Двойное падение — это не шутки

Проблемы кризиса — монетаристский взгляд: «В последнее время Штаты публикуют неутешительную статистику, и все же, во 2 половине 2010г. вполне можно рассчитывать на устойчивый рост.» Двойное падение — это не шутки

30:07:10 11:57

Двойные падения — нечастое явление в США

В 19в. и начале 20в. двойные падения в США были довольно распространены из-за тесной связи экономических циклов с сельскохозяйственными условиями. Однако важно помнить, что в таких промышленно развитых странах, как США, двойные падения случаются редко. Если рассматривать двойное падение как рецессию, которая начинается менее чем через два года после завершения предыдущей рецессии, то после Великой депрессии в США было только одно двойное падение. Произошло оно в начале 1980х гг., и этому определенно способствовало следующее обстоятельство: в период между окончанием рецессии 1980г. и началом рецессии 1982г. краткосрочные процентные ставки выросли более чем на 1000 б.п., а краткосрочная доходность подскочила более, чем на 400 б.п. Сегодня для второго падения нет никаких видимых причин.

Ключом к восстановлению в США является рынок труда.

Даже несмотря на рост занятости в течение последних нескольких месяцев, количество рабочих мест в частном секторе остается ниже минимума середины 2003г. Тем не менее, экономика восстановила почти все позиции, утраченные во время Великой рецессии 2008-09гг. Несоответствие между ростом объемов экономики и трудозатратами свидетельствует о значительном увеличении производительности. Из истории известно, что на первых этапах экономического восстановления может отмечаться высокий рост производительности. Но та же история говорит нам о том, что это явление временное. Если объемы экономики будут увеличиваться и дальше, компаниям придется привлекать дополнительную рабочую силу. Сейчас происходит такой переход от обусловленного экспортом и производительностью восстановления к более устойчивому развитию, чему благоприятствует рост рабочих мест и доходов. К примеру, объявления об увольнениях звучат реже, чем когда-либо за десятилетие, количество временных рабочих по-прежнему быстро растет, а (несмотря на небольшой скачок в июне) продолжительность рабочей недели продолжает медленно увеличиваться. И, что важнее всего, растут налоговые поступления в федеральную казну. Исторически, такой ход событий сопряжен с изменениями в сфере занятости и изменением объемов прибыли.

Опасения по поводу отмены стимулов преувеличены

Многие считают, что отмена финансовых стимулов может привести к спаду во 2 половине года — или даже к двойному падению. В последние годы принималось много мер по финансовому стимулированию, но интереснее всего Закон о восстановлении экономики и реинвестициях (ARRA), принятый в феврале 2009г. Данный закон включает в себя три основных компонента — снижение налогов, расходы на инфраструктуру и помощь государственным и местным правительствам. По первоначальным подсчетам предполагалось, что так называемые «стимулы» составят 787 млрд. долларов и будут реализованы в течение 10 лет, тогда как, согласно последним официальным данным, сумма составит 862 млрд. долларов (см. последний Бюджетный и экономический прогноз Бюджетного управления Конгресса). Страх перед отменой стимулов, во многом, необоснован, поскольку закон ARRA подразумевает продление срока ограничения на введение минимального альтернативного налога (AMT). На самом деле, в 2010 финансовом году на это из пакета стимулов выделяется 100 млрд. долларов. Также весной 2009г. вступили в силу изменения, связанные с таким компонентом ARRA, как «Making Work Pay» (платит работа), что привело к временному увеличению чистого дохода. Вскоре после внедрения таких изменений, чистая прибыль снова стала уменьшаться, что свидетельствовало о серьезном сокращении рабочих мест, происходившем в тот момент. Затем объемы чистой прибыли начали увеличиваться на фоне относительного улучшения ситуации на рынке труда в 2010г. Таким образом, сейчас происходит рост чистой прибыли — что и является целью сокращения налогов.

В тоже время в последние месяцы наконец-то начали увеличиваться расходы на инфраструктуру. В действительности, государственные расходы на строительные объекты уменьшались в течение большей части 2009г. и в начале 2010г. в результате принятия ARRA, и ситуация стала меняться только в последние несколько месяцев. Вероятно, это связано с началом действия финансовых стимулов (хотя вообще-то не имеет значения, связано это со стимулами или нет — важно увеличение активности в государственном строительном секторе). Правда, значительная часть финансовой поддержки государственных и местных правительств, включенных в ARRA, будет завершена в этом году. Но многие полагают, что правительство выделит дополнительное финансирование — в основном связанное с медицинскими пособиями. Существуют некоторые опасения по поводу отмены других видов финансовых стимулов. В частности, недавнее уменьшение продаж новых домов после истечения налоговых льгот для покупателей домов снова породило опасения в связи со стимулами. Налоговые льготы для покупателей домов действительно в некоторой степени способствовали продажам, и, следовательно, можно ожидать отдачи. Однако налоговые льготы для покупателей также привели к уменьшению запасов непроданных домов до почти рекордных минимумов, что позволяет снизить давление на строителей.

Ситуация аналогична программе компенсации за старые автомобили, которая в значительной мере способствовала продажам автомобилей осенью и весной 2009г. Последствия данной программы для производства сказываются до сих пор. Например, некоторые автопроизводители объявили, что не будут закрывать заводы, как это обычно происходит во время празднования Дня независимости. Напротив заводы продолжили работать, чтобы пополнить скудные запасы. Исходя из графиков сборки, опубликованных автопроизводителями, можно предположить, что производство автомобилей с учетом сезонных изменений, вырастет в июле примерно на 15%. Эти обстоятельства помогли значительно сократить число заявок на пособия по безработице в последнюю пару недель, а увеличение объемов сборки автомобилей в июле также будет способствовать промышленному производству, росту занятости и ВВП в 3 квартале.

Что касается автомобилестроения, то ограничение чрезмерного накопления запасов и краткосрочное стимулирование спроса заложили основу для продолжительного восстановления в данной сфере. На наш взгляд, маловероятно, что в секторе жилищного строительства произойдут такие же улучшения, однако отсутствие избытка нераспроданных новых домов должно — как минимум — помочь ограничить спад в этом секторе. Кроме того, жилищный сектор — не самая важная составляющая устойчивого восстановления в США. В данный момент на инвестиции в жилищное строительство приходится менее 2.5% ВВП по сравнению с пиком в 6% в 2005г. При этом наш прогноз по началам жилищного строительства в 11% в 2010г. и 5 % в 2011г. является самым пессимистичным среди всех имеющихся.

И в конце хотелось бы отметить, что существуют оправданные опасения по поводу возможного финансового охлаждения. Однако это относится не к 2010, а к 2011 году. На самом деле, побочным экономическим эффектам финансового давления, оказываемого на государственные и местные правительства, вероятно, уделяется слишком большое внимание. Что действительно важно, так это действия федерального правительства. Мы полагаем, что Конгресс продлит сроки сокращения подоходных налогов и налогов на прирост капитала для всех жителей за исключением тех, кто получает самую большую прибыль (т.е. домохозяйств с годовым доходом более 250000 долларов). Однако вероятны разные результаты, и, возможно, ситуация не разрешится до завершения ноябрьских выборов. Если бы налоговые ставки увеличивались в 2011г. повсеместно, то, несомненно, существовал бы некоторый риск спада по сравнению с нашим нынешним экономическим прогнозом. И наоборот, если налоговые ставки останутся на сегодняшнем уровне для всех, существует вероятность более активного роста.

Дэвид Гринлоу

По материалам Morgan Stanley

Источник: Forexpf.Ru