Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




В российские магазины - и желудки - поступил пластиковый рис из Китая

Важнейшим в Интернете является кино...

История и философия

20.12.2015 16:46

alexalex

257

Немного о кинематографе, который 120 лет назад ознаменовал рождение нового искусства. 28 декабря 1895 года в парижском «Гран-кафе» на Бульваре Капуцинок состоялся первый публичный киносеанс братьев Люмьер. Через несколько дней на запатентованном съемочно-проекционном аппарате "Синематограф" была показана знаменитая документальная лента "Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота/ L'Arrivée d'un train en gare de La Ciotat". В современном понимании в ролике нет ничего необычного. Паровоз, подходящий к перрону, группа людей, встречающих поезд, усатый кондуктор, пробегающий по платформе к почтовым вагонам, дама в шляпе, выходящие пассажиры из своих купе, новые пассажиры, занимающие места. Знали ли все эти люди, что они навсегда вошли в историю мирового кинематографа? Наверное, нет, зато эффект от показа фильма превзошел все ожидания, публика была потрясена приближающимся поездом и вскакивала с мест, опасаясь получить травмы. Многие боялись быть задавленными виртуальным паровозом, надвигающимся как неумолимая катастрофа грядущего века.

27 августа 1919 года Совнарком принимает декрет о национализации кинопроизводства в Советской России, кино переходит в ведение Народного комиссариата просвещения. По воспоминаниям первого наркома А.Луначарского в беседе с В.Лениным в феврале 1922 года, Председатель Совнаркома сказал: " Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино". Кинематограф становится не просто развлечением, он становится коммунистическим, частью идеологии построения нового общества, без контрреволюции и похабщины. Кино прочно и надолго входит в быт советского человека. На многие фильмы ходят семьями, студенческими группами, кассы берут штурмом, а удачные эпизоды фильма и яркие сцены сопровождаются общим возгласом и аплодисментами, объединяя всех присутствующих в зале и расходясь цитатами по жизни. Практически каждая республика имеет свою киностудию и участвует в гигантском кинопроизводстве. Советский кинематограф проходит грандиозный путь. От "Броненосца Потемкина" Сергея Эйзенштейна, к "Летят журавли" Михаила Калатозова и "Иваново детство" Андрея Тарковского, до "Москва слезам не верит" Владимира Меньшова, "Небеса обетованные" Эльдара Рязанова и "Тот самый Мюнхгаузен" Марка Захарова, список можно продолжать.

К середине семидесятых рентабельность кинопроизводства и проката становится отрицательной. В производство вводятся фильмы катастрофы и боевики. Несмотря на финансовые проблемы и отсутствие качественной пленки этот период открыл огромное количество талантливых актеров, которые и сегодня являются образцом для подражания и показателем уровня сценического профессионализма. В период перестройки кинематограф меняет свое направление, либерализация коммунистических идей приводит к отмене запрещенных тем, снимает ограничения нравственного характера. Но главный удар "под дых" советское кино получает с приходом видеопроигрывателей и западных фильмов. Отечественный прокат не может конкурировать с наплывом американской продукции, а гнусавый голос, говорящего за кадром в нос переводчика, становится сопровождением наступающего торжества либерализма над социалистическими идеалами, обезличивая все традиции и ломая старый порядок. Советское кино становится Историей.

Эффект от прихода кинематографа в прошлом веке можно сравнить только с эффектом создания Интернета, они похожи друг на друга в стремительном распространении культурных образов и стилей современной жизни для массового потребления. Однако разница огромна, кино является искусством, одним из способов познания, сошедшей до индустрии развлечения и, еще не так давно, нуждавшимся в общем присутствии зрителей в зале и совместном сопереживании героям. Второй, представляет собой современный инструмент глобализации для обмена данными, уводит в виртуальную сеть, поглощая не только реальную жизнь, но и сам мир кино и телевидения, разводя людей по мониторам и предлагая новые ценности. Интернет дает возможность мирового общения и анонимность существования одновременно. В воображаемом мире он становится единственной лазейкой ухода от мира современного, обрушивая такой поток информации, что реальная жизнь становится серой и незначимой, подменяя и трансформируя наше представление о ней, манипулируя нашим выбором. Высокое искусство и безвкусица уравниваются Интернетом, развлечение противопоставляется просвещению. Он дает пользователю краски и кисти, перо и чернила, ноты и инструменты, пленку и свет, или готовый продукт любого качества, оставляя выбор за потребителем.

Как бы ни привлекали нас новинки современных IT технологий, переходы на 3D обзоры или гигабайтный трафик потока информации, только искусство, одним их которых является кино, сможет заставить нас сопереживать героям. Вглядитесь в лица людей на перроне французского вокзала, в короткометражном фильме, сделанного братьями Люмьер. Кликаю мышкой, останавливаюсь на застывших фотографиях этого пятидесятисекундного шедевра. Четыре поколения назад они представить себе не могли, что их обычная жизнь, проявленная в кинопленке, возникнет на темном экране монитора любого жителя планеты, продолжая первый публичный киносеанс...


Оцените статью