Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




О том как всё устроено

Итоги 2002 года и пессимистический прогноз

Наука и образование

19.03.2003 04:11

Михаил Хазин

129

Описание основных событий 2002 года с точки зрения экономических проблем США. Внутренняя логика поведения руководства США и прогноз на 2003 год. Статья была опубликована на сайте opec.ru 30 декабря 2002 года. М.Хазин. Экономические итоги и пессимистические прогнозы

Введение.

Если рассматривать основные экономические события уходящего 2002 года, то видно, что они четко укладываются в рамки единой логики, логики развития мирового кризиса, связанного со структурными проблемами экономики Северо-Американских Соединенных Штатов. В этом смысле американцы добились своего: с экономической точки зрения за пределами этой страны в 2002 году практически не произошло значимых событий. Введение в обращение наличного евро так основательно готовилось в предыдущие годы, безналичный евро существовал уже достаточно долго, так что это событие не может считаться достаточно значимым. Собственно говоря, конкуренцию американским ньюсмейкерам составило только одно событие года: XVI съезд Коммунистической партии Китая. Но его значимость настолько эпохальна, настолько выходит как за пределы чисто экономических вопросов, так и за границы 2003 года, что мы его обсуждать не будем.

Ретроспектива года уходящего.

Первым значимым событием 2002 года был неожиданный рост ВВП САСШ в I-II кварталах. Он стал следствием отказа властей этой страны от концепции монетарно-либерального управления экономикой в пользу управления кейнсианского – то есть прямой поддержки экономического роста за счет государственных ресурсов. Саму возможность такого отхода от принципов, которые главенствовали в САСШ на протяжении нескольких десятилетий, предоставили теракты 11 сентября 2001 года и в этом смысле они в американской истории сыграли такую же роль, как японская атака на Пирл-Харбор. Только тогда речь шла об отказе от изоляционизма и начале крупномасштабной внешнеэкономической и военной экспансии по всему миру. По большому счету, именно на этой аналогии и основаны выводы всех тех экспертов, которые утверждают, что корни этих террористических актов надо искать не в арабских странах, а в самих САСШ. Сегодня, по итогам более чем года, не рискуя слишком сильно ошибиться, мы можем оценить объем государственной, в частности, бюджетной, поддержки американской экономики, осуществляемой за этот период, где-то в 50 миллиардов долларов в месяц. Примерно половину этой величины дают прямые бюджетные вливания, которые привели от 150 миллиардного профицита к сравнимому по размеру дефициту федерального бюджета САСШ. В аналогичную сумму, по всей видимости, можно оценить прямое участие ФРС в «поддержке ликвидностью» отдельных финансовых и промышленных структур (банки, страховые компании, аэроперевозчики и т.д.). Отметим, что одновременно ФРС продолжала свои попытки стимулировать экономический рост путем снижения учетной ставки.
Сегодня можно смело сказать, что описанная выше смена экономической политики стала героическим поступком, позволившим президенту Бушу-мл. спасти свое лицо и, возможно, место. Поступком, которым он обязан тогдашним министру финансов Полу О'Нилу и главе группы своих экономических советников Белого Дома Лоуренсу Линдсею. К середине лета (июль), однако, стало понятно, что в полной мере стимулировать экономический рост не удалось. Корпоративные показатели продолжили свое падение, фондовый рынок достиг многолетних минимумов. Скорость роста дефицита платежного баланса доходила до 10% в месяц. Еще раньше, где-то в апреле, произошло второе из главных годовых событий: приток иностранных инвестиций в САСШ стал меньше, чем текущий дефицит платежного баланса. Это стало естественным следствием структурного кризиса и бессмысленных (чтобы не сказать сильнее) попыток его компенсировать монетарными методами типа снижения учетной ставки, но дело не в этом. Весной 2001 года, впервые с середины 40-х годов XX века был разрушен один из базовых принципов экономической модели Ф.Рузвельта, обеспечившей для САСШ уникальную полувековую экономическую и политическую экспансию: они лишились самых доходных финансовых рынков в мире. За год последствия этого поистине эпохального (но прошедшего практически незаметно) события дали свои естественные плоды: после апреля 2002 года девальвация доллара стала неизбежной.

Анализ межотраслевого баланса САСШ, который был проведен нами (М.Хазин, О.Григорьев, В.Ходачник) в 2000-2001 гг. (впервые обнародован на II Чаяновских чтениях, проводимых РГГУ в марте 2002 г.) показывает, что к сегодняшнему дню ежемесячный масштаб государственной поддержки экономики, обеспечивающий неубывание ВВП, должен составлять порядка 200 миллиардов долларов в месяц. Поскольку такие объемы денежные власти САСШ обеспечить не могут (это в принципе невозможно без обрушения экономики), то и положительные последствия перехода к кейнсианским методам оказались ограничены, как по масштабам, так и во времени. Масштаб структурного кризиса превысил возможности денежных властей САСШ по контролю экономическим спадом.
Где-то к концу лета - началу осени американским денежным властям стало понятно, что необходимо искать новые пути выхода из кризиса. При этом основной задачей ставилось уже не «вытягивание» финансовых рынков, а начало экономического роста, поскольку стало понятно, что чисто монетарные методы экономику не стимулируют. Иными словами, до властей (в широком смысле) САСШ стало доходить то, что раньше понимали только отдельные интеллектуалы, типа Л.Линдсея: события, происходящие у них в стране, не могут быть названы обычной рецессией. К этому моменту единой позиции по экономическим вопросам в окружении президента Буша-мл. еще не существовало. Часть его сотрудников считало, что для выхода их кризиса необходимо вернуться на рельсы изоляционизма и отказаться от большого количества дорогостоящих проектов за пределами страны. Принципиальным частью этого проекта являлся отказ от «сильного» доллара, быстрая девальвация которого погрузила бы в пучины глобальной депрессии весь мир. Сами САСШ имели бы при этом шансы на первоочередной выход из кризиса за счет достигнутого ими на сегодня технологического и военного преимущества, которое было бы поддержано теми финансовыми ресурсами, которые сейчас идут на поддержку «сильного» доллара. У этой позиции был только один радикальный недостаток - она автоматически приводила бы к банкротству и разрушению системы международного финансового управления, контролирующейся инвестиционными банками Уолл-стрита: МеррилЛинч, Голдман анд Закс и другими.
Вес и возможности этих финансовых институтов достаточно велики для того, чтобы финансировать альтернативную группу в окружении Буша-мл., которая требовала обязательного сохранения «сильного» доллара и поиска выхода из кризиса за счет ресурсов других стран и народов, путем резкого усиления американской гегемонии во всем мире.
Чем больше времени проходило, чем хуже становилась экономическая ситуация в САСШ, тем яснее становилось для крупных руководителей этой страны, что монетарные методы для стимулирования экономики не работают, а масштабы государственной поддержки экономики должны быть увеличены. В качестве внешнего источника, который мог бы компенсировать американские проблемы, были выбраны страны Персидского залива. Снижение нефтяных цен до уровня 12-14 долларов за баррель привело бы к уменьшению издержек американской экономики примерно на требуемые 200 миллиардов долларов в месяц. Началась планомерная и последовательная подготовка к этой операции, которая включала в себя и «демонизацию» Ирака, Саддама Хусейна и реально несуществующего у него атомного оружия, и «выход» для САСШ к альтернативным источникам нефти, и массовая пропагандистская кампания, «прикрывающая» реальные цели САСШ в отношении нефтяных цен. Эта кампания прошла успешно – подавляющая часть населения САСШ сегодня искренне уверена, что Саддам Хусейн обладает ядерным оружием и представляет для нее реальную опасность. В рамках этих же мероприятий финансируется оппозиция законному президенту Венесуэлы У.Чавесу - последовательному стороннику высоких цен на нефть.

Команда «изоляционистов» в окружении Буша-мл. достаточно долго пыталась остановить эту агрессивную вакханалию, поскольку она приводила к серьезному ухудшению отношения к САСШ во всем мире. Но, главное, Л.Линдсей и П.О'Нил отдавали себе отчет в том, что сохранить «сильный» доллар все равно будет невозможно. И поэтому планы «ястребов» в чистом виде обречены на неудачу. При этом если для «изоляционистов» главной целью все-таки было восстановление экономического роста в стране, то «ястребы» все более и более становились заложниками одной из своих частных задач: любой ценой сохранить уолл-стритовские банки.
Параллельно со всеми упомянутыми коллизиями руководитель ФРС А.Гринспен продолжал снижать учетную ставку. Однако теперь он делал это не для стимулирования экономики (бессмысленность этого действия поняли даже монетаристы из ФРС), а для того, чтобы максимально затянуть ту «паузу», во время которой администрация Буша-мл. имела возможность управлять ситуацией. По этой же причине осенью 2002 года денежные власти САСШ вновь начали активно поддерживать фондовый рынок.
Страны всего мира и, прежде всего, Персидского залива внимательно отслеживали ситуацию и (кто активно, а кто пассивно) боролись с гегемонистскими притязаниями САСШ. Борьба за принятие резолюции ООН по Ираку стала еще одним значимым событием года. Однако, по большому счету, все понимали, что поскольку реальные причины агрессивного поведения САСШ носят чисто экономический характер, то удержать их от удара по Ираку политическими способами невозможно. Тем более невозможно сделать это средствами силовыми. И страны Персидского залива, в первую очередь Саудовская Аравия, которая почти наверняка стала бы второй целью американской агрессии, стали искать другие формы борьбы. И придумали, разумеется.
Поскольку главной целью САСШ в регионе является не борьба с С.Хусейном и, тем более, с его мифическим оружием, а контроль за доходами от продажи нефти (пойдут ли они арабским шейхам или на восстановление американской экономики), то и борьба против американской агрессии должна быть направлена, прежде всего, на недопущения снижения нефтяных цен! И осенью 2002 года все чаще террористические организации стали угрожать взрывами нефтепроводов и нефтеперегонных заводов, в Арабском море был взорван французский супертанкер. И всему миру стало понятно, что даже если американские войска победным маршем пройдут по всем берегам Персидского залива, то это не поможет снизить цены на нефть, поскольку охрана каждого погонного метра всех нефтепроводов, конвоирование танкеров и защита от террористических актов собственной инфраструктуры нефтяной промышленности тяжким грузом ляжет на себестоимость нефти.
В САСШ это поняли в конце осени 2002 года. Поняли одновременно с осознанием того факта, что удержать «сильный» доллар не удастся. И выводы из этого понимания последовали незамедлительно.

Прежде всего, всполошились уолл-стритовские банки. Девальвация доллара для них смерти подобна, поскольку основные свои доходы они получают от контроля над мировыми рынками финансовых фьючерсов. Рынками, которые существуют лишь постольку, поскольку существует доллар как единая мера стоимости. Фактически, в настоящее время речь идет о повторении феномена XVI века, когда золото, завезенное в Европу из Нового Света вызвало такую инфляцию (фактически, обесценение золота, как товара, относительно золота, как единой меры стоимости), что была полностью разрушена экономическая система феодального натурального хозяйства, до той поры благополучно просуществовавшая много столетий.
В наше время разрушение мировых финансовых рынков настолько уменьшит общие обороты инвестиционных гигантов Уолл-стрита, что всерьез станет вопрос о том, смогут ли они обеспечить выполнение своих обязательств. Единственный, кто сможет им помочь - это американское государство, его бюджет, его казначейство, его печатный станок. И они обратились к президенту Бушу-мл. с предложением, от которого он не смог отказаться. П.О'Нил, человек авторитетный и сильный, могущий противодействовать давлению со стороны финансовой элиты САСШ, был отправлен в отставку, как и Л.Линдсей, по всей видимости, единственный человек в Вашингтоне, понимающий структурные причины кризиса. Люди, которые спасли Буша-мл. после 11 сентября 2001 года оказались не нужны. На место О'Нила был поставлен человек значительно менее авторитетный, который вряд ли посмеет противоречить «линии партии», о чем он уже, впрочем, публично заявлял. А на место советника Буша-мл. был просто поставлен представитель Голдман и Закс.
Одновременно, резко затихла в САСШ антисаудовская риторика. Если добиться снижения нефтяных цен не удастся, то операция в Саудовской Аравии (оккупация нефтяных полей ли, свержение режима Саудитов ли, или какой иной вариант), чрезвычайно рискованная, становится лишней.
Еще одним принципиальным событием года стало подписание в декабре президентом Бушем-мл. закона о создании в САСШ министерства национальной безопасности - прямого аналога ВЧК-ОГПУ-НКВД СССР или РСХА-гестапо. Создание такого монстра с чрезвычайными полномочиями по части контроля за частной жизнью граждан (прослушивание, перлюстрация, тайное наблюдение и т.п. без каких-либо санкций со стороны суда) абсолютно нерационально с точки зрения современной ситуации. Но с учетом девальвации доллара, которое вызовет резкое падение уровня жизни всего среднего класса, опоры американского общества? В 2002 году четко обозначился путь американского общества к тоталиторизму.

Сложившиеся тенденции.

А что будет дальше? Поскольку Л.Линдсей был уволен, разработки экономической стратегии полностью перешли к известному монетаристу и консерватору (читай: либералу) А.Гринспену. Его речи и речи его заместителей в ноябре-декабре однозначно показывают, какой план он подготовил всему миру на 2003 год. В соответствии с представлениями Гринспена, в настоящее время основной угрозой для американской экономики является депрессионная дефляция по японскому образцу. Для стимулирования экономики в такой ситуации достаточно, по его мнению, увеличить денежную массу, в частности, путем прямой денежной эмиссии за счет выкупа государственных облигаций казначейства САСШ. Поскольку предотвратить девальвацию доллара в настоящее время невозможно, то ее нужно провести в начале года. Это даст серьезный стимул к развитию высокотехнологическим экспортным секторам американской экономики. Для того, чтобы падение доллара не продолжалось, необходимо его «привязать» к некоторым «вечным» активам.

Отступление. В середине 90-х годов для России «вечным» активом был доллар, а «привязка» («номинальный якорь» в терминологии российский монетаристов) осуществлялась за счет введения валютного коридора. Американские экономисты за эти 7 лет недалеко ушли вперед, настолько сегодняшние идеи Гринспена напоминают аналогичные идеи американских советников российских монетаристов. Может быть не случайно, именно уолл-стритовские банки составляли подавляющую основу нерезидентов на рынке ГКО?
Единственной вечной ценностью для доллара на сегодня может стать золото. И Гринспен 19 декабря говорит о том, что в те времена, когда доллар был привязан к золоту, было много хорошего. Действительно, привязка обесценившегося (на 30, 40, а то и 50%) доллара к золоту позволит «убить массу зайцев». Во-первых, его падение будет остановлено.
Во-вторых, можно будет, по аналогии с Ф.Рузвельтом, провести конфискационную золотую реформу, то есть принудительно обменять частное золото, хранящееся на территории САСШ на доллары по фиксированному курсу. Это позволит резко увеличить золотые запасы САСШ (существенно уменьшившиеся за последние годы), увеличить денежную массу по плану Гринспена. Вообще, подробные материалы по золоту можно посмотреть, например, в статье А.Кобякова в сентябрьском номере «Русского предпринимателя» (http://www.ruspred.ru/arh/05/17.htm), или его же материалы, подписанные какой-то другой фамилией в более позднем «Эксперте».
В-третьих, поскольку доллар станет в условиях серьезного кризиса мировых фьючерсных рынков, единственной мировой валютой, привязанной к золоту (на территории Европы золота мало), есть серьезный шанс сохранить его в качестве единой меры стоимости. Это позволит САСШ не только спасти уолл-стритовские банки, кратковременный кризис которых может быть преодолен за счет бюджетных средств, но и, проводя политику выборочной поддержки иностранных финансовых институтов, еще более усилить свою мировую гегемонию.
В-четвертых, после такой привязки казначейство САСШ сможет активно увеличить продажу своих облигаций, что позволит перейти к экономической политике времен Рейгана, то есть поднять учетные ставки с целью привлечения мирового капитала и стимулировать собственную экономику за счет бюджетных средств. При этом финансовые рынки САСШ вновь станут самыми доходными в мире, и модель Ф.Рузвельта будет восстановлена. Рост цен на золото последние недели 2002 года не может быть вызван активностью розничных покупателей – соответствующей инфраструктуры не существует. Скорее всего, это уолл-стритовские банки пытаются откупить обратно свои обязательства по продаже золота по низким ценам, сделанные в рамках долгосрочных программ по его лизингу.
Все эти действия, естественно, не вызовут в мире бури восторга. И поэтому их следует согласовать по времени с операцией в Ираке, которая должна стать иллюстрацией того, что может военная мощь САСШ. А для того, чтобы не случилось конфуза, необходимо как можно дороже продать Саудовской Аравии отказ от разрушения ее правящего режима. Например, предложив Саудитам стать посредниками между С.Хусейном и САСШ примерно по такой схеме: Хусейну сохраняют жизнь (тайно, разумеется), а его детям - нажитые капиталы, в обмен на участие в инсценировке блестящего и эффективного разгрома Ирака.

Возможны некоторые варианты, но разгром должен быть максимально быстрый и качественный. С полным сохранением всей нефтяной инфраструктуры, разумеется.

Пессимистический прогноз.

Если перейти к прогнозной части, то в наиболее мрачном виде выглядит она примерно следующим образом. Первые недели года, а быть может и до конца февраля, идет девальвация доллара (уже начавшаяся). По моим оценкам, где-то на 30-40%. В конце этого периода начинается агрессия в Персидском заливе, которая на несколько дней резко повысит цены на нефть, с одновременным ускорением падения доллара. Если эти события пойдут в плановом русле (то есть девальвация будет не слишком быстрая и в Ираке не произойдут неожиданности), то сразу после этого президент Буш-мл. объявит о «привязке» доллара к золоту и проведению соответствующей конфискационной операции. Не исключено, что одновременно будет произведена реформа долларового обращения: будут введены «розовые» доллары и ограничен обмен «старых» долларов на новые.

Пессимистический прогноз. Россия.

Для нашей страны эти события, даже не в самом полном масштабе, станут катастрофой. Правительство проигнорировало предупреждения ряда экспертов о необходимости создания инфраструктуры по обмену наличных долларов для населения: на евро, золото, или другие активы. В результате банковская система будет парализована и, скорее всего, вообще откажется от операций по покупке наличных долларов. Обесценение накоплений населения, как и в предыдущие разы, вызовет резкий спад внутреннего спроса. Российские предприятия сократят платежи в бюджет. Девальвация доллара приведет к снижению эффективности экспорта и увеличению импорта. Поскольку мировой спрос после девальвации доллара уменьшится (возможно, значительно), то для иностранных компаний вопрос о сохранении рынков сбыта приобретет первоочередное значение. Иными словами, Россию завалят импортными товарами по демпинговым ценам, которые удовлетворят оставшийся спрос.
В отличие от ситуации 1998 года, эти проблемы не будут скомпенсированы за счет роста эффективности экспорта и начинающегося в стране экономического роста. Сократившийся мировой спрос не даст возможности российскому сырьевому экспорту захватить новые рынки, кроме того, проблемы мировых фьючерсных рынков приведут к усилению протекционистских барьеров. Рост внутри страны будет блокирован демпингом импортеров, который облегчится в связи с ростом курса рубля относительно доллара. Практически полное отсутствие золота в стране и контроль иностранных компаний за его добычей не позволит России воспользоваться экономическими проблемами других стран. Резкое сокращение бюджетных платежей (как со стороны производителей, ориентированных на внутренний рынок, так и со стороны экспортеров и импортеров) вызовет коллапс федерального бюджета с резким обострением отношений с регионами, и без того напряженными. Особенно серьезно это скажется на регионах Дальнего Востока, поскольку Китай меньше всего пострадает от происходящих экономических проблем. С учетом того, что именно Китай, по всей видимости, был одним из самых серьезных покупателей золота на мировых рынках в последние годы, его относительный вес в мировой экономике резко вырастет, а внешняя экспансия получит дополнительный толчок.

Резкое сокращение доходности всех рынков, включая экспортно-импортные, приведет к существенному перераспределению финансовых потоков, что автоматически влечет за собой мощнейшие войны на политическом «Олимпе». Все олигархические кланы и, что самое интересное, различные группы внутри до сих пор единых кланов, вступят в смертельную схватку за сокращающиеся ресурсы. А поскольку Президент Путин за три года своего нахождения у власти не смог хоть в какой-то мере реанимировать систему государственной власти в стране, то он будет в лучшем случае молчаливым наблюдателем за этой схваткой, которая и определит, в частности, кто станет новым президентом России.
Что касается коммерческих структур, что олигархических, что обычных, то они выживут или чисто случайно (одна из 10), либо за счет того, что сумеют очень тщательно подготовиться к предстоящим событиям.

Пессимистический прогноз. САСШ.

Но самое интересное состоит в том, что своей основной цели на этом пути САСШ не достигнут. Вопрос о том, хватит ли их бюджетных ресурсов для спасения Голдман и Закс и других уолл-стритовских банков - вопрос открытый. С учетом серьезных социальных проблем в этой стране, связанных с резким паденим уровня жизни из-за девальвации доллара и последующим неминуемым обрушением последнего финансового «пузыря», основанного на ценах на недвижимость (сравни с Японией), программа спасения этих банков может и не пройти.
Но стимулировать американскую экономику не получится и без учета этого негативного фактора. Президенту Ф.Рузвельту понадобилось почти 10 лет для реализации своей программы, которую он начал почти через 4 года после начала Великой депрессии (напомним, что Ф.Рузвельт приступил к выполнению своих президентских обязанностей в январе 1933 года, а кризис в САСШ начался в октябре 1929 г.). То есть все структурные диспропорции, которые в американской экономике конца 20-х годов предыдущего века были на порядок меньше, чем сейчас, были к моменту начала его программы уже ликвидированы. А президент-республиканец Г.Гувер поплатился за эти процессы, на 20 лет лишив свою партию возможности занять высший пост в американском государстве.
До тех пор, пока существующие в настоящее время структурные диспропорции не будут ликвидированы, экономического роста в САСШ быть не может, поскольку «умирающие» отрасли проникли практически во все сферы американской экономики. Доля этих отраслей составляла к концу XX века никак не меньше 20% всей экономики этой страны, но как она изменилась по итогам государственной поддержки последнего времени пока непонятно. Соответствующие межотраслевые балансы будут подготовлены только через несколько лет, да и непонятно, насколько им можно доверять в деталях, поскольку степень неадекватности американской экономической статистики достигла в последнее время потрясающих размеров. На сегодня понятно только, что пока ВВП САСШ не сократиться на 20-25%, никакого роста быть не может!

Но такой сценарий означает, что Дж.Буш-мл. повторит судьбу Г.Гувера! Этого он (и его партия) допустить никак не могут, а значит, начало структурной перестройки будет откладываться до «после выборов». Что это означает с чисто экономической точки зрения? Что после девальвации доллара и привязки его к золоту, негативные процессы в американской экономике будут продолжаться. Несколько месяцев после этого события необходимо подождать для того, чтобы «схлынула пена». В этот период денежные власти САСШ будут манипулировать своими финансовыми ресурсами (включая эмиссионные) для того, чтобы спасти наиболее близкие к ним финансовые институты, списать на заведомых банкротов свои наименее приятные обязательства, улаживать с использованием всей своей военной мощи международные проблемы и т.д. Кроме того, придется довольно много усилий потратить на внутренние социальные проблемы, в частности, спасение государственной системы ипотечного кредитования. Опыт России 1998 года показывает, что на все это уходит не меньше 3-5 месяцев. У нас, правда, проблем было не так много, но и ресурсы САСШ с нашими сравнить никак нельзя.
Но в России в начале 1999 года начался быстрый экономический рост. А в САСШ, где-то к середине следующего, 2003 года, станет понятно, что роста - нет! И уже во второй половине года страна встанет перед ситуаций, аналогичной началу 1970-х годов: необходимо будет либо самостоятельно девальвировать доллар (то есть уменьшить его золотое содержание), либо вообще отказываться от золотого стандарта. Мировой кризис совершит очередной виток.

Заключение.

Делать прогноз на конец следующего года я уже не решаюсь. Не очень понятно, рискнут ли американские власти реализовать описанную программу в полном масштабе: очень страшно. С другой стороны, она уже практически заявлена, а каких-то других вариантов вообще не видно. «Точка возврата» уже пройдена, где-то в конце 2000 - начале 2001 г. Теперь без глобальной катастрофы провести структурную перестройку экономики не получится. Да и Буш-мл. готов пойти на такой сценарий только после того, как выиграет следующие президентские выборы. Вообще, в сложившейся ситуации говорить о последствиях очень сложно: для их оценки необходимо знать не только какие действия будут предприниматься, но и когда они начнутся, и с какой скоростью и последовательностью будут осуществляться. Поскольку окончательное решение будет принимать Буш-мл., который вряд ли разбирается для чего и почему необходимо принимать то или иное решение и поскольку люди в его нынешнем окружении думают, скорее, об интересах МеррилЛинч и Голдман и Закс, чем об интересах государства, делать прогнозы в такой ситуации - достаточно неблагодарное занятие.

30 декабря 2002
Хазин Михаил Леонидович


Оцените статью