Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




О том как всё устроено

К распилу на металлолом Харьковского ТЗ   9

Экономика

29.12.2016 08:51  

Редакция Aurora.network

265

К распилу на металлолом Харьковского ТЗ

Вчера стало известно, что первые два цеха Харьковского тракторного завода, чугунолитейный и сталелитейный, начали резать на металлолом.

«Уже начали резать чугунолитейный и сталелитейный цеха. С чугунолитейного цеха формы вывозят. Насколько мне известно, везут их в Смелу в Черкасскую область. Нам никто ничего не объясняет, конечно. Режут весь день. Просто уничтожают все, превращая в металлолом», - приводят украинские СМИ слова одного из сотрудников завода. Причем, по его словам, на этом работы по уничтожению мощностей завода не остановятся, и теперь на очереди цех, где собирались заказы для оборонного сектора Украины.

Кратко и википедийно напомним: Строить этот индустриальный гигант молодая тогда еще советская республика начала в апреле 1930 года. К 1 мая следующего, 1931 года запустила производство в первом (инструментальном) корпусе. Осенью того же года завод, насчитывающий уже двенадцать цехов, был торжественно открыт.

Завод не обманул ожидания стремительно механизирующейся страны. В 1935 году с его конвейера сошел стотысячный трактор: сельское хозяйство, укрупнившееся в результате коллективизации, требовало все больше и больше «стальных коней».

Требовала их и армия. Естественно, новый советский индустриальный гигант, как и нынешний «Уралвагонзавод», выпускал далеко не только трактора. После начала Великой Отечественной войны, что вполне естественно, Харьковский тракторный вообще сосредоточился почти исключительно на производстве военной продукции.

По приближении линии фронта сверхценное производство было эвакуировано сначала в Сталинград, а потом и вовсе на Алтай. Где на его базе возник Алтайский тракторный завод (в «нулевые», правда, обанкроченный, но сейчас вновь оживающий под названием «Алтай-трактор». И даже запустивший выпуск новых моделей, в частности уже оцененного рынком гусеничного трактора «Алтай-130» третьего тягового класса с бульдозерной навеской). Впрочем, мы отвлеклись.

Сразу же после освобождения города, в августе 1943-го, началось восстановление разрушенных в период оккупации зданий завода, а в конце 1944 года завод выпустил первую продукцию. В 1962 году ХТЗ выпустил свой миллионный, а 16 апреля 1982 года и свой двухмиллионный трактор. К 1986 году харьковские тракторостроители поставляли свою гражданскую продукцию в тридцать шесть стран мира.

После перестройки в обстановке новой Украины заводу пришлось, разумеется, довольно непросто. Он несколько раз менял собственников, несколько раз приостанавливал производство. Но не просто выживал: даже в недавнем 2014-м году ХТЗ стал единственным промышленным предприятием Украины, завершившим год с прибылью.

...Сейчас украинские СМИ, что естественно, обвиняют в случившемся с заводом Россию. Точнее, стоящих за нынешним владельцем ХТЗ, украинским олигархом Александром Ярославским, его «русских партнеров»: представителя ОАО «Русские машины» Зигфрида Вольфа и непосредственно Олега Дерипаску.

На самом деле, предположим, всё куда проще и грубей: стремительно растущие российские рынки сбыта продукции сельскохозяйственного машиностроения, куда ХТЗ был интегрирован, Украина закрыла себе сама по политическим соображениям. В России завершается процесс импортозамещения. Европейские рынки для продукции подобного рода с Украины в принципе по факту закрыты, с третьим миром тоже не ладится.

А главное - следует признать, что ликвидация последствий советской индустриализации является органической составной частью декоммунизации.

Мы неоднократно писали о том, что комплекс идейных представлений, взятых на вооружение современным украинским обществом и в особенности элитой - не предусматривает сохранения, в сколь бы то ни было изменённом виде, индустриального характера украинской экономики. Строго говоря, индустриальный характер она приобрела в период хоть и не признаваемой, но единственно успешной украинской государственности - в виде УССР в составе Советского Союза.

Государственность же нынешняя изначально не мыслилась как успешная. Поскольку в принципе все пост-майданные события имеют целью так или иначе упрощение украинского уклада (вспомним пророческие слова вице-президента США об "аграрной сверхдержаве"), всё слишком сложное неизбежно покидает Украину.

В том числе и такая вещь как тракторы. Для того, чтобы быть аграрной державой, совершенно незачем иметь собственное производство аграрной техники (в Нигерии тоже не строят буровые установки).


Оцените статью