На периферии монетарной политики происходит слияние между прощением долга и Современной денежной теорией (СДТ). Результат, вероятно, проявится, в какой-то момент 2016 года, и по сравнению с ним финансовое спасение банков и программа количественного смягчения (КС) прошлого десятилетия покажутся детскими шалостями.
28.12.2015
На периферии монетарной политики происходит слияние между прощением долга и Современной денежной теорией (СДТ). Результат, вероятно, проявится, в какой-то момент 2016 года, и по сравнению с ним финансовое спасение банков и программа количественного смягчения (КС) прошлого десятилетия покажутся детскими шалостями.
Сначала определим термины: долговой юбилей — библейская идея периодического прощения долгов — подразумевает создание массы новых денег правительством и передачу их должникам, либо через увеличение государственных расходов, либо прямую передачу в той или иной форме. Более современный термин для этого — «вертолётные деньги», подразумевающий способность центрального банка при необходимости просто сбрасывать вновь напечатанную финансовую помощь с летательного аппарата.
Современная монетарная теория утверждает, что в современном мире правительствам незачем занимать деньги и взимать налоги. Имея на вооружении бумажные валюты и неограниченную способность печатания денег, они могут просто сами себя финансировать, без необходимости взимать налоги с граждан или выпускать облигации.
Когда эти две идеи объединены, правительству предлагается ликвидировать избыточный долг через некоторую форму прощения, т. е. создав кучу денег и отдав их для погашения долгов получателями. Заёмщики расплатятся с долгами, кредиторы получат всё сполна, и после этого взаимозачёта начнётся новая денежная эра. Затем правительство отменяет налоги и начинает самофинансирование, печатая столько денег, сколько необходимо для всего, что нужно сделать.
Один из самых известных сторонников этой идеи — австралийский экономист Стивен Кин (Steven Keen), недавно он высказался об этом в программе Макса Кайзера (Max Keiser).
Конечно, это большое изменение, но оно позволит легко решить множество проблем и является привлекательным в мире, где использование заёмных средств достигло небывалых высот, и число управляемых стран быстро сокращается.
Первый пробный шаг к слиянию прощения и современной денежной теории сейчас обсуждается в Финляндии:
Финляндия рассматривает выдачу 800 евро в месяц каждому гражданину
Финляндия предпринимает новый подход к подъёму своей экономики в связи с рекордным уровнем безработицы. Страна вводит не облагаемую налогом выплату 800 евро ($868) в месяц своим гражданам, вместо сегодняшних выплат социальных пособий, детских пособий и государственных пенсий.
Предложение, которое разрабатывает финское Управление социального обеспечения, будет благоприятным для всех граждан, независимо от того, получают ли они какое-нибудь другое пособие. Окончательное предложение будет представлено лишь в ноябре 2016 года, сообщает
Quartz. Если оно будет одобрено, Финляндия станет первой страной, внедрившей всеобщий базовый доход. Выдача 800 евро в месяц каждому финну обойдётся довольно дорого. При населении страны 5.5 млн человек это будет стоить 52.8 млрд евро в год.
Пока план получает растущую поддержку. Обзор KELA показывает поддержку 69% населения. С 2012 года финская экономика с трудом преодолевает рецессию. Премьер-министр Юха Сипиля (Juha Sipilä) в интервью BBC сказал: «По-моему, базовый доход означает упрощение системы социального страхования».
Финляндия не единственная страна, где обсуждаются программы базового дохода. Швейцария проведёт референдум о предложении выплачивать в следующем году каждому гражданину примерно 2,500 швейцарских франков в месяц, а Нидерланды планируют в следующем году запустить пилотные проекты всеобщего дохода в некоторых городах.
Тем, кому эта идея пришлась по вкусу, следует вернуться к первой части этого поста, отметив фразу «…создавая столько денег, сколько необходимо для всего, что нужно сделать…» и прикинуть последствия.
Даже если новая денежная система начнётся с ограничения, скажем, расходной части ВВП, тот факт, что как расходы, так и ВВП измеряет правительство, делает номинальные пределы грустной шуткой. Чтобы в таком режиме получить более высокие расходы, правительству надо только подправить чёрный ящик, который выдаёт, например, показатель инфляции, используемый для преобразования номинального ВВП в реальный ВВП. Или оно может поиграть с условной рентой домовладельцам, предоставляющим свои дома, или с любым другим из десятка показателей роста и расходов.
И сами пределы, если только не будут внесены в пересмотренную Конституцию, будут подлежать принятию Конгрессом и значит, будут повышаться при каждой сварганенной «необходимости». Таким образом, самофинансируемое правительство может только безумно разрастаться, предоставляя все возможные льготы основным избирателям и пытаясь навязать свою волю соседям. Мы посадим чудовище в клетку, не понимая, что оно может открыть дверь, когда захочет.
Иначе говоря, если предоставление правительствам возможности печатать бумажную валюту вызвало только небольшие неприятности в системе с рынками облигаций и потолками долга, представьте себе, что будет, если они получат возможность расходовать столько, сколько они считают необходимым, без указания какого-либо внешнего предела.
На самом деле можете и не стараться представить себе это. Просто увидите через несколько лет.