Голосования



Что вы думаете о деле Улюкаева?




Хоронить заказывали?

Хоронить заказывали?

Михаил Веллер

74950


Тема Ростовщичество в поэзии и прозе.

История и философия

03.02.2014 05:47  

capreze

241

Моя цель проста и известна: вывод денег - как основного тормоза цивилизационного развития - из экономической модели. Но понятно, что на этом пути находится одна очень важная задача: это вывод ростовщичества из существующей денежной экономической модели. Чтобы понять важность этого второго, я использую такой многим понятный образ, как превращение человека ходящего в человека ездящего: если путь от человека-без-машины до человека-с-машиной посчитать за 100%, то на 80% он зависит от наличия водительских прав. То есть, если у вас нет водительских прав, но вы хотите иметь машину, то ваш шанс на достижение цели - 1 из 100, а если у вас появляются права, то уже 4 из 5. Многие, кто проходил этот путь, особенно если это случилось в уже взрослом возрасте, думаю, согласятся с этим тезисом. Пока прав нет - машину только "хочется", даже, если на нее есть средства. А когда права появляются, то уже и "можется", даже, если на нее нет денег. В крайнем случае, идешь, и берешь в долг - у знакомого деляги-ростовщика, а-ля старушка-процентщица у Достоевского. Ну, а в современных реалиях, просто покупаешь в кредит, который берешь у - наследников этой убиенной Раскольниковым старушки - банков.
Так и про отмену денежного рабства, сковавшего все наши души и тела: пока есть ростовщичество, шанс на освобождение 1 из 100. Когда оно будет низвергнуто, он (шанс получения свободы) возрастет раз в восемьдесят.
Но для этого шага нужно много сил, так же, как и для получения прав. Нужны не столько деньги, сколько вдохновение и понимание нужности этого шага. Не знаю, ну, к примеру, ненависть от горя, которое ростовщичество несет по миру уже несколько тысяч лет: ведь это все войны, все рабство и вся нищета мира. Это распадающиеся страны и империи, ложь друга другу и предательства родственников. Возможно, Вы просто никогда не смотрели на вещи и события под этим углом, но, поверьте, пристальный взгляд на окружающее обязательно приведет Вас рано или поздно к таким же выводам.
И, конечно, мимо этого понимания не могли пройти люди творчески мыслящие, как никому неизвестные, чьи пробы стихотворного труда я тоже приведу ниже, так и обладающие всемирной знаменитостью, вроде уже упомянутого Достоевского или, допустим, Горация.
В общем, я подобрал для вас несколько стихов, в которых упоминается ростовщик. Прискорбно, но все они обладают, почему-то, отрицательными коннотациями, но, если кто-то знает, где ростовщик, ломбардиец или банкир описан в качестве героя, то, что же, прошу вас - эта ветка для того и будет существовать, чтобы собирать здесь любое творчество, посвященное этому сословию.

Итак, начнем, раз уж его вспомнили, с Горация. Точнее, с его оды
Отдых ростовщика
(в переводе Ивана Петровича Крешева)

"Блажен, кто от забот житейских вдалеке,
Как древле смертные, возделывает просто
Волами почву на отцовском уголке,
Не зная лихвенного роста;
Кто, видя моря гнев, в испуге не дрожит,
Кого труба врасплох не пробуждает к рати
И кто подалее от Форума бежит
И от порогов сильной знати, -
Но виноградных лоз окрепнувший росток
Венчает с тополем высоким; или сучья
Пустые режет и, к пеньку привив глазок,
Ждет большего благополучья;
Порой любуется на свой мычащий скот
В уединении долины;
Стрижет пушок овец или отжатый сот
Сбирает в чистые кувшины.
Когда ж чело свое, венком из наливных
Плодов нарядное, поднимет осень с пашни, -
Как рад он!.. Груши рвет с деревьев прививных
И пурпур гроздьев — дар всегдашний
Тебе, Приап, тебе, садовых рубежей
Блюститель, батюшка Сильван!.. Пришла охотка
Под старым падубом прилег, где посвежей,
Не то в густой траве... Там кротко
В высоких берегах, журча, скользят ручьи,
В лесах чиликают, не умолкая, птицы,
И тихим говором бегущие струи
Зовут сон легкий на ресницы.
Когда же, ливнями и снегом холодна,
Зима Юпитера закрадется, что ж? — в эти
Дни рыщет селянин со сворой, кабана
В расставленные гонит сети;
То петли редкие на жердочках, шаля,
Готовит для дроздов прожорливых; в засаду
Поймает зайца иль бродягу журавля,
Приятную за труд награду.
О, кто б не позабыл среди таких затей
Тревоги тяжкие любви?.. Когда ж супруга
Хозяйство бережет и миленьких детей,
Сабинянка ль она иль юга
Дочь загорелая, апулянка; когда,
К приходу мужнину, она очаг прилежно
Сухим валежником наполнит, и, стада
Загнав за плетень хлева, нежно
Доит раздутые сосцы, и сладких вин
Из бочки льет, несет непокупные блюда, -
Не надо устриц мне, прославленный Лукрин,
Ни камбал, никакого чуда,
Которых гонит к нам на берега зима
Восточным ветром! Нет, ни рябчики, ни даже
Пеструха-курица нумидская сама
Не сходят в мой желудок глаже,
Чем эта сочная маслина, на отбор
Снятая со стеблей, или благоуханный
Щавель, иль проскурняк, целебный тем, кто хвор,
Иль агнец, Термину закланный.
Да, любо за такой трапезою взглянуть,
Как сытые волы идут домой, с натуги
Усталые, влача с полей в обратный путь
Уж опрокинутые плуги,
А там, под ларами, лежат счастливцы слуги».
Так Алфий-ростовщик, беседуя, решил
Сам быть помещиком, для вожделенной цели
Об идах деньги все из росту воротил -
И... снова отдал в рост их через две недели!"

Гораций Горацием, а что же наши современники? Смотрите, что я для вас разыскал. Одно стихотворение тульского поэта Павла Михайловича Михалёва, называется, ни много не мало

Грех ростовщичества
(или «Восьмая заповедь Моисея»)

"Мне предложили взять
С рассрочкою кредит.
Но знаю от друзей –
Здоровью он вредит.

«Процент» выплачивать –
Томительная маета!
Вы кормите очередного
«Жирного кота»..."

А второе, это целая басня детской поэтессы и драматурга, Олеси Емельяновой

Лиса и пчёлы

"Однажды раннею весной,
Считая дни до первоцветов,
Грустили пчелы – мёда с лета
Осталось мало. Тут иной
Свои б умерил аппетиты,
Но пчелы жить привыкли сыто
И попросили у одной
Лисицы в долг скорлупку меда –
До первых медосборных дней.
Расписку написали ей
И стали теплой ждать погоды.
Когда ж начался медосбор,
Жизнь закрутилась каруселью –
Не до лисы, не до веселья.
А осенью лиса на двор
Пришла с ведерком и распиской
(Что там процент – в неделю миска,
Никто не вспомнил до тех пор).
Но слово данное – есть слово!
Скорлупка пчелам обошлась
Во весь их на зиму запас.
Пришлось в долги влезать им снова...
И год за годом без конца
Своим трудом кормить чужого –
Ростовщика и подлеца.
И каждый раз процент всё выше –
Умрут же, если не подпишут.

Мораль гласит: любой кредит
Всегда заемщику вредит,
И кредитор, хоть с виду душка, –
Паук, готовящий ловушку.

Стране ж позор, коль есть такой
В ней узаконенный разбой."

Вообще же, и Олеся и Павел наследуют давней традиции русской литературы в ее осмыслении ростовщического феномена, которая была еще в 19 веке представлена не только латинскими поэтическими переводами Крешева, с которых мы начали, но и стихами известного "социального" поэта Николая Алексеевича Некрасова, чьим именем названы еще множество мест и учреждений на картах нашей Родины. Николай Алексеевич не просто написал стихотворение, а разродился целым водевилем, так и названным

Петербургский ростовщик

Из него я здесь приведу только одну песню главного героя - Лоскутова - из второго явления пьесы:

Было года мне четыре,
Как отец сказал:
"Вздор, дитя мое, всё в мире,
Дело - капитал".

И совет его премудрый
Не остался так:
У родителя наутро
Я украл пятак.

С той поры к монете звонкой
Страсть вдруг получив,
Стал у всех я собачонкой,
Кто богат и чив.

Руки им из угожденья
Я лизал, как льстец,
И семи лет от рожденья
Был уж я подлец!

Вскоре свыкся понемногу
С ролею скупца
И, ложась, молился богу,
Чтоб прибрал отца.

Добрый, нежный был родитель,
Но в урочный час
Скрылся в горнюю обитель,
Навсегда угас!

Я не вынес тяжкой раны,
Я на труп упал
И, обшарив все карманы,
Горько зарыдал.

Продал всё, что было можно
Хоть за грош продать,
И деньжонки осторожно
Начал в рост пускать.

Чтоб нажиться, лез из кожи,
Лук да редьку ел,
Ни спины, ни рук, ни рожи,
Верьте, не жалел.

Всех завел, провел и вывел,
С кем сойтись пришлось,
И, пока не оплешивел,
Брал процент с волос:

По картинке новомодной
Их я отпускал
И в цирюльню ежегодно
Косу продавал.

Вот теперь зато, под старость,
Есть немножко тут (показывая на карман),
Пусть приходят люди в ярость,
Говорят: он плут!

И за что ж бранить за это,
Мне отец сказал:
"Честь - фальшивая монета,
Плутни - капитал!"

Хотя, чего я говорю про "древность" в лице Некрасова. Вчего жалкие 170 лет назад. Гораций - тот-то жил, вообще, в VIII веке до нашей эры. Но даже и он был "суперсовременным", в свое время, если вспомнить, когда сочинял свои песни Давид. Да-да, тот самый Царь Давид, чьи стихи мы знаем как "псалмы", и которые являются священными для всех трех авраамических религий - и для иудаизма, и для христианства, и для ислама, и который жил и творил за два столетия до Горация. Среди его стихов есть один, в котором Давид задается вопросом, кому дарована посмертная жизнь в раю, возле Бога, и вот, что он пишет (ниже я приведу этот псалом в современной поэтической переработке Наума Исаевича Гребнева), запомните его номер:

14

"Кто, Боже, в дом войти достоин Твой,
В Твою обитель на горе святой?
Лишь тот из нас, кто ходит непорочный,
Не согрешает ложью и хулой,
Молитву сотворяет в час урочный.
Зла не желает никакому дому,
Тех не злословит, кто ему не мил,

И сам не верит поношенью злому
На ближнего, с которым хлеб делил.

Кто не творит ни козней, ни измен,
Кто даже злым, давая клятву, верен,
Тот, кто считает: праведник почтен,
А Господом отверженный—презренен.

Тот, кто даров богатых не берет,
Чтоб на суде свидетельствовать ложно,
Кто в рост сребра и злата не дает,
А делает добро, когда возможно,
И в чистом сердце истину несет."

Да... "Кто в рост сребра и злата не дает"... В оригинале Давид ограничивается только упоминанием серебра, что позволило многие века всевозможным продажным фарисеям толковать этот псалом в пользу иных операций для ростовщиков...

Но мы-то с вами понимаем: ростовщичество в любом виде, даже под личиной "банка" - грех это.
Хотя, как я уже написал во вступлении - у кого есть материал о человеческом подвиге ростовщиков, отраженном в культуре - милости прошу, ветка для всех открыта.

Хорошего дня!

закрыть...


Оцените статью