За разными украинскими и американскими делами я несколько позабыл дела наши, российские. А вместе с тем, в правительстве вышел один внутренний документ, крайне интересный с точки зрения оценки складывающихся тенденций.

Дело в том, что современное российское чиновничество работает тогда и только тогда, когда есть бюджет. Он может быть государственным (и тогда это называется «освоением»), а может быть внешним (тогда это коррупция). Но без бюджета, пусть и в рамках формальных служебных обязанностей, заставить чиновника работать можно только из-под палки. Палки бывают разные (например, шантаж, угроза продемонстрировать начальству, что конкретный чиновник его подставляет, невероятное занудство в законных требованиях, жалобы в спецслужбы и так далее), но без неё чиновник, в подавляющем большинстве случаев, свои обязанности игнорирует.

И вот, премьер Мишустин подписывает документы, в которых уточняет параметры работы своих замов по курированию федеральных округов. Там много чего, но меня заинтересовало одно место, а именно — критерии оценки работы. А они следующие:

  • изменение доходов граждан;
  • выпуск товаров и услуг;
  • число рабочих мест;
  • объём внебюджетных инвестиций.

Обращаю внимание, все эти критерии практически невозможно использовать для извлечения личной прибыли для конкретных чиновников. Уровень жизни населения требует от чиновников работы, более того, он даже усложняет возможность по «пилингу» и «откатингу» — поскольку этот процесс снижает уровень жизни населения. Выпуск товаров и услуг требует инвестиций и местного кредитования, что тоже не очень влияет на личную обеспеченность чиновников.

Можно, конечно, ставить палки в колёса предпринимателей (с последующим получением взяток), но, с учётом критериев, это ухудшит соответствующие показатели и создаст угрозы вмешательства разных спецслужб. Впрочем, продолжим дальше. Число рабочих мест тоже требует инвестиций и тут чиновники могут что-то получить только напряжённой работой по развитию региона. Ну а объём внебюджетных инвестиций требует (особенно с учётом вредительства денежных властей) реальной, серьёзной и качественной работы со стороны региональных чиновников.

И, что характерно, ни одного критерия, который помог бы чиновнику что-то заработать, не видно. Нет, конечно, они могут жить по старому, то есть тихо-мирно «пилить» выделяемые бюджеты, но вот вице-премьеров этот никак устроить не может, поскольку у них своя конкуренция (на которую региональные чиновники повлиять никак не могут). И я могу с полной уверенностью сказать, что неприятностей для региональных чиновников московские могут не просто много, а критически много. Со всеми вытекающими

Фактически, из вице-премьеров сделали тот самый жупел для региональных чиновников, которым в советские времена были обкомы партии и ЦК КПСС. И сопротивляться им бесполезно, они вообще не будут вникать в региональные детали, им нужны показатели. Их, конечно, можно фальсифицировать, но тут уж добрые люди (свои же коллеги) донесут, уж не сомневайтесь!

Так что, судя по всему, Мишустин сделал ещё одно полезное дело, разрушающее либеральный консенсус 90-х. Не до конца, конечно, но всё равно, процесс идёт, что приятно.