Как планируются экспроприации

Пока значительная часть населения планеты в значительной степени отвлечена от суровой реальности и с увлечением следит за чемпионатом мира по футболу, Международный валютный фонд обнародовал прелюбопытный документ, способный оказать самое серьезное воздействие практически на всех живущих на земле. Формально это не более чем рабочий документ, посвященный кризису суверенного долга, который подготовили в недрах фонда небезызвестные в определенных кругах экономисты К. Рейнхарт и К. Рогофф.

09.07.2014

Пока значительная часть населения планеты в значительной степени отвлечена от суровой реальности и с увлечением следит за чемпионатом мира по футболу, Международный валютный фонд обнародовал прелюбопытный документ, способный оказать самое серьезное воздействие практически на всех живущих на земле. Формально это не более чем рабочий документ, посвященный кризису суверенного долга, который подготовили в недрах фонда небезызвестные в определенных кругах экономисты К. Рейнхарт и К. Рогофф. Там даже есть оговорка, что его не должно рассматривать как документ, отражающий взгляды МВФ, это исключительно мнение авторов документа, и он отражает лишь проводимые ими исследования, а опубликован для дальнейшего обсуждения. Все это так, однако его содержание помимо чисто исторических экскурсов представляет собой фактически набор рекомендаций для стран-участниц МВФ как в случае необходимости экспроприировать средства населения и компаний частного сектора. Подготовленный в декабре 2013 года этот документ стал доступен для широкой публики только сейчас. Документ предлагает целый спектр различных мер. Первыми из них предлагаются  финансовые репрессии. Они включают в себя вынужденное различными методами кредитование правительства местными финансовыми институтами (например, пенсионными фондами), предприятиями и населением, разнообразные ограничения процентных ставок, регулирование трансграничного движения капитала и более тесную взаимосвязь между правительством и банками. Фактически финансовые репрессии представляют собой еще одну форму налогообложения, которая ограничивает выбор и возможности для сбережений и сберегателей. Вторым интересным моментом является утверждение авторов о том, что внутренние и внешние долги – это долги разные. Прежде всего потому, что с внешними долгами, выраженными в иностранной валюте, правительству той или иной страны разобраться существенно сложнее, чем с долгами внутренними. Помимо уже упомянутых выше финансовых репрессий внутри страны правительство с помощью законодательных мер может вынудить местные финансовые институты согласиться на существенно более низкую норму прибыли, чем они могли изначально рассчитывать., и с помощью таких мер снизить долговую нагрузку и/или изменить сроки возврата основной суммы долга. По идее, таким образом можно отсрочить свои обязательства выплатить основной долг на бесконечно отдаленную дату. Вообще же, по мнению авторов этой записки, есть пять способов борьбы с чрезмерным государственным долгом: экономический рост, который встречается довольно редко; меры жесткой экономии, дефолт или реструктуризация; инфляционный сюрприз; постоянная доза финансовых репрессий одновременно с постоянной дозой инфляции. Несмотря на непопулярность четырех последних из пяти указанных мер они вполне эффективны, и хотя считается, что часть из них в настоящее время нехарактерна для ведущих экономических держав, они вполне активно применяли все эти меры на протяжении значительной части ХХ века. И тому есть масса примеров. Поэтому, если повезет, и экономика начнет действительно развиваться, то для всех это окажется наиболее мягким выходом из сложившейся ситуации, если же нет, то отказываться от использования каких-либо из имеющихся инструментов для борьбы с государственным долгом нецелесообразно. К тому же, как отмечают авторы, видимый долг обычно оказывается существенно меньше тех долговых обязательств, которые существуют в реальности.

Если принимать во внимание такие идеи МВФ, как «налог на богатство», и иные тому подобные инициативы вроде национализации пенсионных накоплений, конфискации части или всех средств вкладчиков, находящихся на счетах в банках по образцу Кипра, то в своей совокупности предложения МВФ можно свести к одной простой стратегической идее – фактической национализации всех сбережений и финансов общества в глобальном масштабе и ликвидации каких-либо рыночных механизмов в этой сфере.  Фактически это наброски плана по полной экспроприации средств у сберегателей, инвесторов и пенсионеров, направленного лишь на то, чтобы государственная бюрократия смогла бы продержаться у власти и хорошо жить еще какое-то время. Подобные действия властей оставляют населению лишь два возможных выхода для того, чтобы не потерять заработанное – либо приобретать вечные ценности и хранить их вне пределов современной финансово-банковской системы, либо немедленно тратить на удовлетворение текущих потребностей, прихотей и желаний. Выбор, к сожалению, невелик и с каждым прошедшим днем становится все меньшим, и каждый сам должен решать, что ему или ей делать в подобной ситуации и как защищаться от экспроприаций их средств государствами. Мои книжки «Крах «денег» или как защитить сбережения в условиях кризиса», «Золото. Гражданин или государство, свобода или демократия», «Занимательная экономика», «Деньги смутных времен. Древняя история», «Деньги смутных времен. Московия, Россия и ее соседи в XV – XVIII веках» можно прочитать или скачать по адресу http://www.proza.ru/avtor/mitra396 23.10.2013 на канале «РЕН-ТВ» вышла передача «Нам и не снилось: грязные тайны большой политики», в которой я также принимаю участие. Ее можно посмотреть либо на сайте «РЕН-ТВ», либо по следующим ссылкам: http://www.youtube.com/watch?v=JMHgIO-8q6E – 1 серия http://www.youtube.com/watch?v=zIxbWxdrpQ8 – 2 серия http://www.youtube.com/watch?v=k51FFu0MZQY – 3 серия или весь фильм целиком — http://www.youtube.com/watch?v=r5fl1qqRUdo