Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




О том как всё устроено

Почему люди не летают? (массовая частная авиация как окно возможностей для индустриализации России при новом техноукладе)

Наука и образование

24.03.2015 12:06

capreze

132

Почему люди не летают? (массовая частная авиация как окно возможностей для индустриализации России при новом техноукладе)

Когда мои дети спрашивают мое мнение о каком-нибудь новом популярном гаджете, или, к примеру, о фантастическом мире отчего-то бузумно популярных у их поколения, но архаичных даже для меня «Звездных Войнах», то я почти всегда отвечаю одно и тоже: «Ребята. С того самого момента, как в 2006-м году я впервые стал пользоваться Скайпом – я уже живу в фантастике! Мы, мое поколение, даже предположить не могли, что доживем до обывательской скучности своих мечт о будущем. Так что что мне все эти ваши гаджеты - я до сих пор в себя прийти не могу от ничтожно дешевого разговора с человеком на другом краю земли по видео-связи...»
Правда, во времена моего детства мы называли эти приборы будущего «видеофонами». И думали, что они будут выглядеть так


или, в крайне маленьком случае, так



хотя, наверное, больше, как первая картинка, только вместо кнопок должен был бы быть диск. Никто и не думал в 1970-х, что телефоны могут быть такими маленькими даже в будущем.
И уж точно никто не думал, что «видеофон» будет просто одним из «окошечек» на экране компьютера, а сами компьютеры будут распространены не просто повсеместно, а даже повсекомнатно и чуть ли не повсекроватно. Ведь компьютеры – это было что-то сумасшедше заоблочно и дорого. Самая большая моя компьютерная мечта выглядела так:


и ради пусть недолгого, но времяпрепровождения с ней, я дневал и ночевал у своего соседа по парте и приятеля Андрюхи Колычева, из-за чего люто раздражал его родителей и в особенности его чудесную бабушку. Ну что поделать, если у моих родителей не было ни денег, ни даже отдаленного понимания, что нужно подростку в зарождающемся мире силикона.
Нет, конечно, разные средства вычисления нужны были и им. К примеру, моя мама работала театральным кассиром, и ей полагалось в 1970-х уметь пользоваться этим механизмом:



но в 1980-е прогресс уже было не остановить, и в нашем доме обосновалось такое приспособление:



Это была своего рода вершина бытового технологического развития того времени. А разница между счетами и калькулятором была примерно такой же, как разница между палкой австралопетека и кораблем «Discovery One», и пронеслось время между этими «гаджетами» почти так же быстро, как время между превращением палки в межзвездный корабль в «Космической Одиссеи-2001» Стенли Кубрика. То есть, почти мгновенно.

А ведь уже в то время, когда существовал «Электроника МК-41», вполне себе был разработан некий прибор «Агат», представлявший собой более чем фантастический (для меня) персональный компьютер:



но я об этом не знал. Этот мир был от меня далек так же, как и изображения прото-планшетника в уже упомянутом фильме по мотивам «Часового» Артура Кларка, вышедшего на экраны в 1968-м. А ведь почти на таком же планшетнике сегодня многие из нас пользуются Скайпом:



О похожем приборе, кстати, в 1961-м писал и Станислав Лем в своем «Возвращении со Звезд». Сравните его описание с современными электронными книгами, заполонившими в конце нулевых все читательские места в общественном транспорте, а заодно и с аудио-книгами, одно недавнее время ставшими весьма популярными среди водителей:
«...Увы! Уже нельзя было рыскать по полкам, взвешивать в руке тома, ощущать их многообещающую тяжесть. Книжный магазин напоминал скорее лабораторию электроники. Книги – кристаллики с запечатленной в них информацией. Читали их с помощью оптона. Оптон напоминал настоящую книгу только с одной-единственной страницей между обложками. От каждого прикосновения на ней появлялась следующая страница текста. Но оптоны употреблялись редко, как сообщил мне продавец-робот. Люди предпочитали лектоны – те читали вслух, их можно было отрегулировать на любой тембр голоса, произвольный темп и модуляцию...»
Правда, с «кристалликами» Лем перегнул палку. Точнее, недогнул. Хотя, откуда ему было представить тогда, что вся его домашняя библиотека сможет уместиться на одной пластинке, сопоставимой по размеру с маркой ЛСД и вмещающей в себя десятки гигобайт информации



vs



Да и откуда моей маме было в 1979 знать, что меньше, чем через пять лет она заменит архаичные счеты на электрический калькулятор, или как мог предполагать я, что еще спустя всего 10 лет, в 1994-и, или, может, 5-м году, я уже буду вовсю пользоваться мобильным телефоном Hitachi, сделанном по лицензии (так говорили) Nokia. Сегодня я даже картинку той трубки не смог найти в интернете. Но по функциям и размерам была она похожа на вот этот вот финский аппарат:



разве что обладала плоской лицевой стороной, без каких-либо сферических выпуклостей около экрана. Связь была не случайная, а вполне себе новомодная NW-GSM, ставшая позже «Мегафоном».
Бабушка моя (Успокой, Господи, ее прекрасную душу!) выглядывала с балкона и кричала моей тетке: «Наташа! Наташа!! Смотри, ему теперь даже в машину позвонить можно, ну надо же!»
А я, гордый и улыбающийся, садился в свою «восьмеру», чувствуя себя вполне себе успешным молодым человеком, хотя и был в те времена считай что фарцовщиком.
А еще через 10 лет я уже жил в фантастике. Появился Скайп.
Бабушка, кстати, тоже застала это быстрое эстонское изобретение. И даже успела пообщаться со своим одноклассником, лет за сорок до того эмигрировавшим со всей своей семьей в Америку. Он – этот ее одноклассник – был одним из немногих оставшихся в живых мальчиков их класса. Их выпускной школьный вечер был 15 июня 1941 года. Поэтому она рада была поддерживать с ним корреспондентскую связь, и уж тем более была счастлива увидеть его на экране монитора, говоря через океан. Ведь до этого скайп-момента они и не виделись, считай, все те годы, что он жил в эмиграции. Так что, в плане фантастики, мы с бабушкой оказались вполне одного поколения. Ни ее, ни меня, уже ничем эдаким новым не удивишь. Нам и видеосвязи ничтожно дешевой оказалось более чем...
А вот детям моим – тем нет. Им все подай горяченького, новенького. Все-то им хочется знать, что им грядущее готовит. И от того они меня и мучают своими вопросами. А я им, как могу, отвечаю...
К примеру, рассказываю им про плащи-невидимки, которые скоро будут изготавливаться серийно. Что, не верите? Тогда послушайте и вы. С того самого момента, как был изобретен графен, серийное производство плащей-невидимок стало просто делом совсем короткого времени. Вы хоть знаете, на что способен графен? Вот, к примеру, те двигающиеся фотографии в газетах экранизированного «Гарри Поттера», которые нас всех умиляли, будут вполне возможны реализованы с помощью тончайших графеновых экранов



А, с другой стороны, из такого же материала, можно будет и плащ шить, который будет в шахматном порядке состоять их камер и экранов. Просто камера будет с одной стоны снмать, а на экран с другой стороны – проецировать изображение.
Вот как с мобильным телефоном. Если вы через него просто смотрите – ничего не видно. А как только камеру включите – сразу он «прозрачным» делается, понимаете?
Вот так:



ой, нет, ошибся, не так.
Вот так:



Извините за фривольность картинки. Просто не нашел ничего более иллюстративного с ходу. Но идея с плащем-нивидимкой теперь ясна и доходчива, мне кажется.
Правда, мне младший сын тут говорит на днях: «Папа. А ты уверен, что с помощью плаща-невидимки можно будет куда угодно попасть?»
Я ему: «Нет, сынок, не уверен. Потому что на каждый плащ-невидимку, когда они серийно начнут продаваться, тут же начнется серийное поотребление бытовых теплодатчиков, встроенных в любые гаджеты или очки. То есть, они и сейчас уже есть, но в таком случае, они станут массовыми.


Но, все равно, понимание того, что вчерашнее волшебство вполне близко, и уже сегодня-завтра может стать реальностью, моего сына, конечно, вдохновляет.


структура графена

Или, вот, недавно, мне попалась целая серия статей про такси без водителей, разрабатываемые компаниями Google, Uber и прочими. Не знаю, как кого, а меня они даже не особо удивили. Давно уже жду прихода этих технологий, потому что и слежу за этим, начиная со спилберовского «Особого мнения» (там Том Круз в подобном транспортном средстве ездит), да и понимаю, как это работает, более-менее.



Вот я и жене своей объяснил «на пальцах», как это действует, сейчас и вам постараюсь. Многие из вас знакомы с парктроником, уверен. Это такие датчики, которые пищат, когда близко к машине какой-то предмет. Это – одно слагаемое этой технологии. У меня уже в нулевых был Мерседес, у которого круиз-контроль был совмещен с подобными датчиками. Когда я по трассе ехал, а скорость была выставлена, допустим, 110 км/час, то, когда на моем пути машина попадалась, которая ехала медленнее, то моя машина автоматически скорость свою снижала. Мне даже на педали нажимать не приходилось, все делалось само. А ведь это была машина 2001-го года выпуска. Еще за несколько лет до Скайпа! И в этом даже не было ничего фантастического, так, просто «наворот». И, кстати, в той же машине уже была GPS-навигация. Что удивительно, потому что навигация – это второе слагаемое «безводительного» автомобиля. Третье – это система управления рулевым колесом и прочими агрегатами. А четвертое – это ЦУП. Точнее, ЦУД – Центр Управления Движением. Вот и весь коктейль. Если кто-то сомневается, что это будущее уже рядом, то погугглите «VisLab машины без водителей». Эта итальянская компания уже пять лет назад из Милана в Шанхай отправляла несколько минивенчиков. Пусть не все было гладко, но процесс во всю идет уже довольно давно.

Будущее рядом!
А действующие аэромобили видели? Это просто чудо! Аэромобиль – это не просто автомобиль, который может летать, это еще и название словакской компании, которая недавно презентовала прототип серийного летательного аппарата, который, складывая крылья, может ездить по обычным асфальтовым дорогам, не особо выделяясь из потока:



Если хотите увидеть, как эта штука летает, просто зайдите на сайт компании и посмотрите первое же видео, которое вывешено у них на домашней странице. Меня очень впечатлило, и, хотя я парень вероятно экзальтированнее многих, думаю, вам тоже понравится.

А что у нас? У нас уже есть Yota-phone 2.0., и вы можете смеяться сколько угодно, но меня это событие весьма воодушевляет.
Примерно в то же время, что и мое знакомство со Скайпом, я встретил в самолете одного из создателей будущего Йота-проекта. Мы с ним были знакомы до того, и он очень воодушевленно рассказывал мне, как можно будет использовать WiMAX технологию в больших логистических комплексах – это была индустрия, где в то время работал я. Мы мило пообщались, я забыл в его машине свои перчатки, а вместе с ними на несколько лет забыл и о нашем разговоре. А сегодня на этом энтузиазме мы получили, худо-бедно, но первый современный электронный гаджет. Кто-то будет рассказывать, что он делается в Китае. Расскажите об этом Nokia или Ericsson, они тоже в курсе. За неимением гербовой – пишем на простой. И, вроде, один раз получилось.
Этот пример говорит, что если нужно – мы можем. А если есть технологии – мы тем более сумеем их адаптировать.
И тут я подхожу к теме всего поста.
Меня всегда занимал вопрос, почему легкая частная авиация, технологически готовая к реализации еще полвека назад, так и не получила распространения. Имеется в виду распространения, сколь-либо сопоставимого с проникновением автомобиля в наши жизни. Потом я сообразил – отсутствует система и массовая инфраструктура контроля и слежения. На земле государство может поставить границы и построить дороги, этим определив канал движения, а в воздухе это сложнее. Но не теперь! Теперь уже есть всякие GPS и, что особенно важно для нас – есть Глоннас. А это значит, что технология «автомобиль без водителя» + «технология малой авиации/технология беспилотников» = частная массовая авиация. Нам не нужно самим сидеть за рулем, мы не собираемся никуда улетать. Нам достаточно, если мы будем просто нажимать на кнопки, или говорить голосом, куда нас вести – а вы везите нас и доставляйте.
Ну, как в «Пятом Элементе», помните?


Наверное, это кажется вам бредом. Но по мне, так при наступлении совершенно новой эры, Россия обязательно должна найти свою технологическую нишу. Потому что, если чего-то не сделаем мы, чего-то такого, что в состоянии кардинально изменить облик будущего, то когда это сделает кто-то другой, нам останется только волосы рвать. А будет уже поздно. Ведь, если кто-то сделает такой транспорт массовым, то кому тогда нужна будет эта нефть, из которой не нужно будет делать дорог? Потребление топлива снизится, да и само требуемое топливо может существенно изменится.

Ну, а даже, если не изменится – мы сможем и ресурсы продавать, и технологии.

Что-то такое нам нужно, знаете, чтобы создать мечту. Уверен, у нас это может получиться.

Хорошего вечера.

Ps И еще. Знаете такого чувака, Нильса Бора? Он когда-то бросил вызов самому Эйнштейну. Так вот, он говорил «Если идея не кажется безумной, от нее не будет никакого толку». Мне почему-то кажется, что мы, русские, достаточно безумны, чтобы генерить интересные идеи. Надо в себя поверить.
И поверить в мечту.

А я пока пойду поболтаю по Скайпу. Давно не видел одного своего друга. Соскучился.


Оцените статью