Любой рейтинг и описание методики его получения являются пустым звуком. Когда рейтинги только появились, их делали серьезные люди с большой ответственностью. Именно поэтому к ним относились с уважением. Но довольно быстро многие сообразили, что подобные рейтинги могут быть инструментом давления — политического, административного, финансового,— и доверие к ним упало. Классическим образчиком таких манипуляций являются рейтинги успешности развивающихся экономик, которые составлялись в 1990-х годах. Тогда было очень много разных способов якобы подтверждения тезисов вашингтонского консенсуса. Например, чем независимее центральный банк, тем выше темпы экономического роста. Но для того, чтобы подтвердить этот тезис, который не имеет никакого отношения к реальности, представители либеральной общественности все время забывали включить в этот рейтинг Китай. Понять методику составления рейтинга коррумпированности регионов довольно сложно.
Одно дело, когда тысячи мелких чиновников берут по 100 рублей за то, что они быстро и в срок выполняют некоторую работу, и совсем другое, когда министр списывает миллиардные долги государству и берет за это 30% отката. Мне кажется, рейтинг Генпрокуратуры не отражает хоть сколько-нибудь реальную ситуацию. Скорее это инструменты, с помощью которых оказывается давление на конкретных людей. Губернатор Астраханской области добился того, что качество жизни в его регионе получше, чем во многих других регионах, и я склонен считать, что попадание области в лидеры рейтинга — попытка оказать на него давление. Не исключено, что кто-то хочет занять его место или подписать какой-то удобный контракт. По поводу других регионов ничего сказать не могу. Для этого нужно четко понимать, как этот рейтинг составлялся: кого и как опрашивали, как подводили итоги опросов. Но в целом доверия он у меня не вызывает.