Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




В российские магазины - и желудки - поступил пластиковый рис из Китая

Тема Американское и советское образование в их сопоставлении

Наука и образование

12.04.2016 03:57  

oreanda

178

Очень люблю ход мысли в книге Григорьева-экономиста: ясный и логичный, с огромной фоновой эрудицией. Поэтому решила послушать семинар Олега Григорьева "О проблемах образования". Дослушав до половины выступления, я закипела гневом и открыла эту тему. Возмутилась храбростью пирожника, взявшегося тачать сапоги, по И.А.Крылову. Зачем же выступать, если не знаешь?

О ситуации в США Григорьев повторяет советскую прессу конца 80-х гг. — начала 90-х гг., видимо, будучи таки "оболваненным вашингтонской пропагандой". О советском образовании он назвал только проблемы, возникшие из особых условий "построения социализма в одной стране". Что-то из сказанного им было актуально для СССР и для времён перестройки, но сейчас всё звучит совершенно фантастично и фальшиво.

Я знаю о проблемах образования, в отличие от Григорьева, не только как студент и ученый (языковед), но — как педагог и в СССР, и в США. В качестве студента я закончила в США вечернюю среднюю школу — для английского (после готовой докторской в бывшем Союзе), заработала 18 кредитов на трех магистерских программах, сдала экзамены на лицензию преп. ср. школы в Калифорнии. В качестве исследователя и преподавателя работала в Гугле, в военном ин’язе и в нон-профите, всего около 20 лет. А раньше преподавала в СССР 23 года — в Алма-Ате (в институтах, университетах и частных школах), но повышение квалификации — всегда в Москве, посидеть в Ленинке.

Не возьмусь сейчас опровергать все фальшиво-благостные обобщения о просвещении в США, которые озвучил Григорьев из российских публикаций 90-х гг., но скажу одно. В последние 20 лет образование здесь выглядит так, как будто его целенаправленно разрушали, чтобы подорвать демократию, которой "было слишком много". Задача — оглупление народа.

Простой народ США верит измышлениям о том, что в течение всех 12 лет в школе надо изучать "только три Rs: Reading, wRiting, aRithmetics", то есть чтение, письмо, арифметика. (Дле тех, кто не знает — буква R в английском называется ’ар’, буква W перед R не читается). В школах не учат, а держат детей, как в детских садах: дети играют в игры. Но — дисциплина жёстокая, например, нет переменок! А ученики от скуки и безделья изощряются в хулиганстве; учитель бессилен.

Моя одногруппница по магистратуре, оскорблённая в лучших чувствах, поделилась на семинарском занятии: директор школы около Детройта в "чёрном" районе, куда она — из благородных побуждений — пошла преподавать после бакалавриата, демонстративно запретил ей учить "ИХ". Кричал: "Держите их в классной комнате, не выпускайте! Развлекайте, чем хотите. Отвлекайте. Но ничему не учите!" Она выдержала в школе 2 года, а потом поступила к нам в Университет Сан Хозе на магистерскую по библиотечному делу.

Только начиная с магистерского уровня здесь учат всерьёз. Хорошее образование получают избранные, примерно 10% населения: либо самые богатые, либо ОЧЕНЬ способные и старательные (им дают частичные стипендии), а также профессорские дети. Уровень бакалавриата в Индианском Университете (IU) 20 лет назад был сильно ниже, чем в бывшем Алма-Атинском Женском Пединституте (ЖенПИ: создан для аульных девушек, окончивших казахскую школу).

Уровень магистратуры в США снижается от того, что туда принимают без базового бакалавриата. Так, на спец. "языкознание" принимают людей с любым бакалавриатом, хоть по "музыкальным наукам". За два года "магистр языкознания" получает достаточно знаний, чтобы преподавать английский как второй язык (для иммигрантов и их детей); при этом он может не иметь представления о звуко-буквенных соотношениях в его родном английском.

Недавно в Калифорнии вложили огромные деньги в обучение детей чтению через "фониксы". "Фониксы" — звуко-буквенные соотношения — стандартная практика для всех письменностей, кроме иероглифических, но в США —давно забытое старое. Инвестиции в Калифорнии не дали значимых результатов; проблема оказалась в необразованности учителей. На протяжении почти всего 20-го века в начальной школе (6 лет обучения) детей учили читать, размахивая карточками с готовыми словами; здесь не учат читать ни по слогам, ни по звукам: не умеют. Результат нравится разрушителям демократии: около 30% взрослого населения страны функционально неграмотно. Катастрофа методов обучения? Скорее — финансовая поддержка катастрофических методов, вызывающих псевдо-дислексию (фонд Форда постарался). Сейчас эти методы распространяются в РФ — берегите своих детей и внуков!

В библиотеках Силиконовой долины есть программы обучения взрослых грамоте, которые держатся на добровольцах. Я много работала там с неграмотными на общественных началах. Беда ещё в том, что средняя школа после 12 лет обучения выдаёт ВСЕМ аттестат зрелости (high-school diploma); института второгодников -- не существует.

Многие из слабо-грамотных даже поступают "в колледж", т. е. вуз, где их довольно быстро выявляют. Таких переводят на подготовительные отделения через семестр или через "четверть" (где — как!). Вот и еще год-два пропадает для обучения... А деньги платить надо за каждую четверть, за каждый "класс" (= предметный курс) отдельно. Оканчивают бакалавриат менее 40% поступивших. Почти все учатся, работая. Либо год учатся, потом год работают: на стройке, на разной подсобке, или в дешевых ресторанах, так что, по выражению Григорьева, "зря теряют" не 5 лет, а все восемь.

Берут в банке долг, а в колледже -- предметы по выбору. Часто тратят деньги на ненужные курсы, но как всем известно от Хазина, американцам не привыкать жить в долгах, как в шелках: купил в долг дорогую машину и тут же разбил, а долг платить надо. Взял курс игры на гитаре или курс по человеческой сексуальности (очень популярный:) — потом плати до бесконечности (а долг таки возрастает сложными процентами). Напрасно Григорьев думает, что долг заплатить легко. Некоторые платят всю жизнь.

Ещё проблема, по Григорьеву — куда пойти работать с университетским дипломом? После кризиса 2001 года 60% выпускников просто идут работать куда возьмут (чаще -- продавцами, официантами). Работы, хоть сколько-нибудь близкой к полученной специальности, найти не могут...
Довольно редко в США работают по специальности, полученной в вузе, и никого это не удивляет. Общее мнение такое: если учился в вузе, значит научится и на работе.

Заметьте, что так же думает и британское общество. Еще в Алматы мой частный ученик, английский юрист высокой квалификации, лет около 35-ти, сказал мне, что в университете он изучал не юриспруденцию. Я изумилась и спросила, что же он там изучал? Он пожал плечами:
—Университет существует для того, чтобы учиться тому, КАК УЧИТЬСЯ! В Англии и Уэльсе считается, что лучший бакалавриат для юриста -- 'классические языки и литература’. Учил я латынь и греческий, на 4-м курсе написал диплом по древнегреческой трагедии.
— Неужели вам не хотелось бы заниматься греческой трагедией и дальше? — удивилась я (тогда, в Алма-Ате, я полагала, совсем как Григорьев, что после университета надо продолжать заниматься наукой, иначе будешь несчастным).
Опять мой британец пожал плечами, и дал мне понять, что университет — только временное пристанище для неразумной молодёжи, а сейчас у него взрослая жизнь и серьёзные дела в Казахстане. Рассказал ещё, что в течение 7 лет он самостоятельно готовился и сдавал труднейшие экзамены (the Bar exams) чтобы получить право быть юристом (to practice Law).

В США — такое же отношение к соответствию образования и работы. Приведу калифорнийский пример. Приятель мой, отличный мужик, 55 лет, свой бизнес — продает муниципалитету услуги 4-х садовников, включая свои собственные. Расспрашиваю его, пока он сажает цветочки около библиотеки:
— Какая у вас специальность в университете была? — Не помню...
— А какие предметы изучали? Вспомните хоть что-нибудь...
Болтает со мной с удовольствием, но ничего не смог вспомнить из "молодой жизни". И при этом он считает университет делом, нужным для общего образования. Кстати, в США есть такая университетская специальность, очень популярная — "общее образование", так и в дипломе пишут — "General Education".

Приехав в США, я старалась "въехать, как на салазках," в здешнее общество, чтобы выучить язык и освоить культуру. В американское общество, по-моим наблюдениям, легче всего войти через псевдо-религиозные объединения. Католики, ортодоксы, протестанты, индуисты, дзен-буддисты и даже атеисты имеют свои зарегистрированные церкви, которые на деле нужны для общения людей (на работе здесь не пообщаешься — выгонят). Я ходила чуть не в каждую "церковную" деноминацию: называется ’шопать себе церковь’ (to shop for a church), поэтому у меня гораздо больше англоязычных знакомых, чем бывает у иммигрантов, обычно замыкающихся в русскоязычной среде.

Разнообразное общение в Калифорнии, где 50% - иммигранты со всего мира, убедило меня в том, что старое советское образование (50-х — 80-х гг.) действительно было самым лучшим. Мне есть с чем сравнивать. Я вывожу это заключение из встреч с коллегами, одноклассниками, знакомыми (даже есть двое с острова Фиджи:) и с американскими родственниками, высококвалифицированными профессионалами.

Не хочу никого обидеть, но в целом "бывшие наши" имеют более широкую картину мира и лучшее понимание культурных и цивилизационных процессов, лучше видят детали и категории. Те образованные американцы и иностранные специалисты, кто сталкивался с "русскими" (т.е. бывшими советскими) в Силиконовой долине, в Индиане, в Мичигане, в Чикаго, в Вашингтоне, Нью-Йорке, в Бостоне, тоже считают советское образование самым лучшим, не превзойденным никем. Сначала я сомневалась в этом и спорила: мы ведь все самокритичны, как Григорьев. Но в конце концов, поверила, и теперь на каждом шагу нахожу этому подтверждения.

Правда, всё больше встречается русской (украинской, русскоговорящей) молодёжи. Ужасаюсь её откровенному невежеству и просто падению образованности, широты взгляда (впрочем, при обострении нюха, интуиции, "уличного знания"). Кажется, реформа образования в РФ в скоростном порядке повторяет то, что случилось в США — выполняется задача изничтожения демократии (в зародыше).

закрыть...

Оцените статью