Снова один на один с Голливудом   8

История и философия

16.12.2016 08:52  

Алина Циопа

271

Снова один на один с Голливудом

Министерство культуры в следующем году не планирует продлевать соглашение, в соответствии с которым кинотеатры брали на себя обязательство отводить не менее 20% экранного времени в год на российские картины. 

Вопрос о том, кто и как должен помочь российскому кино добраться до зрителей, преодолев конкуренцию Голливуда, был задан ряду экспертов.

Прошлой осенью – в преддверии Года российского кино – министерство культуры заключило соглашение с крупными кинопрокатчиками, по которому те добровольно резервируют за отечественными картинами не менее 20% прокатного времени. Соглашение действует с 1 января 2016 года, однако с наступлением Нового года его срок истекает. Подводя итоги, ведомство заключило, что желаемый эффект достигнут, и новый аналогичный документ можно не подписывать. У российских продюсеров, прокатчиков и критиков есть свое мнение на этот счет.

По данным Фонда кино, в нынешнем году фильмы российского производства установили рекорд, собрав более восьми миллиардов рублей. Сумма выглядит красивой — ровно до тех пор, пока не выясняется, что эти сборы составили только 18 процентов (менее 1/5) от общей кассы и пока рядом не появляются цифры затрат на поддержку кино в 2016-м: порядка шести миллиардов на его развитие (сумма, сходная с той, что была потрачена государством на эти же цели в 2015-м) и дополнительно около полутора миллиардов – на проведение Года российского кино. Впрочем, оговоримся, что эффект от вложенных денег не может быть моментальным.

«На рынке идут процессы, осложняющие жизнь российского кино, – комментирует итоги года продюсер, глава студии СТВ Сергей Сельянов. – Это связано с падением платежеспособного спроса: зритель стал прицельнее покупать билеты, он хочет ни в коем случае не ошибиться. Поэтому если ваш фильм – не блокбастер, ваши шансы резко падают. Все фильмы-блокбастеры стали собирать на 20 процентов больше, а фильмы «второй линии» – сильные зрительские картины, в том числе американские, – на 30 процентов меньше. Это очередной вызов, проблема для российского кино».

По мнению Сергея Сельянова, российскому продукту стать фильмом-событием — сложнее.

«Лояльность публики к американскому кино колоссальная, а кроме того, ему обеспечена рекламная волна: как только появляется очередной «Ледниковый период», все СМИ радостно об этом рассказывают, и зритель бежит искать в интернете, не появилась ли какая новая белочка, – признает продюсер. – Нельзя сказать, что это незаслуженный бонус: они добивались этого десятилетиями».

Кинематографист отмечает: притом, что премьеры фильмов проходят каждую из 52 недель в году, и новых фильмов всякий раз выходит штук по восемь, у российских фильмов на то, чтобы заработать, есть только 3-4 недели — а неделей раньше или позже назначены крупные американские релизы.

В оценках ситуации Сельянова поддерживает Федор Бондарчук.

«У нас в год выходит 300 иностранных картин, половина из которых собирают 90% всего бокс-офиса, а остальные 50% картин просто заполняют пространство», – приводит статистику режиссер.

При этом он признается, что выступает против блокирования зарубежных картин и их квотирования. «Иначе получается Китай», – утверждает Бондарчук.

Подобную политику он считает несправедливой по отношению ко владельцам кинозалов — все ж таки речь идет о частной собственности. Но предлагает другие механизмы продвижения — например, ограничение зарубежных показов в определенные периоды года.

«Протекционизм необходим как воздух», – считает глава Фонда кино Антон Малышев. В противном случае, даже российскую анимацию — отрасль относительно успешную на общем фоне — в следующем году будет уже некуда «приткнуть».

Так это или нет, в скором времени мы проверим на практике.

«Соглашение от 07.10.2015 года, заключенное между Минкультуры России, Фондом кино, НП «Сообщество национальных кинотеатральных организаций «Киноальянс» и рядом других юридических лиц, предусматривало приложение максимальных усилий для демонстрации российских фильмов в объеме не менее 20% экранного времени в год, – пояснили в министерстве культуры России. – В 2015 году доля российских фильмов в прокате составила 28,9%. По состоянию на 14 декабря 2016 года этот показатель увеличился до 30,3%. Целесообразности заключения нового соглашения в настоящее время нет, так как крупнейшие киносети полностью осознали важность и значимость популяризации, развития и продвижения отечественного кинематографа, а также увеличения его доли в кинотеатральном прокате».

Вопрос о том, прониклись ли представители киносетей на самом деле, был задан генеральному директору сети кинотеатров «Мираж Синема» Виктору Рудману.

«Мы поддержали программу Министерства в Год российского кино, и по итогам года, я думаю, на цифру 20 процентов российских фильмов мы выйдем, – объявил он. – Но я не могу сказать, что мы как-то зажимаем российское кино — нет, просто его снимают не так много, и чтобы добиться такого процента, нужно еще постараться. Если выходит значимый российский фильм, мы ставим его очень хорошо, чтобы выдержать планку в 20 процентов. Если не стараться, этот процент будет меньше».

«Мое мнение — что надо создавать качественные фильмы, – резюмирует кинопрокатчик. – Зрители ведь не приходят не потому, что в кинотеатре мало сеансов. Если посмотреть на результаты каждого сеанса, то достижения российских фильмов не поражают воображение. Поэтому я отношусь к квотированию — как к любому виду ограничений, протекционизма – очень осторожно. Чаще это идет во вред, чем на пользу».

Где позиция министерства совпала с мнением продюсеров — так это в вопросе необходимости регулирования графика премьер (того самого, который, по мнению продюсеров, оставляет российскому кино лишь 3-4 недели в году на кассовый успех). С этого лета министерство занимается согласованием дат выхода фильмов — в том числе иностранных. Это происходит при выдаче прокатных удостоверений: если министерство находит, что ленты пересекаются по целевой аудитории или тематике, претендентам предлагают договориться между собой. А если это не удается, в дело вступает Экспертный совет по выдаче прокатных удостоверений (его возглавляет Вячеслав Тельнов).

Впрочем, рассуждения о том, как сделать российское кино популярным, пока что — все равно в пользу бедных: согласно прогнозам Минкульта, в 2016 году его доля в прокате составит лишь 20 процентов (то есть один из пяти) — и то, это подается как достижение (в 2015 году эта цифра составила 18,9 процента). И это не удивительно.

Эксперты сходятся во мнении, что существующая сегодня в России система питчингов и неофициального «госзаказа» крайне однобока.

«На самом деле существуют две идеальные модели развития национальной кинематографии, которые оправдали себя в мире, – это советская и французская модель, – рассказал ведущий кинокритик страны Михаил Трофименков. – Обе эти модели основывались на государственной поддержке кинематографии. Причем на поддержке максимально широкой: предполагалось, что социальный заказ распространяется от поклонников федерального чтива до поклонников Тарковского или Годара».

По мнению эксперта, этот успех не был связан с искусственными мерами регулирования и продвижения, к коим относится квотирование.

«Если национальная кинематография сильна, если она говорит о том, что важно для людей, то она сама утверждает себя на рынке», – резюмирует Трофименков.


Оцените статью