ЛУЧШЕ ДЕФОЛТ БЕЗ МУЧЕНИЙ, ЧЕМ РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ БЕЗ КОНЦА-2

Экономика

16.10.2015 07:23

Дмитрий Джангиров

229

Продолжение дискуссии по поводу того, является ли дефолт альтернативой реструктуризации украинского долга

Написанная два месяца назад (18 августа) статья «Лучше дефолт без мучений, чем реструктуризация без конца» вызвала бурные дебаты читателей «Капитала», вплоть до традиционных проклятий в адрес автора за подыгрывание врагам Украины в лице Кремля с его хитроумными (и, в то же время, очевидными любому патриотически настроенному пользователю Интернета) антиукраинскими планами.

Патриотическую позицию, очевидно, разделяет и премьер-министр Арсений Яценюк, который 27 августа, после достижения предварительного согласия Специального комитета кредиторов на реструктуризацию, заявил, что «ожидаемый нашими врагами дефолт не состоится». Видимо, эти самые враги не очень долго горевали, потому как уже 22 сентября Минфин объявил о начале реструктуризации внешнего долга и приостановке всех платежей по евробондам, выпадающих между 23 сентября и 1 декабря.

Читайте также: Общий госдолг Украины вырос до $71 млрд

Впрочем, не будем придираться к словам и, вопреки мнению международных рейтинговых агентств, заявляющих о «выборочном дефолте», согласимся с официальной версией, что это — только реструктуризация, и не более того.

Первый вопрос — насколько выгодна была эта реструктуризация, закрепленная соглашениями от 14 октября с держателями 13 выпусков еврооблигаций/евробондов? При ответе возможны различные подходы; мы применим один, но наиболее характерный. 27 августа, на следующий день после объявления о достижении предварительных договоренностей между Украиной и Специальным комитетом кредиторов, украинские евробонды дали рекордный прирост цены: бумаги со сроком обращения до июля 2017 года выросли в цене на 16% до 64,5 цента за $1 номинала, со сроком погашения в апреле 2023 года — на 10,5% до 60,14 цента за $1 номинала.

Мировые финансовые рынки (со всеми поправками на их «спекулятивность») четко продемонстрировали выгодность реструктуризации для держателей украинских еврооблигаций/евробондов т.е., для кредиторов. Или, иными словами, финансовые рынки накануне соглашения ожидали более жестких условий реструктуризации, нежели объявленные.

Читайте также: Минфин уговорил держателей «коротких» бондов на реструктуризацию

Понятно, что ситуацию с реструктуризацией нужно рассматривать в четырехугольнике кредиторы — экономика — Кабмин — МВФ с весьма непростыми отношениями внутри него, особенно по линии экономика — Кабмин. В этом смысле, вполне возможно, что в рамках пары кредиторы — Кабмин соглашение является взаимовыгодным.

Но, неизбежен второй вопрос — потянет ли эту реструктуризацию украинская экономика? Ответ на него, defacto, дала глава Минфина Наталья Яресько, заявившая 17 сентября с трибуны ВР, что Украина способна будет обслуживать свои обязательства по государственным деривативам, если реальный рост ВВП страны будет превышать 4-6% в год.

Тут самое время напомнить, что прогноз МВФ в рамках программы кредитования предсказывает до 2027 года средний рост украинского ВВП в 3% в год. Т.е., обслуживать долговые обязательства даже после нынешней реструктуризации Украина сможет при условии экономического роста, превышающего прогноз МВФ.

Читайте также: Украина может погасить российский долг в декабре, — замглавы НБУ

В противном же случае нас ждет аргентинско-греческий долговой сценарий. Нет, это не предупреждение автора, это предсказание Натальи Яресько, которая в том же выступлении перед парламентариями 17 сентября заявила, что в случае ухудшения ситуации «Украина всегда имеет возможность, как любой должник, снова провести реструктуризацию долгов. Вы видите, что с Грецией было недавно: ни один раз, ни два так делают».

Что можно добавить к столь авторитетному мнению импортного специалиста? Только факт резкого недовольства миссии МВФ выполнением Киевом условий кредитной программы и ухудшение прогноза падения ВВП. Фонд теперь предусматривает по итогам 2015 года падение ВВП на 11% (вместо ранее прогнозированных 9%), Нацбанк — на 11,6% (ранее — 9,5%).

Исходя из вышеизложенного, автор готов утверждать, что первый удобный случай для реального дефолта Украина упустила, расплатившись за короткую оттяжку одиозными бумагами «восстановления стоимости» (20-летние бумаги восстановления стоимости (value recovery instruments, VRI). Если экономика будет расти до 3% в год, выплаты по этим бумагам нулевые, от 3% до 4% — 15% от процента прироста ВВП, превышающего 3%, а свыше 4% роста — 40% стоимости от каждого процента роста. Эти условия начнут действовать после того как ВВП Украины достигнет отметки в $125,4 млрд.) Разумеется, имеется и диаметрально противоположный подход к проблеме, которому следует г-жа Яресько, призвавшая в интервью FinancialTimesот 9 октября США и ЕС удвоить финансовую «помощь» Украине, что означает просьбу о выделении дополнительных $7.5 млрд...

Читайте также: Все кредиторы приняли решение о списании долгов Украины на сумму $3 млрд, — Яценюк

P.S. Вопрос долга по российским еврооблигациям автор сознательно оставил за скобками: крайне маловероятное согласие РФ на реструктуризацию на общих основаниях никак принципиально не улучшает ситуацию.

 

Сcылка >>


Оцените статью