Для начала — выдержка из постановления правительства: «МОСКВА, 17 февраля. /ТАСС/. Премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал постановление правительства, упрощающее правила предоставления компаниям субсидий на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) при производстве высокотехнологичной продукции. Об этом он сообщил, открывая заседание правительства.
«Правительство упростит правила предоставления универсальной субсидии на проведение НИОКР, связанных с производством конкурентоспособной продукции. Соответствующее постановление подписано», — сказал глава правительства.
Для людей молодых, может быть, в этом тексте ничего «такого» нет. Но я хорошо помню 90-е годы, когда любые попытки выделить деньги на развитие России вызывали сумасшедшую агрессию либеральной команды. Даже государственные гарантии, которые выделялись Министерством экономики, тратились только на «высокоприбыльные» проекты. Более того, попытка отойти от крайне сомнительного порядка, при котором стратегические интересы государства вообще не учитывались, привели к тому, что в Законе о федеральном бюджете на 1998 год проявилась совершенно феноменальная статья 101, в которой есть прямая отсылка к Постановлению правительства от 22 ноября 1997 года № 1470.
Суть в том, что в законе не может быть ссылок на постановления правительства, региональные законы или решения муниципальных властей (наоборот — сколько угодно). Но постановление № 1470 не было одобрено Президентом РФ поскольку не отвечало интересам развития экономики, команда Чубайса-Уринсона-Кудрина провела его в обход установленного порядка, как раз с целью вывода бюджетных денег в чисто коммерческую сферу. Анализ этого постановления я как-нибудь проведу, но суть состоит в том, что самая главная задача — не выделять денег на развитие страны.
Отвечу сразу разного рода «критикам», работающим на либеральные деньги: да, в этом (да и других законах о бюджетах 90-х годов) есть статьи о выделении денег на НИОКРы. Вопрос только, сколько из них реально было выделено и сколько получено исполнителями. Типичный пример: заключается соглашение между бюджетополучателем и Минфином о том, что деньги будут находиться в некотором коммерческом банке, деньги там лежат до 31 декабря, а затем переводятся куда надо. Только вот получают их уже в новом году, а значит, они либо зачисляются, как полученные в счёт бюджета следующего года, либо вообще возвращаются …
В общем, я считаю, что такой документ представляется ещё одним (пусть и маленьким) шагом на выход из тотального господства либерального финансово-экономического лобби, которое категорически отказывает нашей стране в развитии. Разумеется, его одного мало, но шаг за шагом мы продвигаемся в правильном направлении. И я уже объяснял, как трудно даётся Мишустину и его команде каждый такой шаг. Любой человек, который видел, что происходило в 90-е годы, не может этого не замечать.