Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




О том как всё устроено

Создатели против Производителей: о креативном потенциале 3D принтинга

Экономика

02.09.2015 17:05  

Сергей Толкачев [staroga]

174

Новая индустриальная парадигма аддитивного производства принесет с собой революционные изменения в классовой структуре общества. Появление новых «электронных ремесленников», заменяющих нынешнюю громоздкую индустриальную империю массового производства и изощренную систему разделения труда, уже реальность.

Создатели против Производителей: о креативном потенциале 3D принтинга

Помимо грандиозных возможностей промышленного применения гораздо более драматические перспективы обещает развитие креативного потенциала 3D технологий. Подобно тому, как интернет вооружил всех жителей земли «цифровым арсеналом» - социальные сети, личные странички в интернете, «облачные» хранилища информации, и пр. – наступающая эпоха 3D технологий взывает к жизни целое сообщество «создателей», готовых привнести в повседневную жизнь свои задумки в процессе производства реальных физических благ.

Теперь изобретатели и предприниматели не должны идти на поклон к крупным компаниям для того чтобы реализовать свои идеи. Понятие «фабрики» меняется. Уходят в прошлое огромные дымные заводские цеха и металлические ангары.  Небольшие предприятия, способные разместиться в среднегабаритной городской квартире, выпускающие мелкосерийную продукцию, будут процветать в новом индустриальном мире.

Сообщество таких  неоиндустриальных предпринимателей (электронных ремесленников), овладевающих навыками «цифрового производства», получает простое, но емкое название – «создатели» (makers). В США формируется целое общественное движение «создателей», которое определяется Крисом Андерсоном, автором книги «Создатели: новая индустриальная революция»[1] по трем критериям:

  • Люди, использующие цифровые технологии для того чтобы проектировать и размножать новые продукты;
  • Делящиеся своими разработками в он-лайн сообществах;
  • Использующие стандартные форматы файлов, которые могут быть присланы коммерческим фирмам в сфере производственного сервиса.

О значимости и массовости движения «создателей» говорят следующие факты:

  • В настоящее время 135 млн. граждан США или 57 % взрослого населения занимаются созданием новых продуктов;
  • В 2013 году  венчурные капиталисты инвестировали 848 млн. долл. в стартапы по производству оборудования;
  • 3 млн. чел. заложили имущества более чем на 480 млн. долл. на крауд-сорсинговые проекты;
  • К 2025 году финансирование крауд-сорсинговых проектов может достигнуть 93 млрд. долл.;
  • В 2014 году молодая возникающая отрасль производства дронов невоенного назначения, возглавляемая такой компанией из числа «создателей» как 3D Robotics, уже стоила 2,5 млрд. долл. в глобальном масштабе;
  • 2 из 3 новых рабочих мест в сфере малого бизнеса создается за счет движения «создателей». [2]

Разумеется, между создателями и производителями сохраняются фундаментальные отличия в плане капитала и производственных навыков. В отличие от сферы интернет-предпринимательства, которая не содержит практически никаких барьеров входа, производство, даже в незначительных объемах, чрезвычайно дорогое и сложное предприятие. Если создатели могут обладать рецептами новых продуктов, то производители продолжают обладать средствами производства и знаниями, заставляющими их работать. Пока всемогущий «эффект масштаба» сохраняет свои доминирующие позиции. Однако «аддитивное замещение» субтрактивных технологий, нарастание культуры индивидуализированных потребностей, удовлетворяемых «электронными ремесленниками» будут постепенно подтачивать империю массового производства.

Чрезвычайно важно, что распространение 3-D технологий будет обеспечиваться гигантским потенциалом положительных внешних эффектов, заложенных в эту производственную парадигму. Подобно тому как современные социальные интернет-сети мультиплицируют полезный эффект каждого отдельного пользователя за счет присоединения других пользователей, так и применение 3-D принтеров отдельными производителями будет обладать растущей отдачей по мере присоединения новых акторов к сообществу дизайнеров-маркетологов и производителей. Разрастание данной сети будет неизбежно, поскольку выявляемые выгоды в виде сокращение времени поставки продукта с месяцев и дней до буквально минут, повысят производительность труда на порядок и обесценят традиционную «субтрактивную» систему поставок.  Более важно, что новая сеть позволит объединить ресурсы дизайнеров по всему миру и сможет поставлять наилучшие дизайнерские решения прямо к «вашему порогу или непосредственно на ваш стол». 3-D технологии обладают наиболее прорывным потенциалом для будущих бизнес-моделей в обрабатывающей промышленности за счет формирования и разрастания программных платформ, которые будут координировать 3D экосистемы.

 


[1] Chris Anderson. Makers: the New Industrial Revolution. NY, Crown Business, 2012

[2] The Maker Movement: Our Future Economy (An Infographic). [Электронный ресурс] URL: https://www.thegrommet.com/blog/the-maker-movement-infographic/

 


Оцените статью