Голосования



Что вы думаете о деле Улюкаева?




Хоронить заказывали?

Хоронить заказывали?

Михаил Веллер

72264


"Чёрный квадрат" Малевича — наконец-то квалифицированное объяснение от профессора Громова

История и философия

10.04.2016 06:32

dilettantka

312

Рекомендую всем интересующимся культурой и искусством научно-популярное видео, выпущенное Красным ТВ и Лен.ру, с краткой получасовой, но чрезвычайно ёмкой по содержанию, лекцией профессора РГИСИ Николая Николаевича Громова о Казимире Малевиче и теоретических истоках промышленного дизайна.

Я удивляюсь, как всё просто, обоснованно и логично с "Чёрным квадратом". А уж сколько нам вешали лапши на уши, типа такого господина [4], который к тому же, что несколько странно для профессионального искусствоведа, путает Стругацких с Лемом, приписывая первым "Солярис". В теме отметился и Анатолий Вассерман [3], он был, как мне кажется, явно не в ударе и нагородил псевдоучёной заумной чепухи, причём, как выясняется, даже пальцем в небо не попал. Вероятно, где-то сыграла банальная некомпетентность, где-то — желание получать финансирование на перманентное исследование исключительно загадочной загадки, которую иные находчивые грантоеды от искусствоведения вот-вот разгадают, но всё не хватает какой-нибудь малости. Однако ларчик просто открывался. Только чтобы его открыть, не стоит вырывать явление из исторического контекста, надо рассматривать не по-либеральному фрагментарно, а системно и комплексно.

Кстати, к жизненным примерам, приведённым Николаем Николаевичем, я могу и свой добавить. Хотела я как-то поставить заплатки на любимые джинсы, само собой, не совсем симметрично и разных размеров. Вдобавок, кусочков ткани, мало-мальски годных, нашлось у меня немного, я их и так, и этак прикладывала, пыталась скомбинировать, но что-то не срасталось, негармонично выглядело. Плюнула и отнесла портнихе, надеясь, что у неё хотя бы разнообразных остатков ткани окажется побольше. Тогда я ещё не знала, что для качественной художественной аппликации весьма пригодятся "молекулы красоты" Малевича и К. И такой ещё пример. Сплошной "Кандинский" в одежде выглядит чрезмерно, поэтому пёстрые элементы обычно уравновешивают однотонными, скажем, пестрый верх, однотонный низ, а если и то, и другое однотонное, то выглядит либо строго, либо скучновато. Ну и прибавлю замечание по своей ныне излюбленной теме — полушарий головного мозга. С этой точки зрения я бы наверно охарактеризовала супрематизм Малевича как более левополушарное изобразительное искусство, стремление поставить творческий процесс под максимальный контроль рассудка и логики, а экспрессионизм Кандинского как более правополушарное, чисто образное творчество.

Напоследок пару слов скажу насчёт упрёков Малевича в "субъективном идеализме" в нижеследующем комментарии.
Giannino Rufino комментарий на ютубе от 07 04 16:
"Да, Малевич, как и некоторые другие художники авангардистских течений, сделал многое для советского дизайна, пром. эстетики, но его теоретизирования по поводу искусства ошибочны. Они сделаны в духе субъективного идеализма, иррационализма, словом, в духе заблуждений того времени. Модернизм, а затем авангард отражали отставание производственных отношений от возросших, благодаря индустриальному развитию, производительных сил. Художники авангарда хватались за новые формы, навеянные техническим подъемом общества, зачастую выбрасывая функциональное значение и историческое содержание искусства. Называли это революцией, не понимая, что революция в эстетике социальную революцию опережать не может, наоборот — она её отражение в сознании, вторичное. "Молекулы красоты" в живописи ничем не отличаются по сути от заумных "первоимен языка" Хлебникова, все это псевдонаучные концепты, которые создавались искренними, но непоследовательно мыслящими художниками."

Тут, снова возвращаясь к своим выводам относительно принципов работы полушарий мозга, я прихожу к простому объяснению. Творческий человек, мыслящий образами, не всегда способен сразу сформулировать в чётких словесных понятиях смысл и содержание своей работы. Тем более, если эти образы ложатся в основу нового творческого направления, которое трудно трактовать в аналогиях с прежними, уже проговоренными и во многом понятыми видами творчества. Поэтому художник, со своей стороны, обычно силится рассказать, чего он добивается, какие задачи решает, а окружающим требуется удвоенное-утроенное внимание в попытках понять смысл и переформулировать то же самое более чётко. К тому же, не стоить упускать из виду, что творческий исследователь вряд ли ограничится узко-практическими рамками, как человек увлечённый и эмоциональный он будет копать вширь и вглубь, полностью сосредотачиваясь на избранной теме и, порой незаслуженно, абсолютизируя её. Ни за то, ни за другое не следует, на мой взгляд, упрекать творческих деятелей, ибо не это главное.

Я записала некоторые моменты и имена собственные из рассказа Николая Николаевича Громова для облегчения поиска дополнительной информации в интернете. Вот что у меня получилось.

Переход от изготовления предметов вручную к массовому тиражированию промышленной продукции требовал новой эстетики — промышленной эстетики. Отвечая на практические запросы технического прогресса, начал зарождаться промышленный дизайн.
Мухинское училище, или Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В.И Мухиной, возникло в 1876 году как Центральное училище технического рисования, впоследствии Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица (СПГХПА им. А.Л. Штиглица, академия Штиглица). [Вики]

В 1898-1900 г.г. создано Тенишевское коммерческое училище [Вики], где по инициативе князя Тенишева преподавалось художественное черчение.
"После Октябрьской революции Тенишевское училище было преобразовано в Трудовую школу N 15. В 1960-е годы здесь готовили учителей рисования и черчения для средних школ. В начале 1970-х годов здание было передано Театральному институту." [2]

Николай Николаевич упоминает также центры в Талашкино и Абрамцево.

Казимир Малевич с единомышленниками начали систематическое научное изучение новой эстетики, взяли на себя задачу сформулировать базовые правила и принципы, на основе которых можно было бы делать удобные и красивые вещи, но не единичные дорогостоящие образцы, а простые и дешёвые предметы для массового промышленного изготовления. "Чёрный квадрат" и другие "молекулы красоты" — это своего рода изобразительная азбука, экспериментально найденные базовые элементы таблицы промышленного дизайна, используя которые, можно выстраивать изображения на плоскости и пространственные структуры по принципам новой эстетики.

Государственный институт художественной культуры (ГИНХУК) — советское научное учреждение в Петрограде-Ленинграде, занимавшееся вопросами теории и истории художественной культуры. Существовал в 1923—1926 гг. [Вики] Одна из секций занималась цветоведением, разработкой цветовых сочетаний — Матюшин с Эндерами. Мансуров занимался фактурами. Замечательные пространственные структуры придумывал Татлин. Башня III Интернационала вошла в историю искусства, но это только малая часть разработок. Пунин и Малевич занимались объединяющим научно-эстетическим процессом.

...Малевич взял 25 щитов (стендов, дизайнерских таблиц) наработанного отчётно-лекционного иллюстративного материала, гдё всё сказано — что такое иконопись, что такое повествовательные картины, что такое формализованное изображение, и повёз их для обмена опытом в Берлин, в Баухауз, где велись аналогичные исследования под руководством Вальтера Гропиуса. Баухауз — это в буквальном переводе Домострой, только не семейно-бытовой, а промышленно-архитектурный. Далее — срочный возврат Малевича в Россию, стенды оставлены в Берлине. Фашисты, пришедшие к власти, разогнали Баухауз как коммунистическо-еврейскую организацию. Пять стендов купил американец, два стенда пропали, восемнадцать стендов спасли от уничтожения фашистами голландцы и оставили их у себя.

Итак, абстрактное творчество — это фактически дизайнерское оформление нашей сегодняшней окружающей действительности. Кроме цветовых комбинаций Малевич изучал два варианта композиционного построения. Апполонизм, кифаристика (от Аполлон Кифаред), спокойствие, осевая симметрия. Дионисийство, оргиастическая авлетика, несимметричные комбинации. Малевич — это супрематизм, геометрическая абстракция, Кандинский — это экспрессивная абстракция, тем не менее противоположности сошлись и Кандинский оказался в Баухаузе.

Источники:
[1] http://www.youtube.com/watch?v=ib-t9DvjWkw   Малевич и его квадраты. Профессор Громов
[2] http://www.pseudology.org/people/Tenisheva_MK.htm
[3] http://www.youtube.com/watch?v=iG618zTuJdM   Анатолий Вассерман - Черный квадрат Малевича
[4] https://www.youtube.com/watch?v=qQdli7Y3fbw   Андрей Сарабьянов: "Черный квадрат" Казимира Малевича


Оцените статью