Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




О том как всё устроено

Пузырь современного искусства

Экономика

09.01.2014 12:07  

Михаил Хазин

301

Современное искусство сходит с ума по мере мощного роста предложения денег. Источник

18.12.2013

Современное искусство сходит с ума по мере мощного роста предложения денег.

Мы не хотим обсуждать художественные достоинства современного искусства, - лишь скажем, что ничего против него не имеем. Иными словами, нам нравится немало произведений современного искусства и в разных его сферах. Картины, скульптуры, литература, музыка – нам по сердцу очень многое. Конечно, мы не принимаем все подряд, а просто хотим сказать, что для нас искусство не закончилось когда-то в XIX столетии. Нам даже нравится довольно много современной «скрипучей» музыки, которую повсюду так презирают. Как говорится, de gustibus non est disputandum – о вкусах не спорят.

«Собака из воздушных шаров (оранжевая)», (Balloon Dog (Orange)), Джефф Кунс (Jeff Koons)

Однако мы, в отличие от многих любителей этого искусства, не верим, что государство должно его субсидировать. Мы также считаем неправильным заставлять посетителей концертов классической музыки слушать произведения Хельмута Лахенманна (Helmut Lachenmann), «размещая» их между Моцартом и Бетховеном, хотя нам самим они нравятся. Мы прекрасно понимаем, что большинство любителей Моцарта вероятно хлопают только из вежливости, прослушав такой вот ноктюрн.

Однако сейчас мы посмотрим на то, как инфляция предложения денег последних нескольких лет отразилась на ценах на современное искусство, которые становятся все более абсурдными. Первая волна рекордных цен проявилась в пузыре 2003-2008 гг, но те рекорды были побиты в последние несколько лет, особенно в скульптуре. Ниже мы приводим несколько примеров.

Первая волна пузыря (2005-2008)

Если вы скульптор, то вы настоящий победитель, если вас зовут Альберт Джиакометти (Alberto Giacometti). Независимо от этапа гигантского пузыря, в котором мы находимся, за ваши работы заплатят рекордные цены.

«Большая стоящая женщина II» (Grande femme debout II), Альберто Джиакометти – продана за $27.4 млн в 2008 году.

«Голова женщины, Дора Маар» (Tete de femme (Dora Maar), Пабло Пикассо (Pablo Picasso), -продана за $29.1 млн в 2007 году.

Цены на скульптуры действительно «соскочили с графиков» в фазе пузыря 2009-2013 гг. Картины обычно стоят еще дороже, и на ранних стадиях пузыря они будут стоить заметно дороже скульптур.

«Nr. 5, 1948», Джексон Поллок (Jackson Pollock), – продана за $140 млн в 2006 году.

«Женщина 3» (Woman 3), Виллем де Кунинг (Willem de Kooning), – продана за $137 млн в 2006 году.

«Дора Маар с котом» (Dora Maar au chat), Пабло Пикассо, - продана за $95 млн в 2006 году.

Несколько других работ Пикассо также были проданы по очень высоким ценам в этой стадии пузыря. Первой из них был «Мальчик с трубкой» (Garon la pipe), проданный за $104 млн в 2004 году.

«Супрематическая композиция» (Suprematist Composition), Казимир Малевич (Kazimir Malevich), -продана за $60 млн в 2008 году.

«Портрет Адели Блох-Бауэр I» (Portrait of Adele Bloch-Bauer I), Густав Климт (Gustav Klimt), продан за $135 млн в 2006 году и стал самой дорогой современной картиной, проданной в этой фазе пузыря. Кстати говоря, «Портрет Адели Блох-Бауэр II» был продан приблизительно за $88 млн в том же году.

Вторая волна пузыря (2009-2013)

Ситуация стала еще интереснее с началом второй волны пузыря, особенно в сфере современной скульптуры, где произошел мощный скачок цен. Множество картин также было продано по совершенно потрясающим ценам, но отличия от первой фазы не были такими уж огромными, с одним важным исключением, см. детали ниже. На этот раз Джиакометти действительно стал центром внимания.

Самой дорогой когда-либо проданной скульптурой стала одна из версий его «Идущего человека» (L'homme qui marche), - существует несколько версий большинства его скульптур. Несколько других скульптур Джиакометти также были проданы по рекордным ценам, включая две версии одной и той же работы, «Большая тонкая голова» (Grande Tete Mince), проданных в 2010 и 2013 гг по очень похожим ценам.

«Идущий человек», Джиакометти, - продан за $104 млн в 2010 году.

«Большая тонкая голова», Джиакометти, - продана в 2010 году за $53 млн, тогда как еще одна версия этой работы было продана в 2013 году за $50 млн. Она выглядит точно также как и первая, поэтому нет смысла ее здесь показывать.

«Голова» (Tete), Амедео Модильяни (Amedeo Modigliani), - продана в 2010 году за $52.6 млн.

«Собака из воздушных шаров (оранжевая)», продана за $58.4 млн в ноябре 2013 года.

Что касается «Собаки из воздушных шаров (оранжевой)», проданной за более чем $58 млн, мы можем только повторить: de gustibus non est disputandum – о вкусах не спорят.

Дальше идут несколько картин, проданных по очень высоким ценам довольно недавно. Мы уже упомянули «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» (Three Studies of Lucian Freud) — триптих Фрэнсиса Бэкона (Francis Bacon) в более ранней публикации. «Крик» Эдварда Мунка (Edvard Munch) – очень известная картина. Возможно менее известный факт в том, что существует очень много ее версий. Одна из «четырех самых важных версий» была продана с аукциона в 2012 году почти за $120 млн.

«Три наброска к портрету Люсьена Фрейда», Фрэнсис Бэкон, - продана за $142 млн в 2013 году.

Эта версия «Крика» Эдварда Мунка была продана за $119.9 млн в 2012 году.

Пабло Пикассо также вновь оказался курицей, несущей золотые яйца в текущей фазе пузыря, установив свежие рекорды в начале 2013 года.

«Сон» (Le Rve), Пабло Пикассо, - продан за великолепные $155 млн в марте 2013 года.

И наконец, Энди Ворхол (Andy Warhol) также продолжает привлекать большие деньги. Его картина (ниже) «Авария серебряной машины (Двойная катастрофа)» (Silver Car Crash (Double Disaster) была продана за $105 млн в 2013 году.

Вывод:

Последствия огромной денежной инфляции последних лет пока отражаются в основном на ценах на активы. Современное искусство привлекает очень многих инвесторов, поэтому создается впечатление, что на данном этапе оно стало действительно огромным пузырем. Произведения искусства уникальны, хотя современные работы уникальны лишь частично, так как во многих случаях существует множество их версий, как мы отметили ранее. Поэтому не существует надежного эталона, опираясь на который можно было бы сказать, что они переоценены. Отметим лишь, что сегодняшние цены во много раз превосходят цены не такого уж далекого прошлого.

Когда в 1987 году японская страховая компания купила картину ван Гога (van Gogh) «Ваза с пятнадцатью подсолнухами» (Vase with Fifteen Sunflowers) за $39.7 млн, весь был повергнут в шок из-за того, что такая огромная сумма была выплачена за одну картину. В то время на это смотрели как на один из симптомов японского пузыря 1980-х. Сегодня это смотрится как отличная инвестиция. Никто больше и глазом не моргнет, услышав, что произведение искусства продано за более чем $100 млн.

Так что если вы задаетесь вопросом относительно существования и роста инфляционного пузыря, то ответ очевиден – он есть. Мы, кстати, не упомянули картину Сезанна (Cezanne) «Игроки в карты». Она оказалась за гранью категории «современного» искусства, так как была написана в конце XIX века, а мы хотели включить работы только с начала XX века. Она была продана за более, чем $259 млн в 2011 году, тем самым став самой дорогой картиной в истории –по крайней мере на данный момент. Это, несомненно, великая картина, хотя мы можем назвать ряд работ, которые нам нравятся больше. Но $259 млн? Это уж слишком.

Сcылка >>


Оцените статью