Президент США Трамп уже неоднократно говорил о том, что правила ВТО нуждаются в серьезном обновлении (чтобы не сказать, что ВТО должна быть ликвидирована). Собственно, на тот момент, когда Россия вступила в ВТО, об это уже говорили все более или менее адекватные (то есть не ангажированные либеральной «командой») эксперты. Но мы опять оказались «святее Папы Римского» и, в результате, не защищаем рынки даже в тех масштабах, в которых могли бы это сделать
Впрочем, в последнее время какие-то действия в этом направлении начались. В частности, было подготовлено решение (впрочем, пока оно не принято), что российские углеводороды, по Северному морскому пути, должны доставляться российскими судами. Будет ли принято? Вопрос. Поскольку либеральное противодействие развитию российской экономики пока никто не отменял.
Собственно, до недавнего времени у противников развития российской экономики был «железный» аргумент: у России нет производства собственных кораблей такого уровня, способных ходить по СМП («ледового» класса). Однако сейчас ситуация стала меняться, поскольку «Роснефть» заканчивает строительство новой верфи на Дальнем Востоке (проект «Звезда»), на которой можно будет строить российские танкеры.
Впрочем, есть и другие варианты развития событий. Компания «Новатэк» завершила третью очередь строительства завода сжиженного газа (проект «Ямал СПГ»). И газовый «Кристоф де Маржери» уже этот газ возит. Проблема только в том, что построен этот корабль на южнокорейских верфях. Опять-таки, не так давно это было не столь уж принципиально, но сегодня уже очевидно, что с точки зрения интересов нашей страны категорически необходимо, чтобы такие газовозы заказывались у нас.
Если кто-то скажет, что это противоречит принципам конкурентности, но напомним, что, с одной стороны, «Новатэк» получил очень большие льготы по проекту «Ямал СПГ». В том числе и налоговые. Со стороны государства. И в этом смысле, государство имеет моральное право просить (чтобы не сказать, требовать) ответных действий.
А с другой… В Соединенных Штатах Америки, так сказать, иконы конкуренции, все каботажные (то есть производящиеся из одного местного порта в другой) перевозки должны осуществляться американскими судами, под американским флагом и с американским экипажем. И, кстати, углеводороды Аляски тоже перевозятся американскими судами. Оно, конечно, может, и не очень выгодно для конкретного перевозчика, но с учетом заказов кораблестроителям, рабочих мест, работы конструкторов да и много еще чего — в целом экономика США оказывается в очень сильном выигрыше.
Мы в этом смысле ничуть не хуже. То есть, теоретически не хуже. А вот практически есть серьезные проблемы. И мне кажется, что, с учетом инициативы Трампа, необходимо срочно переходить к построению механизмов, которые бы обеспечивали сохранения добавленной стоимости внутри страны. А не выводу ее за пределы, в долларовую зону.
Не секрет, что политика либеральных денежных властей России направлена на то, чтобы в России не было внутренних источников развития. А таким источником как раз и является добавленная стоимость, которая и обеспечивает расширение производственного капитала. Фокус состоит в том, что если цепочки добавленной стоимости разорваны (то есть в какой-то момент в производстве используется импортное оборудование, в приведенном выше примеры — танкеры), а контроль за ценообразованием находится в чужих руках («мировые цены»!), то неожиданно выясняется, что вся прибыль от экономической деятельности остается «там». А вовсе не здесь! И, соответственно, капитал тоже произрастает «там».
Понятно, что для либеральной части российской элиты (которая, в рамках договоренности с Западом начала 90-х и контролирует у нас финансовую и экономическую политику) это просто решение поставленной когда-то, в начале 90-х, задачи. Но с тех пор пошло довольно много лет и пора бы уже от этих договоренностей отходить. Тем более что, как сказал не так давно президент Франции Макрон, сам Запад эти договоренности неоднократно нарушал.
Разумеется, мы люди приличные и устраивать шум и гам не будем. Но вот потихоньку, помаленьку, пора отбирать обратно украденную у нас прибыль. То есть возвращать в Россию цепочки добавленной стоимости. И, к слову, завод, который достраивает «Роснефть» дает для этого отличную возможность.