Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




В российские магазины - и желудки - поступил пластиковый рис из Китая

Очередные рецепты долголетия от дяди Лёши   16

Экономика

02.01.2017 07:18  

Редакция Aurora.network

594

Очередные рецепты долголетия от дяди Лёши

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ДОКЛАД ЦЕНТРА СТРАТЕГИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК

Полная версия

Под научной редакцией М. Э. Дмитриева
Авторский коллектив: С. А. Белановский, М. Э. Дмитриев, В. М. Комаров, М. О. Комин, В. А. Коцюбинский, А. В. Никольская

Предисловие
В настоящее время в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 апреля 2016 г. №207 и Распоряжением от 16 мая 2016 г. №122-рп рабочая группа Экономического совета при Президенте Российской Федерации по направлению «Приоритеты структурных реформ и устойчивый экономический рост» разрабатывает предложения по Стратегии развития Российской Федерации на 2018–2024 гг. и на перспективу до 2035 года. Данная работа проводится на базе Центра стратегических разработок совместно с министерствами и ведомствами (поручение Президента России от 18. 05. 2016 №Пр-972) с привлечением представителей субъектов Российской Федерации и экспертов по отдельным тематическим направлениям.
В целях подготовки новой долгосрочной стратегии Центром стратегических разработок были проанализированы результаты реализации Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года (далее — «Стратегия-2020»), майских указов Президента России (указы от 7 мая 2012 года), а также приоритетных национальных проектов («Здоровье», «Образование», «Жилье», «Развитие АПК»).
Анализ произведен на основе результатов 30 глубинных интервью, проведенных с крупнейшими экспертами России, а также на основе результатов непосредственного анкетирования экспертов — авторов Стратегии-2020.
Количественные оценки уровня реализации мероприятий Стратегии-2020 проводилась путем анкетирования экспертов, которым предлагалось оценить по интервальной шкале уровень выполнение каждого из мероприятий по соответствующим разделам. Методология анкетирования и расчета сводных показателей реализации обеспечивает сопоставимость оценок с результатами анализа «Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2010 года» (Стратегии-2010), разработанной ЦСР и представленной в Правительство Российской Федерации в 2000 году. Анализ реализации Стратегии-2010 был проведен ЦСР и опубликован в 2010 году . Данная публикация размещена на сайте ЦСР www. csr. ru.
Стоит отметить, что задача анализа последствий реализации мер или оценки правильности предложенных мер в данном исследовании не ставилась, основная цель доклада — выяснить степень выполнения мер и мероприятий, предложенных в ключевых стратегических документах, а также понять, почему какие-то меры выполняются в полной мере, а какие-то остаются на бумаге или выполняются формально.
Безусловно, представленный доклад представляет собой первую систематическую попытку погружения в эту проблематику. Для получения более верифицированных данных необходимо расширять выборку опрошенных экспертов, в том числе с целью учета и анализа всех конкурирующих в экспертной среде точек зрения и подходов.

Алексей Кудрин: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ УРОКИ

«ЧТО БУДЕТ ОТЛИЧАТЬ новую программу от предыдущих стратегических документов и почему на этот раз получится лучше?» — таков один из наиболее популярных вопросов, адресуемых сегодня Центру стратегических разработок. На самом деле, это один из первых вопросов, которые и я сам себе задал, когда президент поручил нам подготовку нового стратегического документа. Прежде чем окунаться с головой в работу, стоит со стороны посмотреть на масштаб задачи, оценить опыт тех, кто пытался ее решить до тебя. Одним из инструментов извлечения необходимых уроков из предшествующего опыта и стало инициированное нами исследование, результаты которого вы держите в руках. Кроме итоговых выводов коллектива, проводившего исследование под руководством Михаила Дмитриева, на страницах отчета есть и авторские мнения с рекомендациями по подготовке новой стратегии от Вадима Волкова, Ивана Бортника и Виктора Полтеровича. Я разделяю не все выводы и точки зрения, но рад, что этот доклад уже на этапе подготовки стал площадкой для дискуссии. Отмечу также, что оценивать выполнение Стратегии-2020, подготовленной в 2011 году и находящейся в фокусе анализа, можно только условно, поскольку она так и не была утверждена и не является прямым руко
водством к действию, хотя и сыграла важную роль в консолидации предложений.
В то же время исследование не затронуло утвержденный стратегический документ — Концепцию долгосрочного развития до 2020 г. (КДР). Это обусловлено тем, что формально главный стратегический документ страны не стал настоящим ориентиром для правительства, устарев уже в момент принятия, когда мировой экономический кризис серьезно изменил внешние условия. Кстати, КДР до сих пор не отменена. Таков показательный пример отсутствия у нас механизма оперативного изменения стратегических документов верхнего уровня, хотя в быстроменяющемся современном мире умение адаптироваться к новым условиям является критически важным.
Параллельно КДР цели и задачи для административной системы задавались через национальные проекты, майские указы, среднесрочные программы правительства (основные направления деятельности и антикризисные планы) и посредством более чем 40 госпрограмм, результаты которых так и не стали предметом широкой дискуссии. Кроме того, согласно законодательству, в 2016 году должна была быть подготовлена Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период — до 2035 года, — но ее сдача перенесена на следующий год. Такое количество разноуровневых и разноформатных документов очевидно затрудняет органам власти любое планирование.
Один из важнейших уроков Стратегии-2010 — обязательность наличия эффективного механизма реализации документа внутри исполнительной власти. Напомню, что в начале 2000-х годов основной задачей было создание институциональных основ новой рыночной экономики, и во многом они действительно были созданы, но их потенциал ограничивался архаичной административной системой, явственно нуждавшейся в обновлении. Такая реформа была задумана, однако ее реализация «утонула» в нарастающем потоке нефтедолларов: потребность в этой и иных социально-экономических реформах снижалась тем быстрее, чем больше разрастался государственный бюджет. И уже кризис 2008-2009 годов показал, что наш экономический рост опирался на крайне неустойчивый фундамент.
Поэтому ключевой задачей Стратегии-2020 стало формирование целостного взгляда на то, каким образом наша страна может перейти к несырьевой модели экономики. Однако Стратегия так и не превратилась в нормативный документ, план работы правительства, оставшись, по сути, «декларацией о намерениях». В значительной степени это произошло из-за недостаточной вовлеченности представителей органов власти — тех, кому предстояло ее реализовывать, — в процесс разработки. Данный урок можно считать усвоенным: в деятельности ЦСР и рабочей группы Экономического совета при Президенте, которую я
возглавляю, активно участвуют руководители министерств и главы регионов.
Еще одним упущением Стратегии-2020 является ее избыточная сосредоточенность на экономической повестке — отчасти в ущерб неэкономическим институтам. Так, очевидно недостаточно внимания уделялось судебной системе — на наш взгляд, важнейшей для реализации любой программы развития. Поэтому в ЦСР разработке предложений по совершенствованию этих институтов посвящено целое направление.
Сегодня мы также уверены, что само восприятие и успешная реализация стратегии зависят от того, насколько гибко и быстро содержащиеся в ней решения можно адаптировать к изменяющимся условиям современного мира, социальным, экономическим и технологическим трендам. Разрабатываемая ЦСР Стратегия будет состоять из трех основных частей: во-первых, концептуального, общего видения будущего, траектории движения к поставленной цели, во-вторых, приоритетных, жестких решений, без точной и быстрой реализации которых любые другие изменения будут бесполезны, и, в-третьих, селективных программ — ответственность за их более глубокую разработку и итоговое исполнение будет возложена на разные уровни власти. Последний компонент будет обладать максимальной гибкостью и учитывать проблемы в конкретных отраслях экономики, ресурсы и возможности регионов, текущую повестку.
Тщательный анализ и учет сильных и слабых сторон работы наших предшественников станут важным фактором создания Стратегии развития России на 2018–2024 гг. и помогут в совместной с правительством работе над Стратегией-2035.»

Полная версия


Оцените статью