Голосования



Что вы думаете о деле Улюкаева?




Хоронить заказывали?

Хоронить заказывали?

Михаил Веллер

75336


Зачем Япония напала на Россию

История и философия

24.02.2014 20:40  

Михаил Хазин

254



Должна ли Россия вкладываться в армию? Многие считают, что нет. Дескать, надо жить строго по средствам, не делать долгов и не раздувать военных расходов.

Однако в начале прошлого века Россия уже прислушалась к голосу либеральных экономистов и «сэкономила». В результате мы потерпели ряд неудач в Русско-японской войне и лишились по итогу значительных территорий... а если бы военный бюджет России был тогда сокращён ещё сильнее, Россия лишилась бы и Владивостока.

Представляю вашему вниманию статью одного из авторов Руксперта, «Хорошо забытые уроки Русско-японской войны»:

http://ruxpert.ru/Тексты:Хорошо забытые уроки Русско-японской войны

Почему Гитлеру удалось застать врасплох Красную Армию в июне 1941 года? Версий высказывается много, однако, возможно, секрет в том, что большевики просто старательно пытались забыть не так давно преподнесённые им уроки истории.

Больше 110 лет назад — 9 февраля 1904 года — Япония напала на Россию. Сделано это было в лучших традициях Гитлера и Саакашвили: без объявления войны внезапной торпедной атаке подверглись корабли на рейде российской военно-морской базы Порт-Артур. Крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» подверглись нападению японской эскадры прямо в нейтральном порту, что противоречило решительно всем международным договорам.


(«Варяг» и «Кореец» выходят на бой с японской эскадрой, 9 февраля 1904 года.)

А через полтора года умывшаяся кровью Япония буквально чудом таки завершила войну победой по очкам...


(Сражение в устье реки Ялу (Японо-китайская война 1894—1895 гг))

История этой войны началась в 1894 году, когда Япония под надуманным предлогом развернула войну с Китаем за контроль Кореи. Китай в тот период представлял собой раздираемое противоречиями государство типа нынешней Украины, поэтому уже в 1895 году дело закончилось унизительным для Китая Симоносекским мирным договором, по которому Корея стала нейтральной, а Китай потерял Тайвань, острова Пэнху и Ляодунский полуостров. Не стоит при этом всерьез принимать «нейтральность» Кореи — еще в процессе войны японцы диктовали Сеулу что хотели, а уж когда Япония получила Ляодунский полуостров, то говорить о независимости Кореи и с запада, и с востока окруженной Японией и вовсе не приходилось.

Однако здесь японцы явно не рассчитали своих сил — их проникновение в континентальный Китай никак не вписывалось в планы всех без исключения европейских стран, которые были заинтересованы в свободном доступе к китайскому рынку. В самом-то Китае европейцы такой доступ успели получить благодаря Опиумным войнам, по результатам которых и были заключены договора, во многом напоминающие находящиеся сегодня на слуху «соглашения об ассоциации».

Возвысила свой голос и Россия. Великий сибирский путь (Транссиб) был в 1891 году едва начат, и Дальний Восток был настолько качественно оторван от остальной страны, что появись на континенте японская армия, удержать его было бы практически нереально.

В результате Ляодунский полуостров остался китайцам, а Япония с 1895—1896 года твёрдо легла на курс подготовки войны с Россией, приняв грандиозную программу военного кораблестроения — явно избыточную для самообороны, поскольку эта программа, даже с учетом полученной от Китая контрибуции, была заметно дороже реальных финансовых возможностей страны. Но желание создать общеазиатскую империю под японским руководством было сильнее...

Российское руководство не щелкало клювом: оно ответило на возрастание напряжённости ускорением строительства Транссиба и программой усиленного кораблестроения «для нужд Дальнего Востока». А в рамках секретного Российско-китайского договора о союзе против Японии в планы строительства Транссиба были внесены еще более важные коррективы: теперь его дальневосточный участок «срезал угол» через Китай. При этом сама магистраль, как и полоса земли вдоль Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), как назвали по политическим соображениям эту дорогу, должны были находиться в концессии у контролируемых Россией банков в течение 80-ти лет с момента начала эксплуатации, фактически до июня 1983 года.


(Политическое положение Китая в 1897 году)

Дальше — больше. В 1897 году Германия внаглую захватила китайскую военную базу Циндао. Особую пикантность ситуации добавляло то, что между Россией и Китаем существовал договор: китайцы, наотрез отказывавшиеся пускать в этот порт иностранцев, должны были открыть его в первую очередь именно для России.

Когда стало ясно, что этот самозахват сойдет немцам с рук, другие европейские страны стали открыто присматриваться к оставшимся портам на китайском побережье, поскольку никто не хотел остаться без доступа к китайскому рынку, а сам Китай уже никем не воспринимался всерьёз.

В результате, пока в Пекине ломали копья дипломаты, флоты пришли в движение... И, поскольку Санкт-Петербургу совсем не улыбалось увидеть армию какой-либо из европейских стран у своих дальневосточных границ, один из отрядов русского флота, израсходовав вместо пороха некоторое количество валюты на подкуп гарнизона, занял Порт-Артур — единственный крупный порт на севере Китая. Практика показала, что сделано это было вовремя — совсем скоро Британская Империя заняла куда менее удобный порт Вейхайвей на противоположном берегу Жёлтого моря... В результате, в мае 1898 года Россия взяла Ляодунский (Квантунский) полуостров с Порт-Артуром в аренду на 25 лет, специально оговаривая ненарушение китайского суверенитета и надеясь, что к тому времени вопрос обороны Дальнего востока так или иначе будет решён.

Однако Япония была совсем рядом. Практически полностью оторванный от России гарнизон мало что мог противопоставить в случае нападения. Следовало также помнить и об экономической стороне проблемы.


(Транссиб и КВЖД)

В июне 1898 года КВЖД пополнилась строящейся веткой на Порт-Артур.

К сожалению, в те времена министром финансов России был выдающийся экономист Сергей Витте, и говорил он слова, удивительно похожие на те, которые сто лет спустя говорил другой выдающийся экономист — министр финансов Алексей Кудрин. А именно, что военные расходы слишком велики, а у японцев всё равно денег не хватит достроить флот раньше 1906 года, и поэтому строительство наших кораблей и крепостей в Порт-Артуре и Владивостоке можно растянуть до 1905-го, а на сэкономленные деньги построить коммерческий порт и город Дальний (ныне Далянь, 6,2 млн человек)... К сожалению, Николай II не был Владимиром Путиным и с этой логикой согласился.

Позже однако выяснилось, что хоть у японцев и вправду не было ни денег, ни верфей, зато у них были заокеанские «друзья».

Надо сказать, что в то время врагов у России хватало с избытком: у юго-западных границ активно создавала украинский национализм Австро-Венгерская империя, император которой Франц-Иосиф уже успел к тому моменту дважды крупно «кинуть» Россию. А на морях и в Средней Азии продолжалась «Большая Игра» — главная холодная война XIX века между Россией и Англией, в которой Англия пыталась всячески ограничить развитие России по всем возможным направлениям.

В 1899 году случилось еще одно важное событие: в Китае вспыхнуло Боксёрское восстание — местные приверженцы боевых искусств первым делом решили зарезать всех иностранцев, включая женщин и детей, а заодно и всех перешедших в христианство китайцев. КВЖД они тоже попытались разобрать — Китай даже официально объявил России войну...


(Ихэтуани (Боксёры) — участники восстания, 1900)


(Парад войск Альянса восьми держав (Россия, Англия, Германия, США, Австро-Венгрия, Италия, Франция, Япония) в Пекине)

Теперь мы уже забыли, а китайцы до сих пор помнят, как в 1900 году войска альянса восьми держав — фактически всех по-настоящему независимых стран мира того времени — устроили парад победы в Пекине.

В приграничной с Россией Манчжурии, куда китайцы стали массово переселяться буквально за несколько лет до этих событий, и были, в результате, в массе своей наёмными рабочими-бродягами, бои получились особенно жаркими с обеих сторон, так как китайцы в революционном порыве даже устроили артиллерийский обстрел Благовещенска. В результате, после того, как в 1902 году российские войска были выведены из Манчжурии, китайских войск там тоже не появилось, поскольку русское правительство не ожидало ничего хорошего теперь и от них.

А годом ранее, пока казаки еще гоняли боксеров по манчжурским горам и долинам, наш тогдашний внешнеполитический враг — Британская Империя — не придумал ничего лучше как заключить соглашение с Германией о совместном противодействии проникновению в Китай третьих стран. А также союз с Японией, предусматривавший возможность Англии выступить в войне на стороне Японии, в случае, если последней случится воевать более чем с одной европейской страной сразу. Это было направленное точно против России соглашение, поскольку у неё единственным важным союзником была Франция. Примерно в то же время русское правительство через подставные банки выкупает у частников лесные концессии вдоль реки Ялу на китайско-корейской границе, которые в дальнейшем будут использоваться как форпост для проникновения в Корею. Учитывая то, что японцы в дела нейтральной по договорам Кореи к тому моменту вмешивались практически открыто, и столь же открыто готовились к войне с Россией, разговоры о том, что именно эти концессии послужили причиной войны выглядят бесконечно далёкими от реального положения дел.

Однако Япония, даже вложив все свои деньги, всё равно не успела бы построить флот вовремя... И тогда ей просто дали денег в долг. На то, чтобы построить корабли у себя же. Причём Японию стали поддерживать формально нейтральные США, бесплатно получившие после войны в собственность своих компаний все бывшие российские концессии в зоне японской оккупации.

Тут-то и аукнулось недальновидное решение прислушаться в военно-политических вопросах к министру финансов. Ни российский флот, ни Транссиб к началу 1904 года подготовить катастрофически не успевали, хотя работа железнодорожников в конце 1903 года уже была на грани самопожертвования сопоставимого с работой в тылу во Время Великой Отечественной. С осени 1903 до конца лета 1905 года недостроенная дорога длинной несколько тысяч километров превратилась в первоклассную, для однопутных дорог, трассу пропускавшую до 20 пар поездов в сутки. Фактически к концу войны достраивать на ней было уже нечего — можно было разве что класть второй путь, что и было вскоре сделано. Но ведь к началу войны, в начале 1904 года пропускная способность дороги на некоторых участках измерялась всего тремя парами поездов в сутки...

Летом 1903 года в Брюсселе, а затем в более гостеприимном Лондоне, прошёл 2-й съезд РСДРП, который в дальнейшем стал считаться точкой отсчёта в существовании партии большевиков.


(Впятеро меньшая «Варяга» канонерка «Кореец», на злорадной англоязычной открытке того времени стала целым крейсером)

9 февраля 1904 года Япония без объявления войны напала на Россию. После противоречившего всем международным нормам ультиматума приняли неравный бой в нейтральном порту крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец», а на рейде Порт-Артура были серьезно повреждены торпедами броненосцы «Цесаревич», «Ретвизан» и крейсер «Паллада». Отечественные революционеры получили щедрые зарубежные гранты на всевозможный саботаж.

В начале июня 1904 года владивостокские крейсера устроили кровавую баню японской армии, потопив войсковые транспорты с гвардейским полком и 18 осадными гаубицами крупного калибра. В Японии по этому поводу толпа сожгла дом адмирала Камимуры.

Однако 8 мая 1904 года у достроечной стенки в Кронштадте частично затопило строящийся броненосец «Орёл». Иногда это объясняют небрежностью, но чаще злым умыслом кого-то из рабочих — авария произошла из-за незакрытых отверстий крепления броневых листов. Возможно, именно эта диверсия стала роковой для всей войны — при аварии было повреждено электрооборудование корабля, которое делал перегруженный военными заказами завод Гейслера. В результате последний корабль серии — «Слава» — остался без динамо-машин до следующего года и не успел принять участие в походе на Дальний Восток. Будь он в составе эскадры, единственное разгромное в этой войне Цусимское сражение, скорее всего, закончилось бы как минимум вничью, поскольку у Японии к тому моменту оставалось только четыре полноценных броненосца и напротив «Славы» в строю неизбежно оказался бы какой-нибудь картонный для его орудий броненосный крейсер...


(Нет, это не пропаганда активистов Евромайдана — это рисунок «Жупел революции» Бориса Кустодиева, сделанный в 1906 году.)

А в августе 1905-го, когда на Дальнем Востоке, наконец, удалось собрать достаточное количество войск, отечественная интеллигенция таки добилась страстно желаемого поражения в войне. Они считали это необходимым, чтобы показать «прогнилость режима», что и было достигнуто путём организации железнодорожной забастовки. В результате страна получила полную свободу слова и собраний, первую Госдуму, а также глубочайший экономический кризис и сотни террористических актов в год.

Тем не менее, либералам и этого показалось мало. В феврале 1917 года, спровоцировав недовольство небольшими задержками продовольствия, те же люди решили и вовсе упразднить царскую власть. Только вот второй раз предательство безнаказанным не осталось — тех, кого не убили в Гражданскую, потом расстреляли в 1937-м.

Россия ещё долго пожинала плоды саботажа времён Русско-японской войны. В 1905 году Россия потеряла пол-Сахалина, Порт-Артур, порт и город Дальний и все права на Ляодунском полуострове и в Южной Манчжурии. В 1924 году Советская Россия вынужденно отказалась от концессий в Северной Манчжурии, а в 1934 году под давлением японцев — от всей КВЖД. В конце 1930-х стране пришлось срочно строить целую цепь укреплённых районов вдоль дальневосточных границ и всю Великую Отечественную держать там боеготовые дивизии.

А что было бы, если бы Россия не начала строить КВЖД? Помня о дате начала японских кораблестроительных программ (конец 1895 — начало 1896 года, до начала строительства КВЖД), можно достаточно обоснованно предположить, что Россия лишилась бы не Порт-Артура, а Владивостока. Вряд ли случилось бы по-другому — ведь северный маршрут Транссиба куда более длинный и тяжелый для строительства: к 1904 году он точно не мог бы быть готов. Поэтому давайте просто помянем добрым словом тех, кто теперь уже больше 110 лет назад стоял насмерть за Россию в Китае и Корее, тех, кто всего за 13 лет сумел построить в глухой тайге Транссиб, тех, кто в лютый мороз перегонял паровозы прямо по трескающемуся льду Байкала и тех, кто на море шёл в почти безнадёжные бои с многократно превосходящим противником просто потому, что так было надо для Родины.

PS. Про историю спора с Китаем по поводу островов в устье реки Уссури подробно рассказывается вот здесь:

Изменения границ современной России


Оцените статью