Голосования



Что вы думаете о деле Улюкаева?




Хоронить заказывали?

Хоронить заказывали?

Михаил Веллер

74971


Диалектика и революция

История и философия

15.11.2014 17:00  

oleg_alex

171

Политический карнавал, исходным пунктом которого было зарождение и развитие частной собственности на средства производства, продолжает будоражить сознание обывателя как и пять тысяч лет назад, убеждая его в общественной необходимости войны или мира. Родовые кланы, группы, а теперь и корпорации мобилизованы для доминирования частных интересов собственников средств производства, в современном мире представляющие частные интересы крупной буржуазии. Война и мир всего лишь средство в их руках для достижения экономических результатов. Революцию они также хотят представить всего лишь частным случаем войны и, убедив в этом обывателя, обосновать необходимость насильственного захвата политической власти и низвержения экономических конкурентов с Олимпа государства. Но революция — это нечто большее чем война и насилие. Революция — это скорее процесс переворота в производительных силах, которые согласуясь с новыми более эффективными экономическими условиями организации общественного производства и организации общественной жизни должны изменить производственные отношения, изменить отношения людей к средствам производства в общественной организации совместного человеческого труда. Обыкновенная смена собственников без изменения всех общественных экономических отношений, не может быть революцией. Те кто восседает на троне власти убеждает нас в пагубности «революций», и наоборот, те кто конкурирует с ними в борьбе за власть и гигантский общественный ресурс сосредоточенный в государстве, доказывают, что всякий дворцовый или военный переворот и есть «революция». И те и другие вольно или невольно пытаются протащить в общественное сознание идею, что революция всего лишь средство в экономической и политической борьбе конкурирующий групп, что улучшение, упорядочение общественной жизни — уже «революция»!

Развитие в какой бы форме оно не совершалось протекает в соответствии с диалектическими законами, как сторонами единого процесса, где переход в новое качество есть отрицание самого себя в своей противоположности. Человеческое общество не является исключением. Именно поэтому для определения качественного перехода в общественных отношениях применяется термин революция, в противоположность другим актам человеческой деятельности. Революция объективный процесс — итог развития производительных сил и новых производственных отношений идущих на смену старым. Изменение производительных сил совершается постепенно и поэтому на каждом этапе их развития могут наступать моменты «кризиса» показывающие тенденцию и путь, по которому может пойти общество. И только тогда, когда новые производительные силы основанные на новых производственных технологиях и соответственно более сложной и развитой организации управления организации общественного труда захватывают большую часть общества, наступает окончательный слом прошлых отношений. Ярким, классическим примером может служить история русского капитализма.

Зарождение русского капитализма, начавшись в XVI веке, когда появляется свободный не крепостной рабочий (как один из примеров Строгановы), который по найму работает на капиталистических предприятиях, подводит русское общество к «Русской Правде» Пестеля (1825), как требование еще не очень могущественной буржуазии получить право свободы на торговлю, и прежде всего, свободу торговли специфическим товаром — рабочей силой. Но для того, чтобы этот товар массово появился на рынке, крестьянин должен быть освобожден и согнан с земли. Крестьянин должен быть лишен средств производства, стать свободным гражданином, рабочим и осознано, и свободно вступить в производственные отношения с капиталом. Потребовалось 46 лет (1861) прежде чем крепостничеству был нанесен существенный, но недостаточный удар. Капитализм в деревне должен был согнать крестьян с земли и окончательно уничтожить отголоски родо-племенной общины в той форме, в которой она дожила до капитализма. Многочисленные работы, да и литература того времени показывают, что капитализм развивается в феодальных отношения содержащих искаженные элементы родо-племенных и рабовладельческих отношений. Крестьянские восстания и баррикады Красной Пресни (1905-1907) сдвигают эти отношения в капитализм еще больше, но недостаточно. Наверное, здесь продолжало играть критическую роль в развитии то, что страна оставалась на 90% крестьянской страной охваченной крепостными отношениями, несмотря на быстрое развитие капитализма, где только 10% населения проживало в городах, а к рабочему классу относилось 1,86% людей. Февраль, июль и Октябрь 1917 года создали условия «пролетаризации» населения, как необходимое условие окончательного перехода к капиталистическим отношениям, ничем не ограниченной торговли и рынка рабочей силы. Вооруженные идеями гуманизма и прогресса и прикрываясь интересами рабочего класса и крестьянства, революционеры ХХ века развернули террор и постепенно экспроприировали в свою пользу все средства производства. Свою монополию выдали за обобществление, и незаметно для себя и окружающих превратились в капиталистов, имеющих монополию и на рынок рабочей силы. Будто сеньоры организующие феодальную мануфактуру из зависимых крестьян переквалифицированных в рабочих, партийные бонзы организовали капиталистические предприятия из полузависимых (прописка, государственное и ведомственное жилье) рабочих. Все эти формы организации общественного производства действительно существуют в развитии феодализма и внутри него развивающихся капиталистических отношений, которые конкретизированы материальными условиями исторического момента. Быстро развивая производительные силы, и за короткое время превратив крестьянскую страну в индустриальную державу, русское общество к концу ХХ века вплотную приблизилось к качественному переходу, который занял 14 лет революционных потрясений (1985-1998), выводя капиталистические отношения к авансцену повседневной жизни.

На поверхности все эти экономические отношения выражены в триумфальных победах и трагических поражениях, в предательствах и благородствах — аферы, грабежи и насилие соседствуют с альтруизмом, честным трудом и милосердием. И все же, как бы они не закрывали от нас истинные рычаги развития, экономические причины приводят к революционным преобразованиям в экономических отношениях.

Историческое развитие определенной формы довольно длительный процесс, поэтому вряд ли новые отношения, позволяющие шагнуть за горизонт капиталистических отношений в ближайшие 700 лет приведут к новой исторической революции. Для этого большая часть населения должна из наемных работников перейти в категорию собственников средств производства, а новые средства производства должны способствовать этому. Но несомненно то, что авантюристы всех мастей буду трепать идею «революции», используя ее в своих частных интересах. см здесь
Оцените статью