Инервью М.Хазина: причины отставки Л.Линдсея и П.О’Нила и ее связь с экономической политикой США. Опубликовано 9 декабря 2002 г. на сайте opec.ru. Этот сценарий становится все более и более вероятным
Михаил Леонидович, в пятницу в отставку подали министр финансов США Пол О’Нил и советник президента Буша по экономике Лоренс Линдси. С чем связаны эти отставки? И как теперь изменится экономическая политика США?
До недавнего времени экономическая политика в США определялась в рамках противоборства двух основных "команд". Первая ратовала за "закрытие" экономики в условиях "слабого" доллара и первоочередной выход США из мирового кризиса (который бы начался сразу после резкой девальвации мировой резервной валюты) за счет накопленного за предыдущие годы технологического и, частично, военного потенциала. Второй вариант был основан на агрессивной внешней политике, вынуждающей все стран мира поддерживать своими ресурсами американскую экономику, с приоритетом чисто военных методов и обязательном сохранении "сильного" доллара. Принципиальные разногласия между двумя этими планами были вызваны, в частности, тем, что девальвация доллара, являющаяся обязательной составляющей первого варианта (вплоть до проведения денежной реформы, "отсекающей" долларовую массу, находящуюся за пределами США) неминуемо влечет за собой разрушение мировой финансово-банковской системы, базирующейся на инвестиционных банках Уолл-стрита, таких как "Меррилл Линч", "Голдман Сакс" и т.д. Сторонниками первой линии в администрации президента США являлись госсекретарь Пауэлл и министр финансов О’Нил. Последний, сразу после назначения на должность в феврале 2001 г., несколько раз пытался зондировать почву на предмет девальвации доллара, но получил резкий отпор, после чего смирился с невозможностью преодолеть сопротивление финансовых кругов США. Скорее всего, существенную роль в поддержке этой группы играл глава группы экономических советников Белого дома Л.Линдсей, который, судя по его высказываниям, наиболее адекватно представлял себе реальную ситуацию в американской экономике (вплоть до понимания структурных причин кризиса). Отметим, что главными лоббистами этой группы в американском истеблишменте являются национальные производители и экспортеры, к которым, в частности, относится и сам О’Нил, бывший руководитель крупнейшей алюминиевой компании Алкоа. Отметим, что О’Нил, к тому же, имел давние и теплые отношения с председателем ФРС А.Гринспеном, который и пригласил его на пост руководителя этой компании в бытность свою председателем ее совета директоров. Как уже говорилось, основой альтернативной концепции стала идея о том, что экономические проблемы США могут быть решены за счет других стран мира. Причем если еще два года назад иностранные инвесторы добровольно вкладывали свои средства в американскую экономику, то после того, как весной 2001 года основные финансовые рынки США перестали приносить инвестиционную прибыль, этот финансовый поток стал резко уменьшаться. К весне 2002 года иностранные инвестиции в США стали меньше, чем текущий дефицит платежного баланса и стало понятно, что "уговаривать" иностранных инвесторов надо более жестко. Лидерами "партии", реализующими этот план, в окружении Буша-мл. являются вице-президент Р.Чейни, министр обороны Рамсфельд, его заместитель П.Вулфовиц и советник по национальной безопасности К.Райс. Первые трое еще при президенте Буше-ст. (на границе 80-х – 90-х годов XX века) разработали новую внешнеполитическую и военную доктрину, которая была принята уже нынешним президентом только несколько недель назад. Эта доктрина предусматривает крайне агрессивную внешнюю политику США, не ограниченную интересами и проблемами других стран и населяющих их народов в рамках идеологии единственной в мире "сверхдержавы".
Однако экономический кризис продолжался, и последней глобальной попыткой администрации США изменить политику с целью его преодоления стало принципиальное изменение базовых принципов регулирования экономики. После 11 сентября 2001 года США отказались от монетарно-либеральных принципов и начали прямую государственную поддержку экономики. За год профицит госбюджета США в размере порядка 160 миллиардов долларов сменился на дефицит примерно такого же масштаба, аналогичные по объему средства ФРС вложила в "поддержку ликвидностью" (термин А.Гринспена) финансовых институтов и ряда отраслей, например, авиаперевозчиков. Иными словами, примерный объем такой поддержки составлял около 50 миллиардов долларов в месяц. Однако на сегодня стало понятно, что кризисные явления зашли так далеко, что оба описанных выше сценария в "чистом" виде, скорее всего, не приведут к успеху. Дефицит платежного баланса настолько увеличился (его рост в 2002 году иногда достигал 10% в месяц), что избежать девальвации доллара стало практически невозможно. Об этом уже практически открыто говорят и А.Гринспен, и некоторые его заместители. Только за последние месяцы доллар относительно евро упал почти на 20%, цена на золото выросла с 270 до примерно 320 долларов за тройскую унцию. При этом структурные диспропорции усилились настолько, что для поддержания ВВП необходимо уже не 30-50 миллиардов долларов в месяц, как осенью 2001 года, а около 200 миллиардов, что существенно выходит за возможности экономики США (см. "Русский предприниматель" за сентябрь 2002 г., статью М.Хазина). Единственной альтернативой является снижение издержек американской экономики в сравнимых масштабах, что проще всего достигается снижением мировых цен на нефть до уровня порядка 12 долларов за баррель (как минимум), или, в идеале, до 6-8 долларов за баррель. Поскольку достичь такого результата можно только в случае прямого контроля над нефтяными районами Персидского залива, все большую силу в окружении Буша получала та группировка, которая уже много лет готовила именно такой сценарий. Таким образом, оба плана "в чистом" виде пришли к своему естественному завершению, а единственным оставшимся вариантом стал странный "гибрид": агрессивная внешняя политика при "слабом" долларе. Как следствие, "партия" Пауэлла-О’Нила-Линдсея стала уступать "партии силы" Чейни-Рамсфельда-Вульфовица с точки зрения доступа к конкретным "рычагам управления", все более и более перестраивающимися на реализацию откровенно военных сценариев, которые, теоретически, должны включать в себя не только установление прямого контроля над нефтяными районами, но и поддержку американской финансовой системы. Странность же этого сценария объясняется тем, что совершенно непонятно, как в принципе можно обеспечить такой результат. При этом необходимо учитывать, что неминуемая девальвация доллара приведет к существенным изменениям в рамках первоначального плана "ястребов". В частности, вызовет падение мирового спроса, обеспеченного высоким курсом доллара. А это автоматически приведет к падению жизненного уровня в США. Именно по этой причине совсем недавно в США создано министерство национальной безопасности. Эта структура совершенно неэффективна для борьбы с разрозненными террористическими организациями, но будет абсолютно незаменима в ситуации массовых социальных волнений, которые неизбежны при существенном падении жизненного уровня американцев, уже отвыкших от решения возникающих при таком сценарии проблем. Вышедшие в пятницу, 6 декабря, статистические данные, показывающие резкий рост безработицы в США, с 5.7% до 6%, показывают, что этот сценарий становится все более и более вероятным.
Кроме того, есть существенные основания считать, что реальная стоимость операций в зоне Персидского залива может намного превышать предварительные прикидки. Если к этому добавить неминуемое падение доллара и дестабилизацию финансовой системы, то руководителям военной кампании необходим практически неограниченный и не связанный различными бюрократическими и законодательными ограничениями доступ к бюджетным средствам, которые до сих пор были в руках противоположной "команды". Иными словами, единственным реально остающимся от приведенной выше альтернативы вариантом экономической политики становится авантюристическая финансовая и бюджетная политика в условиях падающего доллара и военных действий за пределами США. Скорее всего, именно для того, чтобы избавиться от влияния строгих и ответственных финансистов и экономистов, команда "ястребов" инициировала отставку О’Нила и Л.Линдсея. Которые, в свою очередь, будучи людьми априори ответственными, должны быть рады отойти от ответственности за деятельность не совсем адекватных политиков. Теоретически, есть вероятность увольнения и Пауэлла (о возможной отставке которого уже неоднократно говорилось в Вашингтоне), но он выходец из военных кругов, роль которых все время повышается и которые очень заинтересованы в том, чтобы в окружении Буша-мл. оставался хотя бы один человек, который реально представляет себе ситуацию и способен "обуздать" агрессивных авантюристов, играющих все большую роль в Вашингтоне.
9 декабря 2002 Хазин Михаил Леонидович