Карен Шахназаров, кинорежиссер, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм», народный артист России
Парад на Красной площади и шествие «Бессмертного полка» не случайно породили настоящую истерику в среде наших западников
Мне кажется, это был какой-то эмоциональный срыв. Парад они ругали за то, что это была демонстрация военной мощи. Шествие им не понравилось, потому что во главе миллионов людей, вышедших на улицу с портретами своих родственников-фронтовиков, был Владимир Путин. Конечно, реакция «А баба-яга против» давно уже стала визитной карточкой наших западников, но такой истерики, какая случилась в этот раз, я, честно говоря, не ожидал. Видимо, когда Бог хочет наказать, он лишает разума…
Каждый год в День Победы наши западники недоумевают: «Зачем нужен парад? Зачем лишний раз демонстрировать свою военную мощь?» Для меня этого вопроса не существует: затем и нужен военный парад, чтобы быть не только неким символическим действом, но и демонстрацией мощи. Иначе действительно: зачем он? Парад – это всегда обозначение силы, демонстрация возможностей страны охранять свой суверенитет. Он для того, чтобы в мире учитывали эти возможности.
Мы никого не пугаем. Но должны сами себе отдавать отчет: России и Западу, видимо, суждено находиться в постоянном противостоянии. В этом нет ничего особенного, просто часто у нас разные интересы. Самое главное, чтобы это латентное противостояние не выливалось в военные действия, как это было и70 назад, в Великую Отечественную, и 100 лет назад, в Первую мировую, и еще раньше, во времена Наполеона или Крымской войны. К сожалению, примеров противостояния России и Запада, которое в конечном счете приводило к самым что ни на есть жестоким войнам, за последние 200 лет предостаточно. Фактически за этот период между нами возникло четыре крупных военных конфликта (а если считать иностранную интервенцию в годы Гражданской войны, то все пять). И из песни слов не выкинешь: каждый раз конфликт шел с запада на восток, а не наоборот. Поэтому понятны опасения Россиив отношении Запада, понятно желание государства продемонстрировать свою военную мощь…
Сильно неправы либералы, когда кричат на всех углах о том, что людей сгоняли на шествие «Бессмертного полка». Они просто ничего не понимают или не хотят понимать. Для меня же, как человека, который ходил на Красную площадь еще в советские времена, когда подобные мероприятия организовывались только по команде сверху, совершенно очевидно: такой порыв миллионов невозможноорганизовать. Даже Советский Союз не сумел бы подготовить такой акции.
«Бессмертный полк» произвел на меня очень большое впечатление. Думаю, никто не ожидал, что на улицах будет столько людей. Я могу ошибаться, но мне кажется, что такой национальный подъем во многом стал неожиданным и для нашей власти.
Вообще у меня ощущение, что на наших глазах, если хотите– в прямом эфире, произошло рождение новой российской нации. Ведь начиная с 1990-х годов,после распада СССР, в России, на мой взгляд, нации не было. Это было растерянное, дезориентированное, неуверенное в себе и разбитое невзгодами население. А 9 Мая 2015 года возникла подлинная общность российских людей. Можно смело сказать, что появилась новая российская нация.
В основе любой национальной идентичности лежит миф, национальная идея. И пусть слово «миф» никого не смущает: миф – это и есть то, на чем основывается нация.
Мне нравится, что в основе нашей национальной самоидентификациилежит Победа. Между прочим, это не всякой нации дано. Украинцы, например, сейчас пытаются построить свою национальную идентичность на основе поражения. Ведь Бандера и украинское националистическое движение в целом, деятели которого сегодня прославляются Киевом как герои, по итогам Второй мировой войны потерпели сокрушительное поражение. Мое глубокое убеждение: напрославлении движения, которое было разгромлено, нельзя создать нацию. Нацию можно создать лишь на основе победы. В этом смысле Россия абсолютно интуитивно пришла к той самой национальной идее, про которую четверть века все талдычили и которую все искали. Это идея Великого Подвига и Великой Победы.
Новый российский национальный миф существенно отличается от мифасоветского. В советском – герои Победы пали смертью храбрых. В новом российском мифе в День 9 Мая эти герои воскресли. Они прошли маршем «Бессмертного полка» по нашим улицам – и те, кто погиб на войне, и те, кто умер после нее, и те, кто сегодня жив. Лица тех, кого нет, слились с лицами живых: да, произошло воскресение. Это также, как в христианстве: одно дело – распятие, смерть; и совсем другое – воскресение из мертвых. Мне представляется, мы были свидетелями именно такой трансформации.
Кстати, вы заметили, что в этой истории гораздо больше оптимизма и меньше скорби, чем в советские времена?Понятно почему. Тогда были герои, которые пали. Сейчас это герои, которые вместе с нами навсегда.