Колонка от 1 декабря 2023 года.

Я неоднократно описывал коллизию борьбы главы правительства Мишустина против денежных властей, во главе с Силуановым и Набиуллиной. Суть её в том, что Мишустин пытается инвестировать в реальный сектор экономики (производство), а денежные власти любой ценой этот процесс перекрывают, в том числе, увеличивая издержки реального сектора путём повышения ставок. Бороться со ставкой Мишустин не может, но кое-какие возможности у него есть. 
 
Например, один из источников роста издержек, как для промышленных предприятий, так и для населения (что влечёт за собой падение спроса) — это тарифы естественных монополий. Прежде всего, на электричество. И вот тут мне хочется предложить один вариант, который без особого насилия со стороны государства позволит эти тарифы существенно снизить.
 
Для этого нужно знать, что современные методы учёта позволяют точно сказать, у какого производителя взята энергия. То есть, теоретически, любой потребитель может получать раскладку, что 18% энергии он получает с такой-то станции, 27% — с такой-то и так далее. А дальше, нужно ввести правило (формально, это в руках правительства), что конечный тариф составляет отпускную цену этих производителей +20%. Или, скажем. 18%. И все посредники, которые в результате своей реформы расплодил Чубайс, должны в эти 20% уложиться. Ну и дополнение, если электричество отключено по вине посредника, он должен сесть в тюрьму. 
 
Всё. Дальше они сами, причём довольно быстро, вновь объединяться в единую систему. Поскольку иначе работать просто не смогут, слишком велики будут убытки от сонма посредников, каждый из которых должен платить налоги и обеспечивать свой аппарат. Со своими «майбахами» и офисами. И, как следствие, издержки передачи энергии резко сократятся. А разного рода акционеры и прочие бенефициары пускай сами разбираются что к чему, с учётом того, что если где рубильник выключат, то могут пойти очень серьёзные санкции. Разумеется, этот процесс в судах займёт многие годы, но потребителям и экономике в целом до этого дела не будет. 
 
Остаётся только один вопрос. Инвестиции. И вот тут самое главное. Есть текущий ремонт и его нужно обеспечивать из текущих доходов. Тут проблем быть не должно. А вот новые мощности … А для них будет своя тарифная политика, причём утверждаемая на уровне правительства, тем же Мишустиным. Поскольку это инфраструктура, которую нельзя пускать на самотёк. И в результате мы получаем очень красивую картинку, дешёвое электричество от старых станций и несколько более дорогое от новых. Не сильно, потому что срок окупаемости тоже будет утверждать правительство и это будет срок не 3 года, а 25-30 лет …
 
Отметим, что эту модель можно сделать ещё более «потребителеориентированной», если наиболее крупные новые станции строить за счёт бюджетных денег. То есть возврат инвестиций в тариф включаться не будет. Кто-то скажет: «Дорого!» А мы ответим — рост экономики за счёт дешёвых тарифов и налоги с этих новых предприятий довольно быстро перекроют бюджетные затраты. 
 
Я понимаю, Минфину это объяснить невозможно, он вообще про тактику, на срок больше 3 лет ничего не видит и видеть не хочет. Ну так нужно вернуться к нормальной ситуации, при которой есть министерство экономики, которое занимается стратегическим планирование (на сегодня такого органа в правительстве просто не существует) и оно должно быть главнее Минфина. Задача Минфина — исполнять бюджет (в реальности он и этим занимается плохо), макроэкономика и стратегия должны быть в другом месте. Пора возвращаться к нормальной ситуации. 
 
Я думаю, что Мишустин такое предложение может понять и принять. На что очень рассчитываю.