Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




В российские магазины - и желудки - поступил пластиковый рис из Китая

Тема Реформа образования в России

Наука и образование

15.05.2015 05:43  

dgg

104

Советская система образования была именно системой. Отличие системы от всевозможного рода методик предполагает, что ученик получает базовые знания о окружающем мире , действующих законах и элементарные навыки в точных науках, пусть и далеких от повседневной жизни , но в виде определенной системы. Даже введение в систему, идеологической составляющей, не смогло обрушить систему преподавания, как результат мы получали на выходе некий пушкинский продукт : мы все учились понемногу, чему-нибудь и как -нибудь ... Но в 60-е годы это привело к возникновению некоего виртуального поединка : физики-лирики, где физики цитировали поэтов и читали почвенников, а врачи, историки и писатели полезли в дебри математики и физики.
Все это ушло в прошлое. Глупо пытаться возродить эту систему в современных условиях. Основная проблема в коренном изменении современного человека . Я не берусь судить о физиологических изменениях, но совершенно очевидно , что современное поколение детей уже не могут : читать книги физически, ощущая тяжесть бумажного носителя и запах типографской краски, играть на компьютере используя джойстики и банальную клавиатуру. Основными инструментами становится указательный палец . В этой связи говорить о развитии моторики рук у детей просто бессмысленно.
Где-то проскользнуло определение – "клиповое" сознание. Наверное, в целом этот термин правильно схватил суть проблемы. Вместе с тем, очевидно, что он характеризует совершенно новое для нас формирование причинно-следственных связей у детей, но также и абсолютно новое в восприятии информационного потока, когда ребенок фильтрует все на уровне входа. На пограничном сознании получается мешанина, которая становится предметом оголтелой критики современного метода образовательных процедур.
Примером такого рода критики может служить сочинение. Понятно, что результаты этого президентского эксперимента – показали , что реформа не дает желаемых результатов : сантехников и токарей не становится больше, а уровень «потенциальной элиты» не внушает оптимизма. Личное общение со школьниками 4-8 классов демонстрирует полное неумение создание такой простейшей формы – как рассказ. Изложение опять-таки скатывается к клиповым обрывочным фразам - понятным, в привычной возрастной среде, но жуткой для слуха взрослого человека.
Я специально не хочу касаться – набившего оскомину ЕГЭ.
Идя по принципу рациональности, мы не создаем систему, а плодим множественность методик , которые со временем, просто дадут нам «выплеснуть ребенка».
Вопрос, что сделать и где нам найти ту объединяющую точку , которая поможет «сложить» все клипы в некий законченный фильм. На мой взгляд, это можно сделать на основании курса Технологии. Где как не в экспериментальной лаборатории, можно проверить действие законов физики, химии , ботаники и биологии. Здесь нужно просто создать некий методологический центр внедрения инновационных технологий в школьную жизнь. В середине прошлого века многие школы ставили эксперименты с инкубаторами , звездными лабораториями, железными дорогами , селекцией и пр. Являясь по сути дополнением в базовому системному курсу – эти лаборатории формировали мировоззрение целых поколений. Сейчас - это может стать той отправной точкой – которая сформирует новую систему образования в России, и позволит вернуть нашему образованию место в передовой 5-ке. На сегодняшний день, имеющийся потенциал кабинетов технологий уже позволяет перейти от "табуреток, прихваток и глиняных горшков" к интересным творческим проектам.
Еще одним из доводов в защиту перемен может служить результаты конкурса в одном из округов Москвы, где самыми интересными проектами были признаны : транспортная развязка на Варшавке, место «Мастера и Маргариты» в мировой литературе, есть ли жизнь на Марсе... Безусловно интересные темы, но если это лучшее из 800 работ... Совершенно неудивительно, что нам банально нечего показать на мировом первенстве профессий, навыков и интеллектуальных соревнований среди молодежи.
Мы стыдливо говорим о неких аттракционах - ярмарках- профессий, неких эксперементариумах, которые опять таки по сути являются фрагментами индустрии развлечений, а если честно банальным способом заработка на детях.


закрыть...

Оцените статью