деконструкций  станет, надо  полагать,    Вахтанговский,  куда он,   и  видимо   не без  очень  серьезной  поддержки,  просочился в  качестве главного  режиссера, то есть   в   кресло великого    Ульянова.

    Публика наша, как  свидетельствует В.Третьяков,   реагировала традиционно  -  она  безмолвствовала.  Будем  надеяться,  что  пока.  Поскольку  пора и  за топоры  браться.

     Кто  усомнится  в допустимости  и    необходимости  режиссерских  интерпретаций  классических  текстов?  Никто. Но  текст потому   и  становится классическим, что обнаруживает свое третье  измерение, определенную  глубину -  временнУю  инвариантность  смыслов. И  серьезная  интерпретация    потому может  преследовать  только  одну  цель  - настроить  публику на   погружение  в  эту  глубину. К  сожалению,  уже  давно(  с  легкой  ноги  В.  Мейерхольда)   получила распространение   противоположная  практика   работы  с  классической  глубиной  -  вытягивание  ее   на  поверхность, подстраивание ее под  современные  вкусы    и  текущие  ценности. Подобная утилизация  классики  приобрела  уже  масштабы  эпидемии, а  это создало, в  свою  очередь, исключительно  благоприятные условия   и  для развеселых пройдох, и  для  злобных,  упертых  проходимцев,   и  даже для  одержимых, подсевших на  какую-нибудь  разрушительную  идейку. Соседи по побережью какой-то там памятник недавно завалили,  осквернили  захоронение  времен какой-то там  войны…  Мельчим, братцы, мельчим…  А  вот  если  по  их   культуре,  по  художественным  их  ценностям     и святыням,     по  их  второй, считай,    религии  гвоздануть…  Да    еще  с оттягом  -  силами  их  же  элитных коллективов,  трупп, авторов… Заставить  их  похабно  ржать  над  тем,  чему  их отцы-деды   трепетно   поклонялись. Тут   и   сам  господин Бжезинский   слюной  изойдет   - от  зависти  и  умиления...  

   Грань  между эстетическими  поисками(  с  целью  постижения  классической  глубины) и трактовкой, нацеленной  на  пахабное  глумление,  конечно  же,   очень  зыбка,  условна, индивидуальна.  И  даже  самая квалифицированная,  беспристрастная  экспертиза    не  поможет  зафиксировать эту грань применительно  к   массовому   восприятию.  

    Но  делать  что-то  тем  не  менее  все-таки надо.  И  делать,   опираясь на вещи простые, отставив  эстетические изыски  сотне-другой
 квалифицированных профессионалов ,   в  компетенции которых  эти  изыски,  если  разобраться,  только  и  находятся.
     Есть  представления  о  национальных  художественных ценностях,   о  памятниках  национальной  культуры.  И никому    в  голову  не  придет  интерпретировать (перестраивать,  скажем,  в    татлинском стиле ) Покровский  собор  на  Красной  площади  или  храм  на Нерли. Да  и  народ,  скорей  всего,  при  подобной  попытке  безмолвствовать  не  будет – если  не  к  топорам, то  к  кольям  непременно  потянется....  Таким   же  должен   быть  и  статус  классических  художественных  произведений .  Охраняется  государством   и  точка.  Их  постановка,  экранизация  должна   вестись        только по  лицензиям,  выдаваемым  авторитетной  общественной   организацией.  Для   разработки  же эстетических    новаций  вообще лучше (методически  грамотнее)  использовать новые, только  что сбацанные  тексты  -   у классических  есть своя  и  достаточно  устойчивая,  обкатанная  временем   эстетика  и  новатору    основные  усилия    всегда приходится   тратить  вовсе  не на    эксперимент, как  ему  кажется, а   на  разрушение  сопротивляющейся  классической  эстетики.  Вот и  начинают   вытворять    то, что   вытворяет  господин  из  Прибалтии   на  Чистых   прудах(  это,  если   допустить ,  что    мотивы  его  деяний  чисто  эстетические  и  ежедневно  на  ночь Бжезинского   он не  читает)

     Конечно,  можно  не  торопиться  с  этими  административными,  культуртрегерскими     мероприятиями  и,  безмолвствуя,  позволить господину Швыдкому,  его  единомышленникам   и дальше потихоньку    высасывать   кровь из  русской культуры  и  заменять  ее  постмодернистским  самогонным     варевом  -  на  выставках, экранах, подмостках,  галереях   и  пр.  И  надеяться   на  то,  что       актеры когда-нибудь  все-таки  взметнутся     и  начнут   еще  на  репетициях   бить   морды    особо  ретивым  постановщикам. Или,  в  крайнем  случае, публика начнет  кидаться  на  сцены  и  гонять по  кулисам  и артистическим уборным   актеров.

Но  лучше  не доводить  до  этого  эстетического   бунта  -  он   тоже  будет  и  бессмысленным  и  беспощадным.


Оцените статью