Хорошо забытое старое   4

История и философия

20.10.2016 11:55  

Владимир Тарасов

416

Хорошо забытое старое

Почему программы реформ Кудрина и Титова не поднимут экономику России

Ключом к возрождению российской экономики являются не структурные реформы или увеличение бюджетных расходов, а внедрение в стране лучших практик в сфере управления, блестящие образцы которых более 100 лет назад продемонстрировали Петр Столыпин и Александр Чичкин.

В настоящее время Центр стратегических разработок при президенте РФ под руководством Алексея Кудрина готовит стратегию развития России, а общественная организация «Столыпинский клуб», возглавляемая Борисом Титовым, разрабатывает новую модель экономики страны. Есть и другие проекты преобразований. Но в предлагаемых проектах нет, пожалуй, самой главной реформы, без осуществления которой они не дадут должного эффекта. Нет планов внедрения эффективных и используемых за рубежом лучших практик государственного и корпоративного управления.

Отсутствие внимания к ним кажется несколько удивительным, учитывая то, что подобные правила управления более ста лет назад использовали П. Столыпин и русский предприниматель А. Чичкин.

В то же время, внимание к наследию премьер-министра царского правительства П. Столыпина в России довольно велико. В 2006 году был создан Столыпинский клуб. С 2008 года за заслуги перед государством граждане награждаются медалью Столыпина. В 2013 году ему был поставлен памятник. Никита Михалков в 2012 году снял о нем фильм и призвал Владимира Путина брать пример с царского премьер-министра, а сам президент России время от времени ссылается на различные высказывания П. Столыпина.

В июне 2016 года при президенте РФ был образован Совет по стратегическому развитию и приоритетным проектам, на первом заседании которого, состоявшемся 13 июля, В. Путин заявил, что Совет создан для того, чтобы перенять «самые наилучшие практики управления и отраслями, и экономикой в целом, и социальной сферой. Это самое главное».

Казалось бы, вот и пришло время возрождения идей П. Столыпина. Однако с тех пор прошло уже не одно заседание Совета, но пока о методе управления царского премьер-министра там речь не заходила, хотя его система руководства страной как раз и является лучшей практикой управления. Более того,  президент России В. Путин 12 октября 2016 года в своем выступлении на

форуме «Россия зовет!» сказал о намерении «повышать качество управления в самом широком смысле этого слова», но и на форуме ни слова об опыте П. Столыпина и А. Чичкина не прозвучало.

Петр Столыпин хотел сделать крестьян богатыми и не жалел на это земли

Чтобы понять суть лучшей практики государственного управления, продемонстрированной П. Столыпиным, можно сравнить действия премьер министра царской России с действиями нынешнего российского премьер-министра в конкретной ситуации. На форуме «Территория смыслов на Клязьме» во Владимирской области 2 августа 2016 года преподаватель Дагестанского государственного университета Гаджи Курбанов сказал, что молодые учителя и преподаватели получают зарплату в 10-15 тыс. рублей, а сотрудники силовых структур – от 50 тыс. рублей и выше, хотя задача преподавателей, по его мнению, не менее важная. Дмитрий Медведев на это заметил, что, по его мнению, «современный энергичный преподаватель способен не только получать ту заработную плату, которая ему положена по штатному расписанию, но и как-то что-то еще заработать». Но самое главное, по мнению Д. Медведева, в том, что работа преподавателя – это призвание, а для тех, кто хочет заработать деньги, есть масса  прекрасных мест, где это можно сделать быстрее и лучше, в частности, в бизнесе.

Представим, что говорил и как действовал бы в этом случае П. Столыпин.  

Более 100 лет назад в аналогичной ситуации, но не с преподавателями, а с российскими крестьянами, которые не имели возможности достойно зарабатывать, он не стал говорить, что те могут подработать на стороне, или уйти в бизнес, и вообще у них призвание к крестьянскому труду. Вот как он охарактеризовал задачи правительства в своем заявлении в связи с производством выборов во Вторую Государственную Думу (приложение к его разъяснению после думских прений 6 марта 1907 года): «Но главнейшею, неустанною заботою правительства будет улучшение земельного быта крестьян. Не только создание земельного фонда и справедливая, на посильных условиях передача земель этого разряда крестьянам, но предоставление каждому трудолюбивому, энергичному работнику возможности создать собственное хозяйство, приложить свободный труд, не  нарушая чужих прав, к законно приобретенной им земле …».

Следовательно, П. Столыпин, обсуждая проблему низкой зарплаты преподавателей в России, по-видимому, сказал бы, что заботой правительства является предоставление возможности каждому трудолюбивому преподавателю возможности создать собственное дело в сфере образования.

П. Столыпин сейчас говорил бы не о призвании, а о стремлении к обогащению, как это он сделал тогда: «Мне, господа, вспомнились слова нашего великого писателя Достоевского, что «деньги – это чеканенная свобода». Поэтому правительство не могло не идти навстречу, не могло не дать удовлетворения тому врожденному у каждого человека, поэтому и у нашего крестьянина, чувству личной собственности, столь же естественному, как чувство голода, как влечение к продолжению рода, как всякое другое природное свойство человека».

То есть, П. Столыпин сейчас говорил бы, по-видимому, о необходимости расширения в России системы частного образования. Первое правило, которым он руководствовался, можно сформулировать так: каждый трудолюбивый и энергичный работник должен иметь возможность для создания собственного хозяйства за счет своего труда.

П. Столыпин также четко определил, кто должен обеспечить такую возможность. Вот что он сказал по поводу участия государства в решении крестьянской проблемы: «К тому же на правительстве, решившем не допускать даже попыток крестьянских насилий и беспорядков, лежало нравственное обязательство указать крестьянам законный выход в их нужде». Это еще одно правило управления: создание работникам возможности стать хозяевами является нравственный долгом правительства, то есть государства.

Современные российские преподаватели, в отличие от крестьян в эпоху царизма, не устраивают беспорядков, но они уезжают на работу за рубеж и уходят в другие сферы деятельности, что является формой бунта. Поэтому П. Столыпин, обсуждая проблему современного российского образования, пожалуй, сказал бы, что на правительстве России, решившем остановить утечку из страны и сферы образования профессионалов, лежит нравственное обязательство указать им законный выход в их нужде.

Как видим, поведение нынешнего премьер-министра РФ довольно существенно отличается от правил, которыми руководствовался П. Столыпин. Они не были сформулирована самим премьер-министром как некоторая система, поэтому, возможно, остаются незамеченными до сих пор.

Александр Чичкин искал таланты и не жалел для них денег

Но подход П. Столыпина к управлению нельзя считать полным, ведь все вопросы образования в частные руки не отдашь, должна остаться и государственная система образования, в рамках которой также надо как-то решать вопрос о стимулировании труда преподавателей. Да и каждого учителя в частных школах собственником своего дела не сделаешь.

Пример того, как следует поступать в таких случаях, показал современник П. Столыпина – предприниматель А. Чичкин. Он был довольно крупным промышленником в сфере производства и торговли молочными продуктами. В 1914 году на него работали около 3 тысяч человек, для управления которыми он использовал свою собственную методику.

Если П. Столыпин опирался на стремление людей к богатству, то А. Чичкин ориентировался и на другие качества людей, влияющие на их поступки. Предприниматель, так же, как и Д. Медведев, выделял людей, имеющих призвание к делу, конечно, не в преподавании, а в молочном бизнесе. Но А. Чичкин подчеркивал редкость такого дара, и говорил, что таланты надо беречь, и что деловитость – не груша, сама с ветки не падает. По его словам, ее надо воспитывать с пеленок, твердить о ней в школах, департаментах, министерствах, отмечать малейшие проявления и ростки ее, где бы они не появлялись и не жалея сил тянуть их вверх. И все это, как он считал, есть прямая обязанность хозяина или руководителя производства. Это напоминает рассуждения П. Столыпина о нравственной обязанности правительства перед крестьянами, но касается не обогащения, а способностей. То есть, одно из правил А. Чичкина можно сформулировать следующим образом: руководитель обязан искать и воспитывать у сотрудников деловитость (и другие полезные для дела способности) всеми доступными способами.

Таким образом, окажись А. Чичкин на месте Д. Медведева, он, пожалуй, сказал бы о преподавателях по призванию только то, что их очень мало, и нравственный долг правительства состоит в том, чтобы всячески беречь их и поддерживать.

Русский предприниматель был реалистом, он понимал, что талантов в любом деле мало, поэтому придумал целую систему стимулов для того, чтобы и неталантливые люди работали так, как будто у них есть призвание. И на первом месте у него, как и у П. Столыпина, стояли деньги (он тоже, возможно, учитывал слова Федора Достоевского).

На предприятии А. Чичкина существовала продуманная система материального поощрения хороших сотрудников, в частности, в виде отдельных премий и в виде вознаграждения за выслугу лет. Действовало правило, согласно которому руководитель должен был замечать и вознаграждать достижения подчиненных. Все это можно свести в еще одно правило: сотрудники предприятия своим честным трудом должны зарабатывать достаточно хорошо для того, чтобы у них не было поводов уходить с работы в другие компании, уезжать из страны и беспокоится за свое обеспечение в старости.

Так что, на месте Д. Медведева при обсуждении зарплат преподавателей А. Чичкин говорил бы, по-видимому, о необходимости материального стимулирования тех, кто лучше работает. Предприниматель считал, что людям с призванием надо платить больше, чем без оного. И правильно считал, так как при такой системе оплаты люди, не имеющие призвания, начинают брать пример с тех, у кого оно есть, то есть стремятся лучше работать, в результате чего предприятия и вся отрасль в целом достигает лучшего результата.

Кроме стремления к богатству, А. Чичкин учитывал также и естественно стремление человека к более высокому статусу в обществе, а также многое другое.

Почему практика управления Столыпина и Чичкина лучшая?

Успехи молочного предприятия А. Чичкина, на мой взгляд, убедительно доказывают, что его правила управления являются лучшей практикой в данной сфере. Подтверждает это утверждение и тот факт, что в Японии намного позднее была создана система пожизненного найма, во многом напоминающая практику управления русского предпринимателя. Есть даже мнение, что японцы учились у А. Чичкина.

Более того, в современной России существуют примеры успешного применения систем управления, схожих с методами А. Чичкина. В частности, в фехтовании, где не рассуждают о том, что учитель фехтования – это призвание, поэтому -- чего ему платить, а ищут деньги на оплату его труда и создание условий для его работы. Упор там сделан на отбор талантов, как среди учеников, так и среди преподавателей, и это сопровождается финансовой поддержкой (со стороны местных органов власти и фонда Алишера Усманова «За будущее фехтования»). Ориентация на призвание плюс деньги дали результат: на олимпиаде в Бразилии в 2016 году российская сборная по фехтованию завоевала 4 золотые медали, 1 серебряную и 2 бронзовые медали.

С оценкой действий П. Столыпина в качестве лучшей практики управления ситуация выглядит несколько сложнее, так как существует мнение, что его аграрная реформа провалилась. В обоснование этой точки зрения обычно приводятся данные о том, что с 1907 года по 1916 год в губерниях, где осуществлялась реформа, из общины вышло только около трети крестьян, и было выведено около 15% земель. Но в этих рассуждениях не учитывается временной фактор. Сам П. Столыпин говорил о 20 годах реформ, а реально проводил их 6 лет -- с 1906 по 1911 годы, причем преодолевая сопротивление как чиновников в правительстве, так и царя и Государственной Думы. Поэтому приведенные выше факты должны быть представлены в другом виде: примерно за треть срока, необходимого для осуществления реформ, П. Столыпину удалось, несмотря на противодействие, создать условия для выхода из общины трети людей и около 15% земли. На мой взгляд, это успех. 

Есть и пример успешного использования стандартов управления, подобных правилам П. Столыпина, за рубежом. Это реализуемая в США (в различной степени в разные периоды времени) идея о возможности разбогатеть за счет упорного труда, умения и удачи, известная как американская мечта. Подход к управлению П. Столыпина фактически является версией этой идеи: он стремился обеспечить крестьянам равные возможности для создания своего хозяйства, что позволяло бы преуспеть трудолюбивым и энергичным работникам при наличии некоторого везения.

Имеются и другие (теоретические) аргументы в пользу того, что правила управления Столыпина/Чичкина являются лучшей практикой в сфере управления и обеспечивают самое эффективное использование главного ресурса любой страны: человеческого. Эти правила опираются на природные качества человека и соответствуют экономическим законам.

Главная структурная реформа

По белорусскому телевидению одно время показывали социальную рекламу, где зрителям ставились в пример жители Японии – страны, как утверждалось в рекламе, бедной собственными ресурсами, которые благодаря бережливости сделали ее богатой. Бережливость, конечно, замечательное качество, но это в данном случае не главное. В Японии есть природный ресурс – люди, использовать который японцы научились с максимальной эффективностью, что обеспечивает используемая в Японии система управления типа Столыпина/Чичкина.

Именно внедрением лучших практик управления объясняется, во многом, экономический успех ряда стран. Это обеспечивает им конкурентное преимущество по сравнению с Россией, где такие стандарты не используются и даже не осознаются обществом. Наверное, все знают слова П. Столыпина «Вам нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия», но практически никто не слышал об его рассуждениях о естественных потребностях человека, о свободе и деньгах, о нравственном долге правительства и т. д. То же самое касается и правил управления А. Чичкина. Только В. Путин все настойчивее говорит о необходимости использования в стране лучших практик управления, но без ссылки на опыт П. Столыпина и А.Чичкина. О чем думают чиновники, слушая подобные рассуждения президента, неизвестно. 

И это никуда не годится. Правила Столыпина/Чичкина должны войти в общественное сознание российского общества в такой же степени, как слова П. Столыпина о великих потрясениях и России. В такой же степени, как в общественном создании в США внедрена американская идея, в такой же степени, как в Японии распространены представления о системе пожизненного найма. То есть, в России все должны понимать, что когда речь заходит о лучших практиках управления, имеются в виду правила Столыпина/Чичкина.

После этого дискуссии типа рассмотренной выше (между Г. Курбановым и Д. Медведевым) будут иметь совсем другой вид. Это будет разговор не о том, кто и где больше получает, а о том, почему лучшая практика в сфере управления, продемонстрированная П. Столыпиным и А. Чичкиным, не внедрена в сфере российского образования для обеспечения его подъема на мировой уровень, и как ее лучше применить. А в российском преподавании ведь не используется ни одного правила управления Столыпина/Чичкина, и именно поэтому ни одного российского университета нет даже в первой сотне лучших университетов мира.

Внедрение указанных правил в общественное сознание в России можно назвать самой важной, главной структурной реформой, которую следует осуществить в стране. И она должна быть реализована первой, так как даже подготовка других реформ должна проводиться с использованием данных правил, то есть реформаторам следует начинать реформы с себя. Правила управления Столыпина/Чичкина – это ключ, открывающий двери для успеха преобразований в российском обществе.

Перефразируя слова А. Чичкина в отношении талантов, можно сказать, что практику управления Столыпина/Чичкина надо внедрять с пеленок, надо твердить о ней в печатных СМИ, интернете, школах, департаментах, министерствах, отмечать ее малейшие проявления и ростки, где бы они не появлялись, и не жалея сил тянуть их вверх.

 


Оцените статью